Пяpвиз: "Сиюминутный бестселлеp служит убийцей вpемени, а настоящий - объясняет это вpемя"

 

Интервью с писателем, вошедшим в шорт-лист НКП

 

Об актуальных явлениях азербайджанской литературы "Зеркало" поговорило с финалистом Национальной книжной премии, известным писателем Пярвизом.

- Когда вы начали заниматься литературой? Чем это было вызвано?

- Кажется, я начал писать где-то в восьмом классе. Однажды я услышал новость о том, что мой брат, который старше меня на два года, пишет стихи. И очень удивился: разве обычные люди могут что-то написать? И я спросил его, правда ли, что его публиковали, что у него есть книжка. Оказалось, правда. Это было подражание стихам Гюльгусейна Гусейноглы. И про себя я тогда решил, что тоже смогу писать.

Мне казалось, и педагоги нам об этом говорили, что писатели и поэты - это особые люди. Когда впервые в районной газете было опубликовано мое стихотворение, учитель химии мне сказал: из тебя поэт не получится - поэтами рождаются. И тогда "корабли мои потонули", с тех пор я в этой "яме", пытаюсь выкарабкаться...

- С какими трудностями сегодня сталкивается писатель в Азербайджане?

- Разве есть такая трудность, которая не встретилась бы нашему брату - писателю? Писатель - человек, гражданин, живущий в стране; он ест хлеб этой страны, так же, как и остальные, сталкивается с несправедливостью; думает о том, как удачно жениться, построить дом, защитить своих детей. Его, как и обычных граждан, "охраняет" одна и та же полиция, он берет справки в том же жэке... Но проблемы писателя на этом не заканчиваются.

По-моему, творческий процесс - это процесс впадения в состояние транса. Для стихотворения нужен короткий, непродолжительный транс, и этого возможно добиться в любом месте. А для прозы - долгий процесс, требующий идеальных условий.

Азербайджанскому писателю, который "задыхается" в общественных и социальных проблемах, достичь этого состояния очень сложно.

- Каким вы видите литературный процесс в Азербайджане, скажем, через пять лет? Что должно способствовать его развитию?

- Литературный процесс подобен процессам природы. И как человек не может управлять природой, так и литературой он управлять не в состоянии. Как в советское время делались попытки управления творчеством, творческими людьми, так и в наше время мы наблюдаем это на примере тоталитарных организаций по всему миру. Результат такого управления не может быть длительным и качественным.

Нельзя ускорять или препятствовать развитию литературы. Можно сказать, что субъективное влияние писателя здесь равно нулю. Может случиться, что через десятилетие в азербайджанской литературе ничего не будет стоящего, а может, завтра выйдет шедевр.

Я подхожу к литературному процессу как к индивидуальному акту. Литература - это не продукт коллективного творчества. Сейчас наша литература подобна буйствующему потоку. Развитие литературного производства - это одно, а развитие литературы - это другое. На мой взгляд, если у писателя нет для творчества нормальных условий, ждать от него чего-либо стоящего бессмысленно.

- Как вы считаете, почему ваша книга "На чужом языке" вошла в десятку НКП? В чем ее примечательные стороны?

- Думаю, правильнее было бы спросить об этом у экспертов или, скажем, у читателей. Во всяком случае, попадание в десятку из 120 произведений - сам за себя говорящий факт.

- Как вы в целом оцениваете десятку?

- Я не читал ни одной книги из десятки, даже свою. Об авторах сказать ничего не хочу, потому что в короткий список попали не авторы, а произведения. Эксперты в своем выборе руководствовались именно этим принципом. Если жюри также подойдет к выбору - тогда все будет в порядке, отбор будет производиться честным путем.

- Как вы считаете, какие темы сегодня выбирает читатель и почему? Какие жанры или темы уходят из современной литературы?

- Тема - это не главное. Никогда и нигде. Белинский говорил, что писатель - дитя своего времени. Сейчас к общественно-политической теме усилилось авторское внимание - об этом я могу судить как член жюри нескольких литературных конкурсов. Хотя считаю это естественным, но скажу, что главное - не что написать, а как написать.

Во всем мире интерес к прозе выше, чем к поэзии. Это доказывают и продажи книг. Сейчас читателя интересуют глобальные процессы, и он хочет к ним присоединиться.

.

 

И.Мухтарова 

 

Зеркало. – 2011. – 28 мая. – С. 25.