Кому выгоден раскол?

 

Представитель тбилисской НПО о тревоге за целостность ислама в Грузии и на Кавказе

 

Как известно, недавно в соседней республике дала о себе знать новая общественная организация под названием "Управление мусульман Грузии" ("УМГ"). И это сразу же вызвало резко негативную реакцию председателя Управления мусульман Кавказа (УМК), шейх уль-ислама гаджи Аллахшукюра Пашазаде, а также Госкомрелигии Азербайджана.

Дело в том, что до сих пор в Грузии действовало и продолжает действовать официальное представительство УМК. Причем в своем недавнем выступлении на слете Высшего религиозного совета народов Кавказа в Баку шейх уль-ислам А.Пашазаде сообщил, что уже известно имя руководителя, который возглавляет "УМГ". Им является аджарец Джемал Багшадзе.

Вчера со своей точкой зрения по этому поводу обратился в "Зеркало" председатель тбилисской неправительственной организации "Грузия - моя родина" Али Бабаев. "С появлением НПО "УМГ" сразу же возникло множество проблем. И на этой теме очень много спекуляций. Ее основатели вначале говорили, что организацию создали в целях помощи людям в религиозных вопросах. Однако впоследствии они стали говорить, что, поскольку Грузия - суверенное государство, они обязаны как мусульмане отдалиться от влияния Управления мусульман Кавказа и избрать себе другого шейха", - сообщил А.Бабаев.

"Вообще-то, эта организация появилась 5 января 2011 года. И в ее состав вошли заместитель губернатора Квемо Картли, депутат парламента Грузии Азер Сулейманов, а также представитель омбудсмана Грузии в Квемо Картли Эмиль Оджагкулиев.

А недавно они собрали конференцию, в которой также участвовали государственные чиновники Грузии, замминистра по реинтеграции и т.д. И вот там впервые прозвучал призыв отказаться от подчинения шейх уль-исламу и создать отдельную структуру, которая будет заниматься вопросами исламской религии в Грузии", - отметил А.Бабаев.

В состав "УМГ", по его словам, входят шесть НПО грузинских азербайджанцев, которые Бабаев называет "радикальными" и "не желающими иметь какие-либо отношения с Баку". "А недавно около десяти человек приняли решение покинуть ряды "УМГ", Государственный реестр Грузии их выход оформил и утвердил. Например, ушел оттуда депутат Азер Сулейманов. И был еще ряд лиц, которые сначала вступили в "УМГ", а затем покинули его.

Сейчас в этой организации главенствующее положение занимает аджарец Решад Гогитидзе. Он председатель организации. А Джемал Багшадзе является ахундом Аджарии.

Он незарегистрированный член "УМГ". Вообще, "УМГ" заявляет, что у них в соратниках, партнерах числится 6 организаций грузинских азербайджанцев и 4 аджарские, а также организации мусульман из Кахети, Самцхе Джавахети и гори-марнеульские мусульмане. И все они явились учредителями "УМГ". Вообще, на мой взгляд, у них в делах членства, учредительства царит настоящая неразбериха", - говорит А.Бабаев.

Он убежден, что "УМГ" было создано с целью отбора полномочий шейх уль-ислама в Грузии. Но кто вообще способен передать этой НПО полномочия религиозной структуры? "У нас сейчас в Тбилиси действует официальное представительство УМК, в полномочия которого входят религиозные права мусульман всей Грузии. То есть азербайджанской общины, аджарцев, аварцев, турок-месхетинцев, чеченцев-кистинцев. И мне кажется, что сейчас мы сталкиваемся с проявлением желания неких сил, которые хотят отнять все эти полномочия, создать свою структуру и назначить управляющим там ахунда грузинского происхождения. В этом их цель и задача".

Кто же конкретно стоит в таком случае за такими действиями? Отвечая на этот вопрос, Али Бабаев заявил, что, по его мнению, "если там присутствовали замминистра по реинтеграции, председатель парламентского комитета Нугзар Циклаури, другие депутаты, значит, мы имеем дело с правительственным заказом".

"При этом никто не спрашивал ничего у населения мусульманского вероисповедания, не интересовался мнением ахундов, имамов мечетей, национальных НПО. Они позвали на конференцию только тех, кто им нужен.

А после резкого выступления шейха сейчас эти лица вдруг начали делать заявления в СМИ, что, мол, они не хотели мешать работе представительства УМК в Тбилиси, типа, они хотели всего лишь помочь", - говорит А.Бабаев.

По его мнению, кто-то преследует цель внести раскол в мусульманский мир, "чтобы посеять ненависть и раздоры между мусульманами Грузии разных национальностей и, безусловно, отделить их от какого-либо сотрудничества с Управлением мусульман Кавказа в Баку. Это явно чья-то политика с далеко идущими целями".

"До тех пор, пока не будет открыто заявлено о роспуске НПО "Управление мусульман Грузии", мы считаем, что эти планы еще живы, - говорит общественный деятель. - Надо, чтобы свою позицию по этому поводу выразили представители правящих сил. Но до сих пор мы ничего подобного не слышим. И нас это очень беспокоит, потому что, по Конституции Грузии, государство не имеет права вмешиваться в вопросы религии. И Закона о религии нет. Законодательно такой религии, как ислам, в Грузии не существует. У нас нет даже элементарного статуса у мечетей.

При этом в Грузии сегодня спокойно появляются и действуют разного рода сектантские организации. Например, стало много ваххабитов. А такая цивилизованная, традиционная религия, как ислам, почему-то переживает попытки вмешательств в свои дела со стороны госчиновников и еретических течений.

Такое ощущение, что грузинские чиновники решили уже все государственные проблемы, осталось только ислам приватизировать. Пусть они лучше посмотрят, в каком социально-экономическом положении находится сегодня Квемо Картли, где живут мусульмане. Вместо этого они затевают опасные игры вокруг вопросов религии. Мы осуждаем эти провокации, создание псевдоорганизаций.

Дело еще в том, что тут уже были случаи, когда вот такие НПО постепенно переделывались в государственные структуры. Некоторые партии и организации сейчас уже превратились в правительственные органы, учреждения. Глядишь, они и "УМГ" из НПО превратят в некий госорган".

"Интересно, почему эти чиновники и депутаты не задумываются о том, что на северо-западе Азербайджана тоже есть действующие православные храмы, которые сейчас находятся в подчинении Патриархии Грузии? - говорит Али Бабаев. - А вдруг и их отделят от патриархии? К чему это приведет? К межрелигиозному недопониманию между Грузией и Азербайджаном? А кому это на руку?

Раньше муллы и ахунды во всей Грузии занимались только своими религиозными делами, а теперь кое-кто хочет вовлечь и их в свои грязные политические дрязги. Духовенство нужно оставить в покое. Пусть лучше чиновники, если они так уж обеспокоены правами мусульман, займутся вопросом отсутствия статуса у наших мечетей. Причем ситуация неоднозначная. В Аджарии около 50 мечетей зарегистрированы как центры исламского вероисповедания, а в Квемо Картли такой регистрации не имеет ни одна из 57 мечетей".

По словам А.Бабаева, ныне действующий официальный представитель УМК в Грузии Али Алиев работает весьма плодотворно. "Благодаря ему сегодня во многих селах возродились и действуют мечети, хоть и без статуса. И никогда это представительство не было замечено в каких-либо сепаратистских или антигосударственных действиях. Напротив, Али Алиев входит в Совет религий Грузии, который действует при патриархе Илии II. Он входит и в совет при омбудсмане Грузии".

По мнению Бабаева, азербайджанское государство может помочь исправлению создавшейся тревожной ситуации в Грузии. "Надо предупредить руководство Грузии, что подобные шаги могут привести к очень неприятным последствиям для обществ обоих наших государств. Нельзя вносить раскол".

 

 

Р.Оруджев  

 

Зеркало.  -2011. – 20 мая. – С. 2.