Богемные создания

 

В Театpе опеpы и балета состоялась постановка опеpы Джакомо Пуччини

 

26 ноября на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета состоялась постановка оперы "Богема" Джакомо Пуччини с дебютным выступлением Афаг Аббасовой и заслуженного артиста Украины, лауреата международных конкурсов вокалистов Сейрана Максутова.

Известно, что "Богема" входит в топ-лист самых популярных опер в мире. Секрет невероятной популярности "Богемы" в том, что она удивительно проста. Проста до ГЕНИАЛЬНОСТИ. Простой сюжет о любовной страсти в костюмах - скромной умирающей белошвейки Мими и поэта Рудольфа; простой, "камерный" состав действующих лиц и отсутствие массовых сцен (здесь нет того, что у музыковедов принято называть "монументальным инструментально-хоровым полотном"); простая и в то же время трепетная и страстная гениальная музыка "последнего оперного классика" (как сами итальянцы называют Джуччини). Что касается собственно постановки - и здесь все просто. Просто здесь все сошлось: драматическая история любви, блестящая музыка, яркий вокал, талантливые артисты и замечательное сценическое воплощение.

Спектакль в постановке известного украинского режиссера Николая Третьяка получился мудро рассчитанным, без пустот - развлекательным и трогательным одновременно. Легкий флер поэзии юности удачно соотнесся с сумрачной, царапающей сердце будничной прозой жизни. Возможно, поэтому спектакль смотрится на одном дыхании - бытовые подробности не отвлекают от существа романтической истории, и самое главное - не отвлекают от музыки. А последнее особенно ценно, поскольку музыкальная сторона спектакля заслуживает весьма пристального внимания.

Редкое явление, когда получаешь эстетическое удовольствие от дебютного выступления. Без преувеличения можно сказать, что Афаг Аббасова стала открытием (под занавес) оперного сезона театра. Никакой премьерной нервозности - удивительно ровное, деликатное, с позволения сказать, интеллигентное исполнение (никакого крика, форсирования голоса, заламывания рук). Аббасова-Мими, как и ее героиня, молода, красива и очень хрупка - и внешне, и внутренне, как и хрупка ее любовь. Аббасова-Мими - обладательница очень красивого, теплого, "обволакивающего" тембра, сохраняя его свежесть, искренность и пленяя как гладкостью, эластичностью линий, так и трогательностью интерпретации на протяжении всей постановки. Исполнение поистине завораживающее, как если бы подбросить перышко и следить, как оно, трепеща в воздухе, плавно опускается на землю.

Так же трогательно и немного смущенно от столь теплого приема Афаг Аббасова выходила на прощальный поклон, не забыв поблагодарить и публику, и оркестрантов, и своих коллег по сцене. А впрочем, можно присоединить и искреннюю благодарность к руководству театра, которое рискнуло предоставить сцену неизвестной молодой и очень талантливой вокалистке.

Несомненно, дебютные выступления - это шанс для молодых исполнителей. Плохо, когда человек годами "топчется" у старта, выискивая возможность вновь и вновь показать свое искусство на профессиональной сцене. И в этом смысле усилия на "раскрутку" молодых и очень одаренных исполнителей со стороны руководства театра можно только приветствовать, потому что они - настоящее и, несомненно, будущее отечественного исполнительского искусства.

Уже после выступления Афаг Аббасовой режиссер спектакля Н.Третьяк отметил, что такой замечательной во всех отношениях Мими нет даже в Украине и что А.Аббасова практически идеально подойдет на роль Иоланты... Что же, весьма привлекательная перспектива для молодой певицы - творческий поиск и развитие таланта необходимы, иначе они, как и ключ главной героини Мими, рискуют быть потерянными.

Весьма приятное впечатление оставил ее партнер - украинский тенор Сейран Максутов. Обладатель сильного, полетного тенора, Максутов за исключением некоторых нюансов продемонстрировал вокальную и душевную щедрость, заворожил прозрачностью дикции, богатством оттенков. Что касается актерского исполнения, то Максутов-Рудольф просто очаровал. Уже с самой первой картины С.Максутов вместе со своими азербайджанскими партнерами так органично вписался в четверку богемных друзей, что создавалось ощущение, будто певец прибыл не вчера с Украины, а провел с ними времена беспечной несытой студенческой юности.

Вообще слово "игра" - ключевое по отношению к этой постановке. Чувствовался контакт между артистами труппы, а это дорогого стоит. С вокальными задачами исполнители справились весьма профессионально, хотя и на разном уровне, демонстрируя класс прежде всего в сложнейших пуччинивских ансамблях. А впрочем, на эмоции исполнители не скупились, демонстрируя, что женщины бывают красивыми и кокетливыми, а мужчины, даже при этом что-то поющие, могут их носить на руках.

Удивительно хороша была Инара Бабаева в роли легкомысленно-озорной Мюзетты, где исполнительница в яркой мере проявила и великолепные вокальные данные, и невероятное актерское обаяние. Искрометный дуэт Мюзетты - И.Бабаевой и Марселя - А.Абдуллаева, почти семейные сцены ревности и ссор двух влюбленных не раз вызывали добрую улыбку зрителей и порой "перетягивали" внимание зрителя с главных персонажей. При всем искреннем уважении к бесспорному таланту Авяза Абдуллаева, который великолепно проявился и в нынешней постановке, хотелось бы лишь отметить небольшой аспект - уж слишком театрально горевал Марсель в финальной сцене, учитывая то деликатное обстоятельство, что Мими - возлюбленная Рудольфа, а не его. Истинная печаль тиха. В данном случае лучше не доиграть отчаяние, чем переиграть.

Среди других исполнителей нельзя не отметить ламенто Коллена о старом пальто, которое было весьма проникновенно спето Акрамом Поладовым. Ну а кто действительно удивил, так это Али Аскеров. Как-то привычно видеть нашего бессменного баса в царственно-солидных ролях, но его блестящее исполнение образа недотепы Альциндора заставило умилиться и удивиться - какой же прекрасный комический актер мог бы выйти из А.Аскерова при ином стечении обстоятельств.

Думается, природная скромность не позволила дирижеру спектакля Джаванширу Джафарову выйти на сцену после завершения спектакля, а жаль. Хотелось бы ему от души поаплодировать. Главное дело дирижера, кроме, конечно, чуткой интерпретации музыкального текста, - дать простор вокалисту, создать условия для самовыражения каждого артиста, что и продемонстрировал в очередной раз маэстро Джжафаров. Можно сказать, что оркестр под руководством Джжафарова "дышал" вместе с певцами, не говоря о довольно искусном проведении всех пуччинивских партитурных перипетий.

А впрочем, все в этой постановке работало средством для достижения цели - все работало на спектакль. И хотя конец оперы довольно трагичен - нет даже намека на оптимистический ракурс финальной составляющей, публика, заполнившая зрительный зал, осталась спектаклем вполне довольна, еще раз восхищаясь и убеждаясь в хрупкой красоте несовершенного мира.

 

 

Улькяр АЛИЕВА     

 

Зеркало.  -2011. – 29 ноября. – С. 8.