"Истина - в твоpческой бесконечности"

Откpовения пианиста Тогpула Гусейнли

 

Становление личности - удивительное таинство, зависящее от огромного количества обстоятельств. Как распознать, что именно отпущено тебе природой, и не растерять этот дар в погоне за призрачным счастьем? Как предугадать тот путь, который поможет обрести самого себя и приведет к достижению высокой цели? Благо, если сработает "интуитивный механизм", движение которого пробуждает такие важные факторы жизнедеятельности человека, как упорство, целеустремленность, уверенность в правильности выбора. Если же за скобки этого ряда вынести "удачу" и "счастливый случай", то результат, однозначно, будет многообещающим. Для молодого талантливого пианиста Тогрула Гусейнли таким "множителем" стал факт рождения в семье, в которой образование, интеллект, честность в выборе профессии позволили родителям распознать в своих детях природный дар - яркие музыкальные способности, проявившиеся в раннем детстве.

 

Выбор

 

"Мои родители не имеют прямого отношения к музыке, - рассказывает Тогрул Гусейнли. - Папа - профессор, доктор философских наук, мама - детский врач-невропатолог. Но любовь и внимание к детям, родительская прозорливость "привели" их к правильному решению. Сначала музыкой начала заниматься моя старшая сестра Кенуль, и это было для меня серьезным примером. В два года я уже пел в качества солиста в Детской филармонии, в составе группы "Айсель", руководимой народным артистом Азербайджана Октаем Зульфугаровым. А с четырех лет начал заниматься по классу фортепиано (посещал занятия по педпрактике, которые вела моя сестра - ныне доцент БМА, кандидат искусствоведения) и продолжал петь. Все прочили мне карьеру вокалиста. Но все тот же счастливый случай привел меня к Юрию Михайловичу Сабаеву. И моя участь была решена: фортепиано и только фортепиано.

 

Становление

 

Уроки Сабаева открыли передо мной бесконечную красоту и богатство искусства музыки. Я начал по-другому мыслить, чувствовать. Шаг за шагом происходило мое формирование не только как музыканта, но и как личности. Юрий Михайлович не смотрел на часы - урок мог продолжаться и два, и три часа.

 

 

РЕКЛАМА

 

Значение имела каждая нота, фраза. Установка была следующей: я не должен слепо повторять за педагогом, а должен сам понять и прочувствовать смысловое звучание того или иного отрывка произведения.

 

В качестве творческого эксперимента разрешалась даже нестандартная трактовка с нарушением выставленных в нотах специальных указаний. Юрий Михайлович сам очень тонко чувствовал музыку и учил своих учеников тому же, при этом никогда не подавляя творческой инициативы, а, наоборот, позволяя нам "выдать" свое видение и понимание произведения.

 

В этом серьезно помогало обязательное знакомство с эпохой, в которую произведение создавалось, проводился сравнительный анализ различных изданий одного и того же сочинения и т.д. Его работа - работа художника, рисующего тончайшие узоры, или ювелира, шлифующего тонкую филигрань.

 

Новый этап

 

Юрий Михайлович остался в моей памяти как человек высоких этических и духовных качеств. Уже будучи тяжело больным, он продолжал беспокоиться за судьбу своих учеников. Предвидя исход своей болезни, он дал мне бесценный совет - продолжить занятия по специальности в классе профессора Октая Абаскулиева. Так начался новый этап моего становления. К этому времени я уже был старше, имелся и некоторый опыт концертных выступлений, определенный багаж знаний. Поэтому занятия в классе Октай муаллима имели несколько иную направленность. Ставка делалась на расширение репертуара, что предполагает еще большую работоспособность, в процессе которой постигаются глубинные пласты творческого наследия композиторов различных национальных школ и культур. Именно с этой целью была дана установка играть циклическую форму полностью. "Пианист должен играть произведение целиком, чтобы показать возможности исполнительской драматургии", - считает Октай муаллим.

 

И, действительно, такое знакомство с тем или иным произведением дает возможность постичь идею автора и, как продолжение этого, воплотить ее в звуковом "пространстве". Так под руководством моего наставника я подошел к следующей ступени профессионального роста.

 

Конкурсы

 

Это всегда огромная ответственность, напряжение, но и радость творчества. Впервые я принял участие в конкурсном соревновании пианистов в девятилетнем возрасте, завоевав I место в Республиканском конкурсе молодых пианистов. В 10 лет стал лауреатом международного конкурса в Тбилиси. Эти победы меня очень радовали, давали определенную надежду на успешное будущее.

 

Почетным для себя считаю участие в I Республиканском конкурсе молодых исполнителей, посвященном 85-летию общенационального лидера Гейдара Алиева (I премия). Параллельно с подготовкой к конкурсам я участвовал в различных творческих форумах, выступал в ответственных концертных проектах. В 15 лет стал самым молодым участником I Международного конкурса пианистов, проводимого в Габале, и был отмечен званием лауреата. Затем был IV Международный фестиваль Ю.Башмета (удостоен Почетного диплома) и ряд интересных проектов. Эти показатели были отмечены занесением моего имени в "Золотую книгу молодых талантов" и президентской стипендией.

 

Но уже после фестиваля в Габале у меня появились некоторые сомнения: "А зачем?" Подготовка к конкурсам, фестивалям требует огромной затраты времени, продолжительной работы над конкретной программой. Но обновление репертуара - развитие, а повторение программы в процессе подготовки к конкурсу - остановка, торможение. Считается, что пианист должен расти до 25 лет, так как после этой возрастной черты происходит замедление уже даже на физиологическом уровне. И это доказано. В связи с этим необходимо более бережно и рационально расходовать этот ценный "пограничный" период, посвятив себя максимальному раскрытию своих исполнительских возможностей.

 

Известность, популярность, награды - замечательно, желаемо! Но великий Святослав Рихтер дал свой первый концерт в 26 лет, а до этого его имя было малоизвестно. Я ни в коем случае не провожу никаких параллелей, но этот факт дает серьезную информацию к размышлению.

 

Сегодня я точно знаю: для меня главное - учеба, развитие творческого потенциала, что позволит стать профессионально более зрелым, более лучшим.

 

 

Рая АББАСОВА 

 Зеркало.- 2011.- 10 сентября.- С.25.