Витус Беринг достоин,
чтобы в музее висел его собственный портрет
Какие тайны открывает судебно-медицинская экспертиза?
Ирада МУСАБЕКОВА
Застать руководителя этой организации на месте - такая же сложность, как и выполнение миссии, которую осуществляют в рамках профессиональной специализации судмедэксперты. В двух этих ипостасях есть много общего с элементами детективного жанра. И в момент, когда реализуется факт встречи, понимаешь, что игра с многочисленными ожиданиями и согласованиями стоит свеч.
Генеральный директор Объединения судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии профессор Шакир Мазлумович Мусаев - человек многогранный и неординарный. Честно говоря, он вовсе и не скрывается от журналистов. Просто режим работы у него такой, что сам иной раз не ведает, куда и на сколько закинут его чрезвычайные обстоятельства. Любой сигнал о ЧП - вот, собственно, главное обстоятельство, которое заставляет его постоянно корректировать личный распорядок. И в зависимости от этих сигналов мобилизуются группы экспертов и санитаров, которым немедленно приходится выезжать на место происшествий. К тому же, во многих случаях руководителю приходится лично контролировать многие профильные процедуры, не говоря о его участии в отчетных мероприятиях с присутствием руководителей и ответственных лиц Министерства здравоохранения, МВД, Генпрокуратуры и других ведомств. Интервью с Шакиром Мазлумовичем мы начали с вопроса, который вызвал неформальный интерес среди соотечественников в связи с известной трагедией.
- Как проходит работа с идентификацией останков членов экипажа азербайджанского Ил-76, который потерпел катастрофу в Афганистане?
- Как уже извещали СМИ республики, 6 июля, в 02.10, приближаясь к аэропорту Баграм, самолет Ил-76 4к-АZ 55 авиакомпании Silk Way исчез с радаров. По данным Гражданской авиации Азербайджанской Республики, предполагается столкновение воздушного судна с неизвестным объектом. В данный момент "черный ящик" находится в Москве на "прочтении". Фрагменты членов экипажа - 5 граждан Азербайджана и 4 граждан Узбекистана - находятся у нас.
Наша цель - идентифицировать фрагменты. Работаем с 12 фрагментами, если это можно назвать так. Самый крупный из них - 30х15 см. При этом эти фрагменты подвержены высокому термическому воздействию.
Они обуглились и больше напоминают твердое тело, чем человеческую плоть. Пять частей эксперты визуально определили, что они человеческие, над остальными семью пришлось провести тщательный судебно-медицинский осмотр. Они также имеют принадлежность к человеку. Помимо этого, нам доставили сгоревший обрывок ремня безопасности, металлическую цепь, мелкий конденсатор, скорее, относящийся к детали самолета, нежели к одежде членов экипажа. На фрагментах тел частично сохранились обуглившиеся обрывки ткани - от носков, маек. Согласно полученным результатам, объекты распределили по возрастным категориям. Затем мы распознали характер полученных повреждений. Многие вопросы нашли решение. Главное теперь - определить личности, и это требует времени.
Это очень трудная работа, и перед нами поставлена задача - вернуть близким погибших фрагменты останков, чтобы родственники смогли предать их земле. Осложнение связано не только с сильным термическим воздействием, но и процессом распада. Они были нам доставлены спустя 19 дней после происшествия. Естественно, началось разложение тканей. Несмотря на это, работа продолжается. В ней участвуют опытные сотрудники молекулярно-генетической, химической, криминолистической, гистологической, спектрографической, рентгенологической и судебно-медицинской лабораторий объединения.
- Ранее аналогичные исследования у вас проводились?
- Да, довольно много. По той причине, что республика сейчас находится в режиме военного противостояния с Арменией. Были террористические акты в станции метро "20 Января", в поезде, автобусах, сгорел паром, следовавший из Туркменистана, с многочисленными жертвами. Два года назад по улице Мухтарова упала новостройка. Были падения вертолетов в море. 20 ноября был сбит правительственный самолет, когда погибли Тофик Исмайлов, Мамед Асадов, Исмет Гаибов и другие высокопоставленные лица. 26 декабря 2005 года упал пассажирский самолет вблизи поселка Нардаран, в результате чего погибли 23 человека. Все работы по идентификации проводились в Азербайджане, и комиссии по тем происшествиям возглавлял лично я.
- Когда ожидается окончание работы над фрагментами членов экипажа Ил-76 и извещение близких о завершении работы?
- Ориентировочно в конце нынешнего месяца данные будут представлены близким погибших...
Увы, нам часто приходится иметь дело с жертвами чрезвычайных происшествий. Такие у нас будни. К примеру, несколько дней назад в дорожно-транспортном происшествии в Ширване погибли 5 человек. В таких чрезвычайных происшествиях главная цель - идентификация погибших. Тела иногда сильно меняются до неузнаваемости - от взрывов, ударов, столкновений.
Неделя.- 2011.- 3
сентября.- С.4.