И будто ангел пролетел...

 

К 95-летию композитора Адили Гусейнзаде

 

Существует мнение, что звуки музыки, рожденные в искреннем порыве творчества, улетают далеко ввысь, проникают в другие, более совершенные миры, что эти звуки слышат и приветствуют ангелы. А здесь, на Земле, они гармонизуют наши души, делают их более совершенными и чистыми.

Об этом думалось на концерте, состоявшемся на днях в Концертном салоне им. Уз. Гаджибейли Союза композиторов и посвященном 95-летию Адили ханум Гусейнзаде.

Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Адиля Гусейнзаде прожила большую и сложную жизнь, полную ярких событий и встреч, радостей и разочарований, огорчений и надежд.

Она родилась 28 апреля 1916 года в Баку, в Ичери шехер. На Малой Крепостной улице в доме N28 прошли ее детство и юность. Музыкальные способности проявились рано, с шести лет девочка начала учиться музыке и параллельно с общеобразовательной окончила детскую музыкальную школу-семилетку. В 1929-1932 гг. обучалась в Индустриальном техникуме, а в 1939 году окончила Индустриальный институт (ныне Нефтяная академия) по специальности "инженер-технолог".

Но заложенный свыше музыкальный дар не давал покоя, будоражил. И Адиля ханум, уже будучи замужем и имея детей, в 1942 году поступает в Азербайджанскую государственную консерваторию: сначала - на вокальный факультет, где она обучалась у прославленного Бюльбюля, а потом - на композиторский.

Композицией А.Гусейнзаде стала заниматься с благословения великого Узеира Гаджибейли: в 1943 году, представив ему свое первое сочинение - романс "Ядигяр", - она была зачислена в его класс, где успешно постигала основы азербайджанской народной музыки и сочинения. "Он всегда был добр, мягок, обходителен с нами, со своими студентами, и очень много времени, помимо основных занятий, отводил для бесед с нами о музыке и ее законах. Он был большой поддержкой для своих студентов во всех их делах", - вспоминала А.Гусейнзаде.

Шли годы. Один за другим стали появляться новые романсы, первым исполнителем которых был Бюльбюль, а также сочинения в других жанрах. Еще будучи студенткой консерватории, Адиля ханум участвовала в озвучивании партии Аси в фильме, снятом на киностудии "Азербайджанфильм" в 1945 году по музыкальной комедии Узаджибейли "Аршин мал алан". Ее красивый голос - мягкое меццо-сопрано - прекрасно сочетался с видеообразом этой героини и надолго запомнился зрителям.

В формировании А.Гусейнзаде как композитора большую роль сыграл и Б.И.Зейдман - представитель ленинградской композиторской школы, долгие годы работавший по приглашению Узеир бека на кафедре композиции в Азербайджанской консерватории. "После кончины великого Узеира Гаджибекова, - писала А.Гусейнзаде в своих воспоминаниях, хранящихся в архиве Союза композиторов, - меня перевели для продолжения образования по композиции в класс профессора Бориса Исааковича Зейдмана.

Он был исключительно одаренным педагогом, прекрасно знал азербайджанские мугамы и призывал студентов использовать их в своих сочинениях. Наши занятия проходили очень интересно и оживленно. Он был для нас не только учителем, но и духовно близким человеком, другом".

Окончив в 1953 году консерваторию, Адиля Гусейнзаде стала первой женщиной-азербайджанкой, получившей законченное высшее композиторское образование. Со временем творческий багаж композитора значительно пополнился, она написала немалое количество сочинений, среди которых были симфоническая поэма, посвященная герою труда Басти Багировой, вокально-симфоническая сюита "Моя родина", кантата "Голос мира", сочинения для хора a cappella, произведения для фортепиано, струнных и духовых инструментов, песни и романсы. Многие из них очень быстро стали популярными, исполнялись в концертах, звучали по радио и телевидению.

Педагогическая деятельность Адили ханум была связана со средней специальной музыкальной школой им. Бюльбюля, где она начиная с середины 50-х годов вела класс детского творчества. Преподавая основы композиции на протяжении 30 лет, она дала "путевку" в большую музыку многим, впоследствии хорошо известным музыкантам.

Все как будто сложилось хорошо, исполнились казавшиеся неосуществимыми мечты. Но глубоко в душе Адили ханум всегда таилась давняя неутихающая боль. ...Страшный 1937 год, год сталинских репрессий и террора. В этот год в жизни А.Гусейнзаде произошла трагедия. Ее горячо любимых отца и маму, братьев и сестер как подданных Ирана выслали из страны. Сама же Адиля ханум, будучи уже замужем и имея двоих детей, была освобождена от депортации и оставлена в Баку. Семья была бесчеловечно разделенани расстались без надежды когда-либо увидеться вновь. И эта разлука с дорогими, близкими ее сердцу людьми наложила отпечаток на всю ее жизнь и творчество, многие страницы которого окрашены в драматические тона. Но, несмотря на имеющуюся в сердце незаживающую рану, Адиля ханум всегда оставалась безгранично доброжелательным человеком, положительная энергетика которого неизменно притягивала к себе ее многочисленных учеников и коллег. И вот сейчас, в день ее 95-летия, многие из них пришли в зал Союза композиторов, членом которого Адиля Гусейнзаде была с 1944 года, чтобы вновь вспомнить талантливого композитора и педагога. Еще до начала концерта в зале и фойе господствовала атмосфера почитания и праздника. В фойе, уставленном корзинами прекрасных цветов, наполнивших воздух смесью неповторимых ароматов, ненавязчиво, тихим фоном звучит запись романса в исполнении Бюльбюля. При входе в зал сразу обращают на себя внимание два постера: на одном - дом в Крепости, где жила композитор, столь знакомый всем, кто там бывал, на другом - ее портрет. С этого портрета, поставленного на возвышении, на нас смотрит милое лицо женщины, полное доброты и одновременно бесконечной грусти. Взгляд ее, обращенный в зал и в то же время как бы скользящий поверху, полон достоинства и благородства. Устраняя завесу времени и пространства, он как бы приглашает нас наладить ту невидимую связь, проекцию которой может осуществить ее музыка.

Вечер открыла председатель Союза композиторов Азербайджана, народная артистка республики Франгиз Ализаде. В своем вступительном слове, проникнутом теплотой и искренним уважением к памяти юбиляра, она подчеркнула ту большую роль, которую сыграла Адиля ханум в формировании ее как композитора. Своими воспоминаниями о замечательном человеке и композиторе поделились народная артистка республики Севда Ибрагимова, заслуженный деятель искусств Эльнара Дадашева, кандидат искусствоведения Лала Гусейнова.

Программа юбилейного концерта представила ту область творчества композитора, которая была ей наиболее близка и более всего отвечала складу художественной личности автора. "Я никогда не пишу музыку по заказу, - признавалась А.Гусейнзаде, - пишу только по велению сердца". И поэтому естественно, что приоритетной для нее была камерная музыка - вокальная и инструментальная.

На вечере в исполнении лауреата Международного конкурса Фариды Мамедовой (сопрано) и заслуженного деятеля искусств Ульвии Гаджибековой (фортепиано) прозвучали шесть романсов композитора: "У солнца молодости прошу" (слова Н. Рафибейли), "Соловей" (слова А.С.Пушкина), "В лесах Гараязы" (слова С.Вургуна) и три романса из цикла "Дуйгулар" на слова Р.Рзы. Еще два романса - "Ядигяр" (слова И.Солтан) и "Веслин хевеси" (слова Низами Гянджеви) - исполнил лауреат конкурса молодых вокалистов Рамиль Гасымов в сопровождении пианистки Зулейхи Байрамовой. Именно в романсах, в тесном союзе поэзии и музыки, обогащенном теплотой человеческого голоса, наиболее полно раскрылся замечательный мелодистский дар А.Гусейнзаде и ее "души прекрасные порывы".

Знаменательно, что романсы, написанные много лет назад и звучавшие в свое время в исполнении Бюльбюля, Шовкет Алекперовой, Лютфияра Иманова, Франгиз Ахмедовой, Фидан и Хураман Касимовых, Соны Аслановой, сегодня также привлекают внимание молодых певцов и входят в их репертуар.

Камерно-инструментальная музыка А.Гусейнзаде была представлена сонатиной для виолончели и фортепиано в исполнении Алексея Милтыха и Саиды Тагизаде и фортепианной фугой в ладе шур, сыгранной композитором Эльнарой Дадашевой. Если в романсах А.Гусейнзаде явственно прослеживается влияние романсов-газелей "Сенсиз" и "Севгили джанан" Узаджибейли, то эти сочинения отослали нашу память к камерной музыке А.Зейналлы. Эстетические принципы и основополагающие произведения этих мастеров национальной музыки были теми точками опоры, на которых строила свое творчество Адиля Гусейнзаде.

В заключение концерта прозвучал Струнный квартет композитора - замечательный образец азербайджанской камерной музыки середины ХХ века. Написанный с удивительным чувством ансамблевого жанра, четырехчастный квартет представляется нам выражением всей экзистенциальной сущности его создателя. Здесь проявили себя и душевные метания композитора, и отзвуки социума, и игровое начало, и направленный поиск гармонии, приводящий в конце к цели - к катарсису, выраженному в чистоте звучания мажорного созвучия. Слушая квартет, казалось, что вирбрируют не струны скрипок, альта и виолончели, а вибрируют частицы души автора, передавая нам ее состояния и эмоции. Блестяще исполненный в составе народного артиста Урана Сеидова, Вадима Сандлера, Вахтанга Иманова, Алексея Милтыха, квартет стал достойным завершением этого незабываемого вчера.

 

 

Наталья ДАДАШЕВА

 

Зеркало.  - 2011. - 4 мая. – С. 8.