Россия оказалась в проигрыше

 

Транскаспийскому газопроводу быть

 

Барак Обама предложил Конгрессу кандидатуру спецпредставителя Госдепартамента США по энергетическим вопросам в Евразии Ричарда Морнингстара для назначения на должность посла в Азербайджане. Как передает АПА со ссылкой на РИА "Новости", об этом сообщил в четверг Белый дом. Кандидатуру нового посла президент США предложил после отставки в январе 2012 года с этой должности Мэтью Брайзы. Последний, будучи назначенным послом указом главы государства, так и не был формально утвержден Конгрессом из-за противодействия поддерживаемых так называемым "армянским лобби" сенаторов, заявлявших о тесных связях Брайзы с властями Азербайджана. После отставки Брайза ушел и из дипслужбы.

Морнингстар был спецпредставителем по энергетике в Евразии с апреля 2009 года. До этого преподавал право в Стэнфорде и Гарварде. С 1999 по 2001 год Морнингстар служил послом США при Евросоюзе, с 1998 по 1999 год работал специальным советником президента по вопросам энергодипломатии в Каспийском регионе. С 1995 по 1998 год был советником президента и госсекретаря США по новым независимым государствам на пространстве бывшего СССР. Белый дом пока еще официально не публикует информацию об этой номинации. Тем не менее, Майкл Макфол, посол США в России, назвал решение президента "отличным выбором" на своем Twitter аккаунте. Корреспондент "Туран" попросил Томаса де Ваала, известного аналитика по Кавказу Фонда Карнеги, прокомментировать возможность назначения Морнингстара послом, и как это повлияет на американо-азербайджанские отношения. "Я полагаю, что это назначение хотела азербайджанская сторона. Они хотели высокопоставленное лицо, а не просто карьерного дипломата. То, что американская сторона выдвинула Морнингстара, - признак того, что Вашингтон хочет успокоить Баку, обеспокоенного длительным отсутствием посла в Азербайджане", - сказал аналитик. "Я был бы удивлен, если сенатор Роберт Менендес и Aрмянский национальный конгресс Америки (ANCA) будут блокировать и это назначение.

      Они имели личные претензии к Мэтью Брайзе. Однако Морнингстар не занимался общекавказскими вопросами и занимался только энергетикой", - добавил он Номинация Морнингстара показывает, что энергетика становится приоритетом США в Азербайджане. Однако, как отметил Томас де Ваал, если кто-то в правительстве Азербайджана ожидает, что Морнингстар будет "лояльным" послом, то их наверняка ждет разочарование. "Посол США лишь передает, а не формулирует политику США по вопросам прав человека, Карабаху и др. Поэтому любое, даже самое его мягкое заявление по вопросам прав человека не может быть просто проигнорировано", - подчеркнул он.

Итак, новый кандидат Обамы на пост посла США в Азербайджане, как и предполагалось, является известным высокопоставленным дипломатом. Да, он не так известен широкой публике, как не в меру публичный и словоохотливый, по крайней мере, для дипломата, Мэтью Брайза. Но в узких кругах, по крайней мере, в Азербайджане, его прекрасно знают. Важно и то, что он сам хорошо знаком с регионом, так как с середины 90-х годов прошлого столетия активно принимал участие в определении политики США на постсоветском пространстве, в том числе в формировании энергетической стратегии по Каспийскому бассейну. А в последние годы он непосредственно занимался реализацией политики США по обеспечению энергетической безопасности Европы, прежде всего по снижению зависимости Старого Света от России. А в данной политике, как известно, США основной упор делали и сегодня делают на доставку энергетических ресурсов Каспийского бассейна на европейские рынки в обход России посредством реализации новых транспортно-коммуникационных проектов.

Основные параметры этой политики были изложены в выступлении самого Морнингстара на конференции, организованной в конце января 2010 года в Вашингтоне. Тогда Ричард Морнингстар удивил многих присутствующих. Он заявил, что Соединенные Штаты не обязательно станут возражать, если европейцы в итоге примут решение реализовывать поддерживаемые Россией проекты трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток".

И, как следствие, выступление Морнингстара на конференции восприняли как первую комплексную презентацию стратегии администрации Барака Обамы в области каспийских энергоресурсов, из которой следовало, что, базируясь в основном на тех же принципах, что и администрации Буша и Клинтона, администрация Барака Обамы наметила для себя более скромные цели в данном аспекте, нежели предшественники.

По словам Морнингстара, у Вашингтона имеются три основные энергетические задачи в данном регионе: помочь в разработке новых нефтегазовых месторождений, укрепить европейскую энергетическую безопасность, обеспечив странам ЕС доступ к различным источникам энергоресурсов, и содействовать экономическому развитию стран Кавказа и Центральной Азии путем максимального расширения рынка сбыта их углеводородных ресурсов. "Все, что мы хотим, - это убедиться, что страны Кавказа и Центральной Азии могут принимать собственные решения в отношении добычи и экспорта своих ресурсов, исходя из своих собственных интересов", - скромно подчеркнул Морнингстар.

Краеугольным камнем данной стратегии является, по словам Ричарда Морнингстара, "Южный коридор" - система транспортировки природного газа в Европу либо по трубопроводу "Набукко" (из Турции в Австрию), либо по "Интерконнектору Турция-Греция-Италия". Хотя этот маршрут обычно называется маршрутом в обход России, Морнингстар настойчиво проводил мысль, что американский подход не является "антироссийским". Он даже, похоже, отступил от прежней позиции Америки, состоявшей в активном сопротивлении российским проектам газопроводов, способных составить конкуренцию "Набукко".

"Мы пытаемся деполитизировать трубопроводный вопрос, - подчеркнул он. - Если европейцы решат, что хотят построить "Южный поток" или "Северный поток", это, в конце концов, их решение. Проект под названием "Северный поток" уже стартовал и, скорее всего, состоится. Одновременно с этим России важно осознать, что наши планы в отношении "Южного коридора" позволят удовлетворить лишь малую толику спроса на газ европейских стран. Это может помочь ряду стран Центральной и Восточной Европы в случае приостановления поставок и тому подобное. Так что это не должно составить большой проблемы".

"Это может стать для России возможностью принять участие в проекте "Набукко" не в качестве доминирующего партнера, а в качестве одного из участников. А учитывая сложившуюся в мире экономическую ситуацию, данное решение может оказаться самым рациональным способом движения вперед, - продолжил Морнингстар. - Случится ли это когда-нибудь, я не знаю. Определенно, это дело не сегодняшнего дня. Возможно, найдутся иные решения. Но это такие вещи, о которых нам нужно разговаривать.

 

 

 

Р.Миркадыров

 

Зеркало.-2012.-28 апреля.-С.-3.-4