Начинается крупная игра
А мы, к сожалению, все еще не готовы
30 июля в рамках визита во Францию министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров встретился со своим французским коллегой Лораном Фабиусом. На встрече министры обсудили проблему урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также вопросы политических и экономических отношений между странами. Об этом говорится в сообщении, распространенном МИД Азербайджана. В ходе встречи Э.Мамедъяров вручил Лорану Фабиусу письмо президента Азербайджана Ильхама Алиева и попросил передать его президенту Франции Франсуа Олланду.
Во время беседы Эльмар Мамедъяров отметил, что в связи с 20-летием установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Францией он приглашает Лорана Фабиуса посетить нашу страну.
Касаясь азербайджано-армянских отношений, глава внешнеполитического ведомства Азербайджана выразил надежду на то, что Франция приложит максимум усилий в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Большинство политологов могут оценить встречу с новым министром иностранных дел Франции после президентских выборов как попытку Запада активизировать процесс мирного урегулирования карабахского конфликта, притом в сепаратном варианте, так как Россия при президенте Владимире Путине явно заинтересована в затягивании переговоров. Скорее всего, так оно и есть. Однако...
Все дороги ведут в Тегеран
В регионе происходят события, которые могут кардинально изменить как ситуацию вокруг урегулирования карабахского конфликта, так и в целом геополитическую расстановку сил. Как уже сообщала наша газета, американский конгрессмен Дэйн Рорабахер призвал Вашингтон поддержать борьбу южных азербайджанцев за свою независимость. В своем послании на имя госсекретаря США Хиллари Клинтон конгрессмен заявил о необходимости поддержки борьбы за независимость Южного Азербайджана от Ирана, передает вашингтонский корреспондент Turan.
Естественно, заявление одного конгрессмена, даже если он является председателем подкомитета Палаты представителей, не делает погоду. Однако геополитические процессы, происходящие в регионе, свидетельствуют о том, что заявление американского конгрессмена - это не просто "эмоциональный срыв" члена Палаты представителей. Все намного сложнее.
Во-первых, всего два месяца назад в Анкаре состоялся форум, в котором было заявлено о создании Национального совета Южного Азербайджана. Практически сразу по завершении форума активисты организации отправились в Баку, где провели встречи с лидерами политических партий, в том числе и проправительственных, и пресс-конференцию.
И на этот факт можно было бы не обратить внимание, если не одно обстоятельство. И турецкие, и азербайджанские власти "закрыли глаза" на эти явно "антииранские акции". Хотя до этого не просто не позволяли проведения подобных мероприятий, даже в угоду официальному Тегерану депортировали лидеров и активистов национального движения Южного Азербайджана.
Во-вторых, как стало известно из информированных дипломатических источников, все эти "антииранские акции" вызвали огромный интерес как у американских, так и израильских посольств в Баку и Анкаре.
В-третьих, вдруг стало известно о том, что Азербайджан заключил с Израилем контракт на поставку вооружения и боевой техники на сумму более чем полтора миллиарда долларов. С одной стороны, только наивные люди могут предположить, что Израиль стал поставлять вооружение и боевую технику Азербайджану, притом в таких крупных объемах, без согласования данного вопроса с США. Точно так же было бы наивно полагать, что официальный Баку подписал этот контракт без предварительных консультаций с Анкарой.
С другой стороны, анализ перечня вооружения и боевой техники, закупаемых у Израиля позволяет сделать вывод о том, что этот арсенал предназначен не только для освобождения оккупированных территорий.
Некоторые виды вооружения, которые попали в этот список, предназначены для отражения агрессии, в том числе и с моря.
Стоит вспомнить и неоднократные заявления официального Вашингтона о том, что США готовы оказать любую помощь Азербайджану в случае агрессивных действий Ирана на Каспии.
В-четвертых, в любом варианте развития событий США просто обязаны задуматься о будущем устройстве Ирана. При этом необходимо учесть одну важную деталь. Как не раз писала наша газета, в противостоянии между США и ИРИ конфликт вокруг иранской ядерной программы не является определяющим. Это прекрасно осознают как в Тегеране, так и Вашингтоне. Проблема прежде всего в том, что внешняя политика Ирана не просто полностью противоречит, но и представляет огромную угрозу региональным интересам США. В Вашингтоне прекрасно осознают, что без "дружественного Ирана" невозможно добиться выгодного для США геополитического переформатирования огромного региона - начиная с Южного Кавказа до Северной Африки. Тому наглядным примером является ситуация в Ираке. Как только коалиционные силы были выведены из Ирака, шиитское правительство в Багдаде стало дружить с Тегераном и проводить антиамериканскую внешнюю политику.
Именно поэтому стороны, по сути, тянут время, сохраняя "ядерное досье" в качестве формального повода для оправдания "враждебных отношений". Теоретически вариантов развития событий всего два: первый - происходит эволюционная трансформация самого Ирана, то есть не просто смена режима, но и его идеологических основ, краеугольным камнем которого является антиамериканизм под предлогом борьбы со всемирным империализмом, что практически невозможно. Второй вариант - американцам придется действовать.
Еще несколько месяцев назад в интервью 1news.az известный российский журналист и политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков заявил, что борьба за контроль над этим регионом продолжается: "События на севере Африки ее несколько ослабили - но не более того. Если вы имеете в виду какую-то горячую стадию этой борьбы, то здесь две главные проблемы... Это Иран и контроль США над Кавказом. Что и когда начнут делать американцы, спрогнозировать никто не может. Что угодно могут начать, если посчитают это выгодным для себя и решат, что баланс сил в регионе и в мировом сообществе гарантирует им безнаказанность". По мнению российского политолога, если США решили начать войну против кого-то, то их никто не может остановить. "Если США такую войну не начинают, то только по двум причинам: они и так уже ведут две войны - в Афганистане и Ираке; в правящем классе США не сложилось консенсуса по этому вопросу.
Россия сделала все, что могла, дабы США не перешли к военной атаке на Иран. Даже слишком, на мой взгляд, много - фактически все требования Запада удовлетворила. Но атака не началась не по этой причине, а по двум перечисленным выше. Итак, если правящий класс Израиля решит нанести удар по Ирану, то остановить это могут только США. Если это решит сделать правящий класс США, то остановить их не сможет никто.
Другое дело, что и Китай, и Россия отнесутся к этому исключительно отрицательно. В случае нападения на Иран Россия, безусловно, вынуждена будет оказывать ему и дипломатическую помощь, и помощь поставками оружия. Но Иран, конечно, хочет обзавестись атомной бомбой. И его можно понять", - отметил В.Третьяков.
При этом, по мнению российского политолога, до тех пор, пока возросшая активность Анкары будет в основном направлена вне непосредственных региональных интересов России (то есть не на Кавказ и Центральную Азию), Москва будет реагировать на турецкий фактор так же, как и сейчас, - рационально-прагматично. В.Третьяков заявил, что сдерживать Турцию на других направлениях должны те, кого это затрагивает. Это России не касается.
Р.Миркадыров
Зеркало. – 2012. -1 августа. – С. 1-2.