Веселые уроки в "Школе влюбленных"

 

В Театре оперы и балета состоялась премьера оперы В.А.Моцарта "Так поступают все"

 

           Праздник, настоящий лучезарный оперный праздник во Всемирный день смеха преподнес один из лучших театров страны - Театр оперы и балета, впервые представив бакинским меломанам самый шаловливый оперный опус В.А.Моцарта "Так поступают все, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte, ossia La scuola degli amanti).

Впервые за более столетнюю историю азербайджанского музыкального театра поставить в течение одного театрального сезона две оперы В.А.Моцарта - "Волшебная флейта" и "Так поступают все" - достойно уважения. И если в первой постановке зритель не только "в живую" наслаждался исполнением классических шлягерных арий, но и попытался приблизиться к разгадке сюжетной канвы оперы, сплошь "усеянной" масонской символикой, то в постановке "Так поступают все" - никаких "игр разума". "Cosi" - комическая игровая опера, полная шуток и чарующего юмора. А сама она не что иное, как улыбка Моцарта, знавшего все о человеческих страстях и том, как можно посмеяться над ними. А если добавить еще и барочный антураж, "приправленный" пряностями Востока, к которому Моцарт был очень неравнодушен и сочинивший, как известно, не только Турецкий марш, но и оперу про Сераль, то постановка стала вполне предсказуемой удачей в театральном смысле.

Сюжет для галантного века хотя и вполне тривиален, но особую пикантность сюжетной канве придает то, что в ее основе - реальная история, случившаяся при дворе австрийского императора Йозефа II. Согласно основной сюжетной линии, заявление старого женоненавистника Дона Альфонсо о том, что женской верности не существует в природе, вызывает возмущение двух неаполитанских офицеров - Феррандо и Гульельмо, которые абсолютно убеждены в добродетели своих невест - сестер Фьордилиджи и Дорабеллы. Чтобы опровергнуть это оскорбительное заявление, офицеры соглашаются заключить пари. В течение 24 часов мужчины дали слово делать все, что требует от них Дон Альфонсо. Старый философ берет к себе в сообщницы служанку сестер Деспину, которая не прочь подшутить над своими хозяйками. Молодые люди якобы получают приказ срочно убыть из города в расположение своих воинских частей. На самом же деле герои немедленно возвращаются, переодеваются в богатых албанцев и начинают напропалую ухаживать за девушками в своем новом обличье, причем каждый - за чужой невестой. Девушки не без удовольствия покоряются новой судьбе и собираются замуж, но тут возвращаются "настоящие" женихи. К чести инициатора интриги, Дона Альфонсо, он сумел в финале уладить весьма двусмысленную ситуацию. Уроки школы для влюбленных таковы: "проверка чувств" - игра с огнем, и женщины таковы, каковы окружающие их мужчины.

Под стать сюжету, сама постановка напоминала яркую праздничную упаковку, в которой внутреннее содержание ничуть не уступало ее красочной оболочке. Все очень динамично, легко, как и сама музыка гениального композитора - живая, смешная, жизнеутверждающая. А главное - это то, что у всех исполнителей был кураж, азарт, и все это они умело отдали залу. На сцене были живые люди с живыми эмоциями, без особо пафосных поз и надуманных мизансцен. Да и определенную работу с актерами, которые непрерывно что-то играли и не выглядели просто вокалистами, нельзя не заметить. И в этом отношении отметим весьма добротную работу уже знакомого по предыдущим бакинским постановкам известного украинского режиссера Николая Третьяка.

Но все-таки в музыкальном театре первична музыкальная составляющая. И это самое важное и самая большая победа в представленном спектакле. Все солисты демонстрировали весьма похвальный уровень мастерства и ничуть не пасовали перед чрезвычайными вокальными трудностями, коими насытил свою оперу Моцарт. И все же из великолепной шестерки действующих исполнителей женские партии казались более успешными.

Из вокальных удач нужно особо отметить Фариду Мамедову. С каждой постановкой, концертом заметен творческий рост вокалистки, ее мастерство укрепилось, и такая нюансированная и почти архисложная по тесситуре партия, как Фьордилиджи, далась ей в общем-то без особых усилий. Ничуть по уровню мастерства и артистизма своей "сценической" сестре не уступала эффектная Сабина Асадова. А очаровательная Инара Бабаева казалась просто созданной для роли лукавой служанки Деспины, и если бы в классических постановках существовал приз зрительских симпатий, то, без сомнения, он достался бы ей.

Акрам Поладов в роле Дона Альфонсо был неподражаем - не циничный интриган, а, скорее, эдакий добродушный родственник в летах не прочь порой подшутить над глупыми иллюзиями молодых. Фарида Мамедова (партия Фьордилиджи) и Антон Ферштандт (партия Гульельмо) не только прилично справились со своими партиями, но и проявили недюжий артистизм, можно даже говорить о комедийном таланте исполнителей, вызывая добрую улыбку на протяжении всего спектакля.

Что касается ансамблей, справедливо считающихся сложнейшей и красивейшей составляющей оперы, то они показались крепкими, многократно отрепетированными - слышалось, что наш замечательный концертмейстер Малахат Исмайлова и музыкальный руководитель постановки дирижер Джаваншир Джафаров над дуэтами, трио, квартетами поработали на славу. Этот милый, но не сентиментальный, красивый, но не вызывающий спектакль достиг не только поставленной цели - сделать качественного Моцарта. Он выполнил даже ту задачу, которую, скорее всего, перед собой не ставил. Простота и обаяние без видимых усилий сломили пафос вечного штампа о том, как женщины ужасно неверны, коварны, и выяснилось, что "Cosi fan tutte", оказывается, можно поставить так, чтобы женская половина зала не обиделась.

А впрочем, и мужская половина зала, с интересом наблюдавшая за всеми перипетиями сюжетной канвы, вела себя на удивление благодушно, позволяя время от времени аплодисментами заглушить еще не отзвучавший последний аккорд понравившихся номеров. Ну а долго не прекращающиеся овации зрительного зала на последнем поклоне побуждали растроганных солисток постоянно приседать в реверансах, а солистов - смущенно раскланиваться. Как "аксакал" постановки Акрам Поладов проявил барочную галантность, по традиции бросив в оркестровую яму букеты - и стоило, своим грамотным аутентичным звучанием оркестр заслужил как аплодисменты слушателей, так и признание исполнителей.

 

Улькяр АЛИЕВА 

 

Зеркало.  -2012. – 3 апреля. – С. 8.