Октай Миpкасимов о жизни и кино

 

Интеpвью с известным киноpежиссеpом

 

Личность Октая Мир-Касыма (Миркасимова) не требует особого представления. Каждый, хотя бы мало-мальски просвещенный азербайджанец хорошо знает это имя, которое уже не первый десяток лет занимает свое почетное место в истории нашей культуры, да и за пределами Азербайджана достаточно хорошо известно. Он, как сеид, как сын первого президента Академии наук Азербайджана и сын публициста, писательницы и общественного деятеля, а также внук и правнук глубоко образованных и духовных людей по обеим линиям, являет собой ценный пример потомственной интеллигенции. Один его дед - Мир-Алескер Миркасимов - был известным теологом и преподавал многие дисциплины в медресе, а другой - Искендер бек Ахундов - знатный и авторитетный юрист, входил в состав парламента независимого Азербайджана в 1918-1920 годах. В нем органично и мирно уживаются не понаслышке знакомый с мировой культурой и одновременно фанатично привязанный к своей Родине, прекрасно ощущающий ее "пульс" гражданин, художник, прекрасный профессионал, вдумчивый и чуткий педагог. Образцовый семьянин и компанейский весельчак. Импульсивный романтик и трезво мыслящий аналитик. Сентиментальный и скромный почитатель этикета, знаток правил салонного поведения и одновременно человек, считающий необходимым в любой ситуации говорить только правду, а когда требуется - отстаивать ее в бойцовской стойке. Он типичный горожанин: с рождения и по сей день живет в Баку. Но все его друзья и родные знают, как ловко он держит в руках топор и лопату, с какой любовью возится в земле и какую проявляет выносливость, когда приходится делать многочасовую работу где-нибудь высоко в горах... Народный артист Азербайджана профессор Октай Мир-Касым родился в 1943 году. Детство было достаточно спортивным и трудовым, но и не обошлось без серьезного изучения немецкого языка и восьмилетнего музыкального образования. В 16 лет начал работу на киностудии "Азербайджанфильм" (рабочий, лаборант, помощник режиссера и т.п.). Набирал опыт, стаж, "закалялся", готовился во ВГИК, куда и поступил в 1963 году. В 1965 году получил свой первый (и, по его словам, самый любимый) профессиональный приз - Гран-при всесоюзного студенческого кинофестиваля за фильм "Дороги".

Дипломная работа "Это вступает Правда" с успехом была показана на многих фестивалях и завоевала целый ряд призов и наград.

Потом началась работа на родине - на киностудии "Азербайджанфильм", в "Азеркиновидео", Университете искусств. Всего на счету Октая Мир-Касыма более 30 документальных, короткометражных, телевизионных и полнометражных художественных фильмов, многие из коих удостоены национальных и международных призов, как, например, "Чертик под лобовым стеклом" - 1-й приз Всесоюзного фестиваля в 1988 году, "Колдун" - Гран-при международного фестиваля "Золотой минбар - 2005" и т.д.

- Начнем с вашей сегодняшней деятельности педагога. Какими постулатами вы оперируете, готовя новых режиссеров, что хотите донести до них?

- Конечно же, я в значительной степени опираюсь на опыт весьма высококачественной школы, которую прошел сам. Во ВГИКе, где я имел счастье учиться, получали образование молодые люди из самых разных стран, порою даже очень кинематографических (Италии, Германии, Японии, арабского мира, других западноевропейских стран и т.д). Само собой, очень широко был представлен Советский Союз. Ответственность, острота конкуренции были колоссальны. Никаких поблажек в оценке творческого потенциала. При этом фундаментально преподавались все дисциплины, необходимые для того, чтобы считаться кинематографистом. Отличительная черта нашего обучения заключалась в том, что раскрывалась личность, не навязывались какие-либо ограничительные принципы. Целью было получить искру личностного вдохновения, фантазии, трактовки, видения материала. Этот принцип продиктован самой природой творчества. На мой взгляд, он очень здоровый и продуктивный, если взять школу подготовки людей искусства в целом. С древнейших времен наблюдение, опыт, знания школы и, наконец, право на инициативу, которое тебе предоставляется, были основой всего. Ты терпеливо, затаив дыхание, наблюдаешь, скажем, как творит твой учитель - скульптор. Начинаешь ощущать масштаб процесса от наброска углем на пергаменте вплоть до установки громадного монумента под рукоплескания толпы и одобрительную улыбку императора. Проникаешься благоговением перед волшебством, чудом, магией творчества. Потом тебе предоставляется право соскребать засохшую грязь с инструментов. Затем ты, наконец, получаешь доступ к материалу. Ты - твои глаза, ладони, обоняние - познаешь саму "плоть" своих будущих творений. Затем ты делаешь первый набросок - это уже начало истинного созидания. Когда-то ты, возможно, обойдешь, опровергнешь своего наставника, который будет рад этому, ибо ты, согласно Закону Вечного Движения, продолжаешь его путь.

Должен сказать, что своих фильмов я не показываю студентам. Считаю это неэтичным. Но, когда они сами проявляют интерес к моему творчеству, меня, естественно, это только радует. Я рекомендую им фильмы других режиссеров, которые считаю полезными для их образования. Вообще, на весь процесс их обучения я не могу оказать большого воздействия - занимаюсь с ними режиссурой, актерским мастерством, основами кинопроизводства, курирую их этюды, затем какие-то зарисовки, а потом уже по маленьким сценариям, которые мы с ними готовим, помогаю им снять фильм.

 

 

Мухаммед ГАСАНЛЫ 

 

Зеркало. – 2011.- 26 ноября.- С. 26.