Композитор Сиявуш Керими: "Образование стало для меня отраслью, которой я готов посвятить жизнь"

Национальная консерватория не имеет тех возможностей, которое должен иметь вуз

 

Народный артист Азербайджана, известный композитор и ректор Национальной консерватории Азербайджана Сиявуш Керими родился в 1954 году. В 1972 году окончил музыкальную школу имени Бюльбюля и поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию на кафедру Азербайджанской национальной музыки - класс тара. Будучи призван в советскую армию, стал участником военного оркестра как тарист. За 2 года военной службы обучился игре на большинстве духовых инструментов. В 1979 году, был принят саксофонистом в Государственный театр песни Рашида Бейбутова. В 1981 году вошел в коллектив "ВИА Ашуги" под руководством Полада Бюльбюльоглу. Играл на саксофоне на первом джаз-фестивале в 1983 году.

 

После был приглашен Рафиком Бабаевым в Эстрадный симфонический оркестр как музыкант. Проработав там 2 года, создал студию "Профессионал" совместно с Рафиком Бабаевым. Эта студия и по сей день располагается внутри киностудии "Азербайджанфильм". Именно ее мне пришлось посетить, чтобы взять интервью у героя данной статьи.

 

Сиявуш Керими является автором музыки для многих фильмов ("Кража жениха", "Сары гялин", "Последняя битва", "Последний южный город", "Заложник" и другие), оперетт, оркестровых выступлений и т.д. Фильм "Заложник" был номинирован на главный приз за лучшую музыку на международном кинофестивале, проведенном в Смоленске.

 

Кроме того, Сиявуш Керими является автором проектов синтеза азербайджанской музыки с норвежским хором и с музыкантами из Южной Америки. В 2002 году на Международном музыкальном фестивале был исполнен концерт "Салам Холла", с участием азербайджанских и южноамериканских музыкантов.

 

Позже в Стокгольме был выпущен альбом "Трансатлантик Нон Стоп", он попал в десятку самых лучших проектов того времени.

 

Хотелось узнать, какова жизненная позиция человека, который столько сделал для прославления нашей национальной музыки. Дабы ответить на этот вопрос, я и взял у С.Керими интервью.

 

- Первый вопрос будет касаться вашей композиторской деятельности. Что нам нужно, чтобы написать музыку - определенное состояние души, новый опыт или, быть может, вы способны просто сесть и написать, скажем, для того, чтобы получить за нее гонорар?

 

- Вы знаете, я думаю, что, скорее всего, мне нужно просто свободное время. Его-то, обычно, как назло, и не хватает.

 

 

Конечно, если я скажу, что деньги не имеют вообще никакого значения, я буду неправ. Я не выступаю на свадьбах (улыбается), и мой заработок - продажа написанной мной музыки. Это - мой основной хлеб. И все-таки пишу я не из-за этого, а из любви к своему делу. Самое главное - это любовь и желание раскрыть душу таким образом.

 

- На скольких инструментах вы играете в общем числе? И обязательно ли нужно уметь играть на инструменте, чтобы писать для него музыку?

 

- Многие, в том числе и Полад Бюльбюльоглу, называли меня "человек-оркестр". Все это потому, что я действительно играл на огромном количестве инструментов. В принципе, я освоил столько инструментов, потому что хотел понять всех их, узнать. Когда пишешь для какого-то определенного инструмента, если ты не умеешь на нем играть, главное, чтобы ты его довольно много слушал и мог спокойно представить себе его звук, даже в сочетании с другими. Когда же ты умеешь на нем играть, ты можешь писать так, чтобы музыкантам наиболее удобно было играть. По образованию я тарист, говорили, неплохо играл на уде, а игру на саксофоне одобряли Рашид Бейбутов и Рафик Бабаев. Бывало порой, играл и на гитаре. Сейчас я не могу играть на всех этих инструментах. Я большую часть времени занимаюсь совершенно другими вопросами, а в свободное время я сажусь за фортепиано и выражаю через него какие-то свои чувства.

 

- Что для вас значит деятельность ректора и не мешает ли она написанию музыки?

 

- Начнем с того, что я никогда не думал, что буду ректором. Я никогда не гнался за званиями, за какими-то наградами или за должностью. Для меня всегда главным было творчество в музыке - то, что я умел и умею. Но когда я получил назначение стать первым ректором Национальной консерватории Азербайджана, на меня была возложена большая ответственность. И вот, уже 10 лет, как я руковожу этим институтом. За эти годы образование стало для меня очень важной отраслью, которой я готов посвятить жизнь и ради которой не боюсь потратить здоровье. Образование - это будущее нашей страны. Хотя я и собирался ранее посвятить свою жизнь сцене, на сцене я уже редко появляюсь.

 

Образование очень динамичная сфера, и я стараюсь, чтобы мой институт шел вперед. Но, к сожалению, Национальная консерватория Азербайджана не имеет сегодня тех возможностей, которые должно иметь высшее учебное заведение. Это - проблемы с помещениями, отсутствие инструментов в необходимом количестве и т.д.

 

- Вы были одним из первых, кто прибег к синтезу азербайджанского мугама и народной музыки других стран. Что вы скажете про сегодняшние проекты подобного рода?

 

- Эти синтезы - скорее всего, просто требование времени. И я к ним прекрасно отношусь, но хотелось бы, чтобы все эти симбиозы делались бы на высокопрофессиональном уровне. Любая форма пропаганды азербайджанской музыки - это хорошо, но профессионализм здесь необходим.

 

- Каково ваше отношение к деятельности сына? Он уже приобретает известность как музыкант.

Мухаммед ГАСАНЛЫ 

Зеркало.- 2011.- 1 октября.- С.23.