Аэропорт в Ханкенди...

 

Реален ли его запуск, и как поведет себя Баку?

 

После почти 20-летнего перерыва первый самолет приземлится в Нагорном Карабахе в мае этого года, сообщает "Регнум". По информации этого агентства, работы по строительству нового аэропорта близятся к завершению. Сейчас ведутся работы по установке оборудования. Меблировка аэропорта будет проведена в апреле.

Начальник "Управления гражданской авиации при правительстве Нагорного Карабаха" Дмитрий Адбашян в интервью радио "Свобода" заверил, что вопрос безопасности полетов "решен на 100%". "Но есть проблемы, скажем, как это произошло в "Домодедово", могут быть террористические акты и т.д. Это направление находится под нашим контролем, работают спецслужбы. Конечно, мы стремимся иметь современное оборудование для обеспечения безопасности, с другой стороны, готовим специалистов для этой службы. Надеемся, что все будет нормально, - сказал он. - Если, скажем, в ереванском аэропорту "Звартноц" должна быть обеспечена безопасность, то у нас мы должны обеспечить двойную безопасность, поскольку находимся в опасной зоне".

На замечание о том, что с началом работ по строительству "Степанакертского" аэропорта азербайджанские СМИ стали "распространять угрозы в отношении его деятельности", и вопрос, какие существуют гарантии, что эти угрозы останутся лишь словами, Адбашян ответил: "Я надеюсь, что Азербайджан, будучи членом Международной организации гражданской авиации и подписав ряд международных конвенций, останется верным своему обязательству и не станет препятствовать нам в плане безопасности полетов".

По словам Адбашяна, рейсы будут обслуживать три 50-местных самолета марки SRJ-200 компании семейства Canadian Regional Jet, имеющих скорость 800-900 км в час и дальность полета порядка 4 тысяч километров, каждый стоимостью 15-16 миллионов долларов США. "Эти самолеты имеют очень хорошие технические характеристики. У нас уже есть опыт, эти самолеты эксплуатируются в Армении и показали себя с очень хорошей стороны", - добавил Адбашян.

Длина взлетной полосы аэропорта составляет 2 км 300 м. Локаторы позволяют наблюдать за самолетами на расстоянии до 150 километров.

В т.н. "НКР" считают, что открытие аэропорта будет стимулировать экономическое развитие республики, в частности, сферу туризма.

Авиакомпания будет называться "Эйр Арцах", а аэропорт - "Степанакертский аэропорт". Билеты на рейс до Еревана и обратно, по словам Адбашяна, будут стоить около 50-60 долларов США.

Как заявлял ранее агентству "Новости-Армения" "премьер-министр "НКР" Ара Арутюнян, первоначально из аэропорта будут осуществляться рейсы "Степанакерт"-Ереван-"Степанакерт", но аэропорт строится также с перспективой на полеты в других направлениях.

Тот же Адбашян заявил в декабре, что проблемы, связанные с непризнанностью "НКР", сказываются на поставках техники, необходимой для работы аэропорта. Тем не менее, нужная техника поступает.

"Уже установлена и действует система точной радионавигации, монтируется современное светосигнальное оборудование для аэродрома, которое позволит принимать самолеты днем и ночью в самых сложных метеоусловиях.

Поставляется оборудование для диспетчерской башни. На подходе уникальная система спутниковой радионавигации в районе аэродрома, которая в своем потенциале обеспечивает посадку при нулевой видимости", - сказал в эфире программы "Вестник" общественной телерадиокомпании "НКР" Адбашян.

По его словам, к маю аэропорт практически будет в состоянии принимать самолеты. Однако, отметил он, предстоит решить ряд вопросов в плане воздушного права, организации полетов и разработки схемы маршрутов захода на посадку, которые должны быть увязаны с приобретаемым оборудованием.

Необходимо также решить вопросы, связанные с самолетным парком и взаимоотношениями с соседними государствами. По словам Адбашяна, определенные вопросы придется решать как с Арменией, так и Азербайджаном.

"С точки зрения безопасности полетов у меня сомнений нет. Безопасность полетов будет обеспечена в любом случае", - отметил при этом начальник "Управления гражданской авиации".

Российское издание "Кавказский узел" отмечало в свою очередь, что "открытие аэропорта в "Степанакерте" может облегчить загранпоездки жителям Карабаха. Власти Нагорного Карабаха пытаются открыть новые возможности для связи региона с "большой землей". С этой целью уже два года ведется строительство "Степанакертского" аэропорта. Здание аэропорта уже готово, и уже идет техническое оснащение. Что касается безопасности полетов, власти Карабаха надеются на международные правила, которые подписали соседние с Карабахом государства. Руководитель пресс-службы президента "НКР" Давид Бабаян отметил, что власти Нагорного Карабаха не сомневаются, что "Степанакертский" "аэропорт будет полноценно функционировать, и не стоит переживать за безопасность гражданской авиации". Бабаян напомнил, что "Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали международную конвенцию, где говорится, что воздушные гражданские суда в их воздушном пространстве никогда и никто сбивать не будет". Он отметил, что воздушное пространство Карабаха также пересекают самолеты многих государств. "Мы цивилизованное государство, и мы за цивилизованную организацию полетов", - заметил Бабаян.

Аэропорт в Нагорном Карабахе был закрыт в 1992 году, на пике военного противостояния Армении с Азербайджаном, и с тех пор оккупированный регион лишен воздушного сообщения с внешним миром. Между Ереваном и Ханкенди курсируют рейсовые автобусы и маршрутные такси. Для полетов в другие страны армяне Нагорного Карабаха пользуются авиалиниями Армении.

Власти Азербайджана, в том числе авиационные, считают нереальным открытие воздушного сообщения Нагорного Карабаха с внешним миром ввиду непризнания мировым сообществом этой территории как законного образования, заявил начальник департамента международных связей Государственной администрации гражданской авиации Азербайджана Эльдар Багирзаде.

Азербайджан, как ранее заявляли официальные лица страны, выступает за поэтапное урегулирование карабахского конфликта и готов после начала процесса освобождения оккупированных территорий открыть все транспортные коммуникации с Нагорным Карабахом и Арменией.

"Согласно правилам Международной организации гражданской авиации (ICAO), полеты на территории суверенных государств осуществляются только с согласия их законных властей. Во всех официальных документах международных и межгосударственных организаций, в том числе ICAO, Нагорный Карабах считается составной частью Азербайджанской Республики", - сказал Эльдар Багирзаде в комментарии "Кавказскому узлу".

Сославшись на отсутствие официальной информации, Багирзаде воздержался от подробных комментариев. Однако он выразил мнение, что полеты авиакомпаний иностранных государств на не контролируемые властями Азербайджана территории карабахского конфликта недопустимы и могут повлечь жесткие санкции со стороны ICAO. Те же самые меры последуют и в отношении авиационных властей государств, которые станут принимать самолеты, вылетевшие из Нагорного Карабаха. По словам Багирзаде, для приема самолетов необходимо получить разрешение, составить карту пролетов, и все это должно регулироваться авиационными властями Азербайджана, "поскольку Нагорный Карабах является составной частью страны". Поэтому, считает Багирзаде, без согласия Азербайджана ICAO никогда не одобрит полеты в Нагорный Карабах. На вопрос, обратится ли Азербайджан в ICAO, если Армения все-таки начнет полеты в Нагорный Карабах, Багирзаде сказал, что не хотел бы предвосхищать события, поскольку, возможно, полеты не будут начаты. Однако, подчеркнул он, если будут предприняты реальные шаги по налаживанию воздушного сообщения между Арменией и НК, то Азербайджан предпримет соответствующие меры, и в том числе обратится в ICAO. Аналогичную позицию высказал "Кавказскому узлу" и глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов. Он отметил, что "пока об открытии воздушного сообщения из НК говорится только в некоторых СМИ". Если же дело дойдет до конкретных действий, то Азербайджан, по утверждению Полухова, предпримет "все необходимые дипломатические шаги", в том числе призовет ICAO принять решительные меры по недопущению полетов на территории, "признаваемые международным сообществом как составная часть Азербайджанской Республики". Комментируя вчера эту ситуацию "Зеркалу", юрист-международник Рустам Мамедов прежде всего привел в пример ситуацию, сложившуюся в этом же вопросе с Турецкой Республикой Северного Кипра. "Ведь это тоже непризнанное государство, но авиарейсы туда и оттуда все-таки совершаются, аэропорт там работает постоянно. И иногда пролеты совершаются даже над территориальными водами неприятельских государств, Греции, например. И никто не может помешать этому делу. У нас ситуация выглядит несколько иначе, но если мы начнем препятствовать полетам между Ханкенди и Ереваном, тогда рейс Баку-Нахчыван тоже окажется под угрозой закрытия. При таком развитии ситуации Ереван изменит свои авиамаршруты в страны Средней Азии (сейчас они осуществляются над территорией Азербайджана) и станет препятствовать полетам между Баку и Нахчываном над своей территорией.

Все это возможно технически, - говорит эксперт. - Конечно, Азербайджан не будет воспринимать спокойно полеты в Ханкенди из других государств, но и других вариантов нет. Кто осмелится подбивать французские или английские самолеты, если они появятся? Ну а ноты протеста - кто на них станет внимание обращать? Кто сейчас смотрит на протесты Греции или Южного Кипра относительно того, что Северный Кипр осуществляет прямые международные авиарейсы?"

В свою очередь глава пресс-службы МИД Азербайджана Эльхан Полухов отметил в беседе с "Зеркалом", что фактически уже несколько лет армянские СМИ регулярно кормят всех обещаниями о скором открытии аэропорта в Ханкенди. И комментировать очередное их сообщение по этому поводу уже как-то даже неправильно, полагает дипломат. Но даже если в действительности аэропорт начнет действовать, то позиция Азербайджана на этот счет известна. "Она заявлялась неоднократно: мы не допустим, чтобы на нашей территории осуществлялись такого рода незаконные перелеты", - сказал Полухов.

Известный политолог, дипломат Вафа Гулузаде считает, что "воевать из-за того, что армяне купили еще несколько вонючих самолетов, мы не будем". "Не так уж и важно, что с оккупированных территорий куда-то будут летать самолеты и торговать наркотиками. Этим вопросом пусть занимаются органы по борьбе с наркоторговлей. А что касается того, где будут принимать эти самолеты, и в каком статусе, этим пусть займутся юридические органы. Но не думаю, что по такой причине мы станем бомбить Ханкенди", - отметил В.Гулузаде.

 

 

Р.Оруджев

 

Зеркало.-2011. – 28 января. – С. 3.