"Кероглы" - 75

Сегодня представить азербайджанскую музыку без этой опеpы невозможно

 

Музыкальная ткань оперы "Кероглы" чем-то напоминает яркие и нежные тона ковров азербайджанских мастериц-художниц, видимо, стремясь подчеркнуть своеобразие оркестрового стиля Гаджибекова. Те же неуловимые переходы цветов, переливы красок.

(В.Городинский, русский музыковед и критик)

75 лет не сходит со сцены Азербайджанского государственного театра оперы и балета это последнее завершенное произведение классика азербайджанской профессиональной музыки Узеира Гаджибекова.

В основу оперы легло сказание о народном герое Кероглы. Две темы являются составляющей оперы. Это - освободительная борьба народа против своего угнетенного положения, его страдание, гнев, боль и вторая тема - это тема любви.

Все это положить на язык музыки требовало от композитора не только серьезной теоретической подготовки, но и глубокое изучение народного творчества.

Узеир бек писал: "...разговаривать с народом на понятном ему языке. Это не значит, что я заимствовал у народа готовые мелодии. Важно было пронизать оперу дыханием народной музыки."

Либретист (Г.Исмайлов) и автор стихов (М.С.Ордубади) показывают Кероглы не только как воина: "Я, Кероглы, не знаю слова "страх". Народ! За мной! Врагов развеем в прах Паши и ханы! Я ваш вечный враг! Восстать! Восстать! Да сгинет вражий стан!"

Но и как нежно влюбленного:

"Нигяр, я так в тебя влюблен, Что слышу твой далекий стон; Ровшана призывает он - Я скоро за тобой приду! Тебя в душе моей храня, Я скоро за тобой приду!"

Создавая музыкальный портрет Кероглы-воина, в музыке Узеира Гаджибекова слышатся назревающий протест против угнетателей народа, мужественная непреклонность, непоколебимая уверенность в своих силах, в своей победе. Полная нежной любви звучат арии Кероглы и Нигяр. Пленительная музыка этих арий стала толчком для создания в дальнейшем двух жемчужин его творчества - романсов на газели великого Низами "Возлюбленная" и "Без тебя", заложив тем самым основу романсов в творчестве азербайджанских композиторов.

Особо следует сказать несколько слов об увертюре оперы. Увертюру к опере "Кероглы" Узеир бек написал позже, в 1938 году, к декаде азербайджанского искусства в Москве. Увертюра является ярким воплощением героико-патриотической идеи "Кероглы". Ее музыка ликующая, жизнеутверждающая; в ней чувствуется "пульс" народной жизни. Увертюра - символ народа.

Можно было более подробно раскрыть образы каждого героя, каждое действие, воплощенное в музыке композитора.

        Это право представляется таким музыковедам, исследователям творчества Узеир бека, как Х.Агаева, Э.Абасова, И.Абезгауз, З.Сафарова, А.Аббасов и др. Вся эта литература представлена на выставке, приуроченной к 75- летию первой постановки оперы "Кероглы". Именно в опере "Кероглы" Узеир бек обобщил все богатство азербайджанского фольклора; сюда входят как ашугская, мугамная, так и бытовая музыка. Впервые в опере "Кероглы" нашло отражение азербайджанской музыкальной культуры в синтезе прогрессивных традиций мирового классического музыкального искусства. Произведения русских композиторов - классиков, где отражены исторические события - это Глинка "Иван Сусанин", Бородин "Князь Игорь", Мусоргский "Борис Годунов", западно-европейских - Верди "Аида", Бизе "Кармен", Мейербер "Гугеноты" и др. сыграли важную роль в становлении и развитии стиля Узеира Гаджибекова. Впервые в опере "Кероглы" Узеир бек для своеобразного звучания симфонического оркестра вводит в партитуру народные инструменты (зурна, тар, гобой, балабан).

Как пишет исследователь творчества Узеир бека Э.Абасова, этот излюбленный прием композитора, где зачастую одна и та же тема попеременно преподносится в звучании европейского и народного инструментов. Кара Караев писал: "В результате возникло выдающееся произведение, несущее на себе печать большой творческой личности и одновременно глубоко национальное, национальное в корне. Это было в то время подлинным и смелым новаторством." Четыре года (с 1932 по 1936 г.) работы над оперой "Кероглы" дало блестящий результат. День премьеры "Кероглы" - 30 апреля 1937 года - превратился в праздник музыкальной культуры республики. Оперу ставил талантливый режиссер И.Идаятзаде. В его постановке опера Гаджибекова предстала перед слушателями как масштабное сценическое представление, где слились эпос и драма. И.Идаятзаде писал: "Народ выдвинул Кероглы, народ является главной действующей силой, поэтому и спектакль должен быть построен в духе народной музыкальной драмы." Такой подход режиссера полностью отвечало замыслу композитора, выступившего на премьере вдохновенным дирижером - интерпретатором собственного сочинения. Красочные декорации были созданы художником Р.Мустафаевым. Первыми исполнителями были: Кероглы - Бюльбюль Мамедов, Нигяр - Гюляра Искендерова, Гасан хан - Мамед Таги Багиров, Ибрагим хан - Беюк Ага Мустафаев, Хамза бек - Гаджибала Гусейнов, Шут - Гулам Искендеров, певица - Махбуба Пашаева, танцовщица - Гэмэр Алмасзаде и др. С 1939 года опера "Кероглы" вошла в репертуар выдающегося азербайджанского дирижера Ниязи. Одним из постоянных дирижеров спектакля был также А.Гасанов. К работе над партитурой оперы обращались К.Аливердибеков и Р.Абдуллаев. В разные годы постановки "Кероглы" осуществляли: Ш.Бадалбейли, С.Дадашев, М.Мамедов. В главных ролях выступали Ф.Ахмедова, М.Титаренко, Ф.Мурадова, Ф.Касумова - Нигяр; Л.Иманов, Я.Рзаев, Г.Алиев - Кероглы.

 

В 1942 году опера прзвучала в Баку в русском переводе. Дважды - в 1938 и 1959 гг. - она демонстрировалась на Декаде азербайджанского искусства в Москве. В 1941 году Узаджибеков за оперу "Кероглы" был удостоен Государственной премии.

Опера "Кероглы" свидетельствовала о больших достижениях не только музыкально-творческой школы, но и исполнительского искусства республики. "Кероглы" - жемчужина оперного искусства Азербайджана.

"Я, как композитор, чувствую, какой серьезный творческий путь пройден мною от "Лейли и Меджнун" до "Кероглы", какими новыми разнообразными техническими средствами обогатил я свое мастерство", - говоpил Узеир Гаджибеков.

 

 

Тамилла ХУДАВЕРДИЕВА.

 

Азербайджанские известия.-2012.-27 апреля.-С.8