Новая неистовая попытка

 

Присвоить искусство ашугов армянам не удалось

 

На индонезийском острове Бали прошла шестая сессия Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В МИД Азербайджана сообщили, что на мероприятии Азербайджан представляли первый заместитель Постоянного представительства Азербайджана в ЮНЕСКО Анар Керимов, эксперт-музыковед Санубар Багирова, сотрудник Министерства культура и туризма Гюнай Алиева. В первый день сессии были обсуждены номинации по включению в список немедленного сохранения нематериального культурного наследия. Нематериальное культурное наследие - концепция, предложенная в 1990-х годах в качестве аналога Списку всемирного наследия, уделяющему основное внимание сохранению материальной культуры. В 2001 году ЮНЕСКО провела опрос среди государств и неправительственных организаций с целью выработки определения. В 2003 году была принята Конвенция о защите нематериального культурного наследия. "Нематериальное культурное наследие" означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами, а в некоторых случаях - отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое из поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека. Для целей настоящей Конвенции принимается во внимание только то нематериальное культурное наследие, которое согласуется с существующими международно-правовыми актами по правам человека и требованиями взаимного уважения между сообществами, группами и отдельными лицами. конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) стала первым международным инструментом обеспечения правовой основы для защиты нематериального культурного наследия. До вступления в силу конвенции действовала Программа провозглашения шедевров устного и нематериального наследия человечества, в рамках которой в странах кластера Бюро ЮНЕСКО в Москве шедеврами были провозглашены "Культурное пространство и фольклорная традиция семей" РФ (2001), "Дудук и его музыка" Армении (2003), "Якутский народный эпос "Олонхо" РФ (2005) и "Традиционная система музыкального исполнения "мугам" Азербайджана.

На Бали от Армении на обсуждение были вынесены две номинации: "Традиции армянских ашугских любовных романсов" и "Армянский водный фестиваль Вардавар". Во время обсуждений представитель Азербайджана отметил, что представленные Арменией номинации не отвечают соответствующим критериям конвенции, что творчество ашугов было присвоено Арменией, и что в номинации имеется провокационная информация о Нагорном Карабахе. Несмотря на объяснения армянского представителя, большинство членов комитета поддержали справедливую позицию Азербайджана и выступили против включения армянских номинаций в список нематериального наследия. Таким образом, согласно соответствующему решению комитета, две номинации провалились. Действия армян, таким образом, оказались заранее спланированной программой, с помощью которой западным соседям захотелось доказать миру, что искусство ашугов тоже принадлежит им. Между историческим армянским ареалом и местами, где зародилось ашугское искусство, лежит огромное территориальное пространство.

Потому представляется, что с помощью последней культурной провокации соседи продавливали движение на Восток, то есть в сторону азербайджанского ареала. Армения, как всегда, оригинальничает, одновременно пытаясь доказать, что находится там, где была всегда, и предъявляет территориальные претензии к Азербайджану и Турции. Но ведь претензии она предъявляла и во времена СССР. Тогда телекомпанией "Арменфильм", киностудией имени Довженко (Украина) снимались фильмы, в которых армяне, используя мотивы и образы других наций, присваивали чужой творческий гений. Как видно, этот процесс продолжается и сегодня. Нельзя отрицать, что соседние народы могут иметь схожие танцы, музыку, традиции и даже блюда. Однако это не означает, что армяне могут себе позволить называть своим все, что им заблагорассудится.

А песенное пиратство вообще стало нормой для западных соседей. Тут стоит вспомнить такие шедевры музыкального и песенного творчества азербайджанцев, как "Сяня дя галмаз" Тофика Кулиева, "Ай гыз" Джахангира Джахангирова, "Сачларына гюл дюзюм" Рауфа Гаджиева, "Сян гялмяз олдун" Алекпера Тагиева, "Геджя зянгляри" Эльдара Мансурова, "Мяктяб илляри" Айгюн Самедзаде, "Вокализ", состоящий из образцов народных танцев Азербайджана, а также произведения классических композиторов и фольклор - "Вагзалы", "Яллы", "Узундере", "Мирзеи", "Газагы", "Тярякямя", "Сары гялин", "Хан багы", "Дяли джейран", оперетты Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", "О олмасын, бу олсун", опера "Кероглу".

В 2001 году в Ростове-на-Дону вышла книга Т.А.Хатрановой "Армянская кухня", где такие национальные блюда азербайджанцев, как долма, бастырма, аш, и другие означены как армянские. Этимология самих названий не оставляет сомнений в том, кому в действительности принадлежат кулинарные бренды. В сентябре нынешнего года в Армении прошел фестиваль шашлыка. Более десятка поваров показали свое мастерство по приготовлению этого блюда в городе Ахтала. На фестиваль приехали как профессиональные повары разных ресторанов Армении, так и любители. И опять же название говорит само за себя. Вот такой вот парадокс. Однако надо быть великодушными и принимать каждый такой кульбит псевдоавторства как логически объяснимое. Ведь если не можешь блеснуть сам, то попробуй отличиться лихо украденным. Так, как это делают самые древние, самые умные, самые изобретательные, самые... Ну, в общем, понятно какие.

 

 

У.Ахундова 

 

Зеркало. – 2011. – 26 ноября. – С. 4.