Сложности красивого пения,

 

или "Тpавиату" ждет всегда

 

Знаменательным событием в культурной жизни азербайджанской столицы в праздничные дни стала постановка оперы "Травиата" Джерди на сцене Азербайджанского государственного Академического театра оперы и балета с участием специально приглашенного немецкого дирижера Корнелии фон Керссенброфк, солиста Украинского театра оперы и балета, заслуженного артиста Украины, лауреата Международных конкурсов вокалистов Дмитрия Кузьмина и заслуженной артистки Азербайджана Инары Бабаевой.

Пользуясь современной терминологией, "Травиата" - это "хит", которого зритель ждет всегда. Во-первых, этому способствует сюжет оперы, который был позаимствован из автобиографического романа А.Дюма-сына "Дама с камелиями", повествующего о непростых взаимоотношениях юноши из приличной семьи к даме полусвета. Ну а если быть поточнее, сюжет оперы основан на драматургическом конфликте двух начал - института семьи, сконцентрированного в образе Жоржа Жермона, и свободной любви в образном преломлении главной героини Виолетты Валери, она же высокооплачиваемая содержанка, а в наш огламуренный век героиню можно вполне назвать "светской львицей". Впрочем, смени XIX век на XXI и подобный сюжет весьма актуален и в наши дни (недаром на партитуре своей гениальной оперы Верди написал: "Время действия - наши дни"). Во-вторых, великолепная, а местами просто божественная музыка оперы Джерди, требует от певцов не голосить во все горло, а быть точными, легкими и виртуозными. В-третьих, от оркестра требуется то же самое и плюс почти балетное внимание - "не поймать" солиста тут можно в два счета, и в этом смысле отметим чуткую работу дирижера спектакля - Корнелии фон Керссенброфк.

Нравится автору этих строк госпожа фон Керссенброфк. За удивительное внешнее очарование. За то, что, несмотря на свою востребованность (К. фон Керссенброфк активно гастролирует, выступая на лучших театральных подмостках мира), она всегда находит возможность посетить Азербайджан и порадовать бакинских меломанов своим искусством. За то, что являясь художественным руководителем и главным дирижером одного из старейшего театрального фестиваля - Мюнхенского фестиваля оперного искусства, К.фон Керссенброфк постоянно приглашает отечественный Симфонический оркестр театра оперы и балета для участия в этом престижном форуме, на котором постоянно исполняется музыка азербайджанских композиторов - Узаджибейли, К.Караева, Ф.Амирова, С.Гаджибекова, П.Бюльбюльоглу. За активное сотрудничество с отечественным Театром оперы и балета - именно благодаря ее организационной поддержке - из Германии были получены партитура, клавир, инструментальные партии оперы Моцарта "Волшебная флейта", премьера которой состоялась в сентябре в рамках Гаджибековского фестиваля.

Да и в целом, несмотря на феминизм, глобализм, либерализм и прочие "измы", традиционно дирижерский пульт все же мужская прерогатива, так как требует от дирижера не только эмоциональной составляющей, но и недюжей физической выносливости. И, наблюдая как изящная, хрупкая на вид госпожа фон Керссенброфк весьма искусно держит "нити управления" постановки на протяжении всего спектакля, приходится от удивления и восхищения просто разводить руками.

Дирижерский стиль К.фон Керссенброфк довольно по-южному темпераментен. Необычайно артистичная манера дирижирования, выразительность каждого жеста, покоряющая своей одухотворенностью и темпераментом, на протяжении всего концерта держала зал в состоянии восторженного напряжения. В музицировании фон Керссенброфк много воздуха и чувственной тишины, которую она здорово умеет слушать. Управление оркестром в лирических моментах оперы часто проводилось посредством почти балетной пластики - движений кистей рук, пальцев, которое невольно притягивало взгляд, завораживало и рождало ассоциации с давно утраченным искусством хейрономии.

Что касается собственно трактовки оперы, то интерпретация фон Керссенброфк не поражает новизной и неординарностью - классическая опера в чистом виде.

Однако ее прочтение вердиевской партитуры достигает главного - оно не отвлекает от собственно оперы, от пения, от взаимоотношения героев: вас не шокирует вдруг откуда не возьмись новоявленная "авторская" фермата или форте оркестра там, где в партитуре стоит нечто совсем противоположное. А, впрочем, и оркестр в этот вечер старался показать по-максимуму: разнообразие тембров, настроения, выразительный аккомпанемент.

И все же подлинной звездой постановки стала Инара Бабаева. В партии Виолетты есть все, что у американцев принято называть "the package" (все в плотно упакованном виде). Прекрасные внешние данные - красота, молодость, обаяние, хрупкость, великолепно подходящие для роли умирающей от чахотки красавицы. Великолепный голос, актерское мастерство и некоторая сценическая смелость, позволяющая героине падать, изображая обмороки героини, петь лежа на софе (не самое комфортное место для пения).

Партия Виолетты одна из самых нелегких в плане исполнения. Главная героиня практически на протяжении всей оперы не покидает сцены (в отличие от обычной классической оперы, где главные персонажи исполнив в каждом акте 1-2, максимум 3 номера, уходят за кулисы отдохнуть), да и партия написана очень плотно, не говоря уже о головокружительных пассажах. Как никакая другая оперная героиня, Виолетта дает возможность актрисе раскрыть все возможности ее певческого таланта, показать всю прелесть, все оттенки голоса, технику исполнения. Мало того, что ее очень трудно петь, ее нелегко и сыграть. Должны быть обязательно две составляющие, причем равноправные в этой партии: вокал и игра. Виолетта И.Бабаевой - удивительно хороша. Так же как и ее удивительно богатый и выразительный голос. Ее голос скорее не колоратурное, а крепкое лирико-драматическое сопрано - как нельзя лучше подходит к партии Виолетты. Она не принадлежит к тем исполнительницам, чей голос покоряет с первого появления на сцене. Ее голос, как и актерское исполнение, раскрывается постепенно, и как только он полностью раскроется, зритель будет следить за актрисой неотрывно, покоренный редким сплавом идеального по технике и естественного, как дыхание, музицирования с реальностью происходящей на сцене трагедии. Особенно это ярко проявилось в последнем акте. Довольно скучная, с точки зрения зрителя, концовка оперы, благодаря великолепному исполнению И.Бабаевой превратилась в захватывающее действие, в котором даже самые "шумные" (если не сказать случайные) зрители благоговейно притихли.

И все же наиболее обсуждаемой темой в антрактах постановки стало выступление Дмитрия Кузьмина в партии Альфреда. Отметим, что руководство театра проводит грамотную политику, постоянно приглашая ведущих солистов зарубежных театров, причем в качестве правил, а не исключения. Это всегда встреча разных школ, традиций, а для отечественных исполнителей есть возможность на других посмотреть и себя оценить, не говоря уже о том, что выступление зарубежных звезд всегда вызывает интерес широкой зрительской аудитории, что весьма немаловажно в наше время необычайной коммерциализации.

Посмотреть на новомодного украинского тенора пришли и его азербайджанские коллеги "по цеху", и бакинские меломаны, тем более Украина всегда славилась своей певческой школой, а про Дмузьмина было известно, что он является солистом Украинского Театра оперы и балета, перепевшим почти весь классической репертуар своего театра.

В предыдущей рецензии уже отметила, и не боюсь повториться - послушаешь порой зарубежных пропиаренных звезд и начинаешь с особым трепетом относиться к отечественным исполнителям. Вот и на сей раз, что сказать - выступление Дмузьмина получилось весьма не адекватным. Из "плюсов" исполнителя - молод, довольно привлекательная внешность, которая весьма приветствуется в амплуа героя-любовника, наличие довольно красивого звонкого, я бы даже сказала звенящего голоса. Но, как показало выступление, тенор Дмузьмина все же еще недостаточно созрел для партии Альфреда, его тембру не хватает некоторой округлости, мягкости, да и в целом разнообразия.

Весь первый акт зритель гадал, то ли певец фальшивит, то ли вокальная техника певца не совсем сильна, но практически весь акт певец пропел мимо своей партии, которое даже не спасло титаническое усилие И.Бабаевой вернуть певца в русло основной тональности. С каждым актом певец пел все лучше, и уже совсем распелся к началу четвертого акта, но зрителю от этого комфортнее как-то не стало. Образ Альфреда - судя по игре Дмузьмина - не восторженно-романтический провинциальный юноша, а эдакий столичный холодный, бесстрастный прожигатель жизни. Правда обаяние и теплота, как в игре, так и в голосе все же порой проявлялись, эпизодически, когда по ходу сценического действия объяснялся в любви и держал в объятиях красавицу Инару Бабаеву, но на том и ограничился.

Как всегда на высоте был Авяз Абдуллаев в роли благородного отца семейства Жоржа Жермона, виновника всех свалившихся на Виолетту бед. Следуя образу, сдержанный в движениях, одетый во все черное ("Мне день и ночь покоя не дает мой черный человек") А.Абдуллаев весьма методично, под маской сочувствия и понимания "добивал" главную героиню. И все же в какой-то момент не смея сопротивляться божественной музыке Верди обаяние певца А.Абдуллаева взяло верх, и он так задушевно, проникновенно раскрыл прелести Прованса в знаменитой арии "Di provenza il mare" ("Ты забыл край милый свой")", что захотелось из холодного промозглого ноябрьского вечера прямо после спектакля отправиться в теплые края

Хороша была Сабина Асадова, которая восхищала бриллиантовой россыпью своего меццо-сопрано. Жаль одного, что певице с таким замечательным голосом в партии Флоры особо негде развернуться. Как всегда во всем (и во внешности, и в голосе, и в манере игры) был импозантен Али Аскеров, хороша была Натаван Новрасли в партии Аннины.

Ну а в целом театр подготовил до конца года три замечательные постановки. Помимо исполненной "Травиаты", 26 ноября на его сцене, и тоже от чахотки, будет умирать красавица Мими в дебютном исполнении молодой вокалистки Афаг Аббасовой в одной из красивейших опер Пуччини "Богема", с участием солиста Украинского театра оперы и балета, заслуженного артиста Украины Сейрана Максутова, а 3 декабря приятный подарок - премьера оперы "Алеко" С.Рахманинова, которая позволит бакинским меломанам окунуться в мир цыганских страстей - про "жизнь, и слезы, и любовь".

 

 

У.АЛИЕВА 

 

Зеркало. – 2011.  -12 ноября. – С. 24.