Эхо Карабахской войны
4031 гражданин Азербайджана числится в списке пропавших без вести
Несмотря на то, что с момента введения режима прекращения огня прошло уже 18 лет, отголоски законсервированной Карабахской войны дают о себе знать и сегодня. До сих пор многие родственники без вести пропавших на войне надеются и ждут возвращения своих близких. В Азербайджане поиском без вести пропавших в связи с карабахским конфликтом занимается специально созданная для этой цели государственная структура – Государственная комиссия по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших граждан. Чем была вызвана необходимость создания данной структуры? Каким образом работникам этого ведомства удается вести работу по розыску лиц, пропавших без вести? Как они строят свои отношения с представителями международных организаций? Сколько граждан Азербайджана было захвачено в плен армянской стороной и, возможно, до сих пор находится в армянских застенках? Мы попросили руководителя рабочей группы Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших Фирудина Садыгова ответить на интересующие нас вопросы.
- Чем была вызвана необходимость создания Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших?
- До создания нашей комиссии обменом военнопленных и заложников занимались совершенно случайные люди, среди которых были нечистые на руку личности, которые пытались заработать на этом деньги. Эти стихийные обмены проводились с учетом интересов только конкретных людей, при этом не учитывались интересы многих семей, разыскивающих своих близких. Создавшаяся ситуация и рост числа без вести пропавших, военнопленных и заложников требовали создания специального органа, который занимался бы данной проблемой на более высоком уровне, профессионально, с учетом интересов всех граждан.
В целях организации работы по розыску и освобождению военнопленных, заложников и пропавших без вести граждан указом президента Азербайджанской Республики от 13 января 1993 года была создана Государственная комиссия по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших. Со дня создания и на протяжении всего срока своего существования государственная комиссия в своей деятельности руководствуется принципами и нормами международного гуманитарного права, ведет активную работу по розыску с целью обеспечения права семей знать о судьбе своих родственников, которые пропали без вести в связи с вооруженным конфликтом.
В следующем году исполнится двадцать лет деятельности нашей комиссии. В течение двадцати лет комиссия, невзирая на сложности и препятствия, чинимые противником и его сторонниками, провела большую работу по выяснению судьбы без вести пропавших, многих из них удалось возвратить на родину.
- С какими международными организациями сотрудничает рабочая группа?
- Для достижения своей цели государственная комиссия использует все возможности, тесно сотрудничает с различными государственными и негосударственными структурами, международными организациями, в том числе с Международным Комитетом Красного Креста. Международный Комитет Красного Креста играет роль посредника в работе по установлению мест содержания, контролю за условиями содержания в плену, освобождению заложников и военнопленных. Сотрудники комитета посещают граждан в местах их содержания, снабжают одеждой, предметами гигиены.Совместно с Международным Комитетом Красного Креста с 2008 года мы работаем над претворением в жизнь програм Anti-Morteм и Post-Morteм. В рамках этих программ проводятся сбор и хранение данных, позволяющих определить местонахождение останков на оккупированных территориях, сбор образцов ДНК у родственников пропавших. Это позволит обеспечить целенаправленный поиск останков наших сограждан после освобождения захваченных районов, проведение идентификации найденных останков. Взятые у родственников пропавших образцы будут сопоставляться с образцами найденных останков, что даст возможность установить личности погибших.
Мы неоднократно выражали готовность сотрудничать с любыми другими международными организациями, которые смогут оказать нам реальную помощь в нашей нелегкой работе. Доказательством этого служит наша совместная деятельность с Международной рабочей группой в составе правозащитников из Германии, России и Грузии. Эта группа была создана при финансовой поддержке Фонда Генриха Белла в 1997 году с целью поиска и освобождения заложников и военнопленных. У этой организации было три сопредседателя – Берхард Клазен из Германии, Светлана Ганнушкина из России, Паата Закареашвили из Грузии.
В 1999 и 2000 гг. мы предоставили представителям данной Международной рабочей группы возможность посетить любую точку на территории Азербайджана, где, по их данным, могли содержаться армянские пленные.Соответственно они должны были посещать указанные нами места возможного содержания азербайджанских пленных на территории Армении и Нагорного Карабаха. К сожалению, деятельность Международной рабочей группы не оправдала наших надежд, не дала ожидаемых результатов. Несмотря на предоставленные нашей госкомиссией неопровержимые факты пленения наших сограждан, поездки представителей этой группы оказались бесплодными, они никого не смогли найти и освободить из плена. По этой причине нам пришлось отказаться от сотрудничества с Международной рабочей группой.
- Сколько граждан Азербайджана в данный момент являются без вести пропавшими?
- Для организации розыска и выяснения судеб пропавших без вести лиц систематически проводятся меры по сбору данных, их анализу и совершенствованию специальной базы данных. Изначально в списке пропавших было около семи тысяч имен. На сегодня в базах данных госкомиссии сосредоточена информация на 4031 человека, числящегося без вести пропавшим.
- Как составляется этот список?
- Для создания списка мы пользуемся информацией, полученной как от родственников без вести пропавших, так и из документов, поступающих из других источников, в том числе из Министерства обороны.
Кроме того, силами госкомиссии собрано большое количество материалов, свидетельствующих о том, что многие из тех, кто разыскивается, были пленены или взяты в заложники армянскими вооруженными силами, содержались на оккупированных территориях Нагорного Карабаха и в прилегающих к нему районах, либо были вывезены на территорию Армении. Такие факты тщательно расследуются, фиксируются показания свидетелей. Среди предполагаемых военнопленных или заложников имеются лица, которые по причине своего возраста, болезни, инвалидности, ранения или по каким-то другим причинам не смогли покинуть захваченные земли. Но в особый список выделены лица, в отношении которых сам факт захвата в плен и факт содержания в армянском плену неопровержими и подтверждаются многими фактами.
- Например, какими?
- Некоторые из них посещались сотрудниками Международного Комитета Красного Креста, кроме того, имеются их письма к родственникам, написанные из армянского плена. Многие факты подтверждены свидетельскими показаниями бывших заложников и военнопленных. Имея на руках эти неопровержимые факты, можно было бы проследить дальнейшую судьбу разыскиваемых, но все попытки найти этих людей пресекаются неконструктивной позицией армянской стороны, сокрытием фактов относительно судеб пропавших без вести лиц. Поэтому действия, предпринимаемые в этом направлении, не дают желаемых результатов.
- Сколько граждан Азербайджана было освобождено из армянского плена?
- С начала конфликта был освобожден 1401 человек.
- В Армении также действует государственная комиссия по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших, председателем которой является министр обороны Армении Сейран Оганян. Вы сотрудничаете с этой организацией?
- Так как Азербайджан не имеет дипломатических отношений с Арменией, наше сотрудничество с аналогичной комиссией Армении проходит при посредничестве Международного Комитета Красного Креста.
Мы пытались наладить прямые контакты с Государственной комиссией по делам военнопленных, заложников и без вести пропавшим Армении, но наши попытки организации совместного сотрудничества не увенчались успехом.
В марте 1993 года была организована встреча на уровне председателей государственных комиссий Азербайджана и Армении. Стороны приняли решение о подготовке документов, в которых были бы заложены принципы нашего сотрудничества. Согласно этим проектам, стороны должны были отказаться от захвата заложников, обмениваться ранеными и тяжелобольными военнопленными, возвращать имеющиеся в их распоряжении трупы в течение 48 часов, обращаться с военнопленными соответственно требованиям Женевской конвенции от 1949 года. Проекты этих документов были направлены в Армению при посредничестве Бакинского офиса Международного Комитета Красного Креста. Армянская сторона отказалась принять подготовленные нами проекты. Они выдвинули политические требования, принятие которых для нас было неприемлемым. В 1999-2000 годах у нас появилась информация о том, что до некоторых азербайджанских военнопленных дошли слухи о том, что на родине их ждет наказание, и по этой причине они отказываются от возвращения в Азербайджан и хотят выехать в третьи страны. Оказалось, что эти слухи специально распространялись самими армянами. 1 января 2001 года мы встретились с представителями Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших Армянии.
Эта встреча также не имела успеха. Армянская сторона продолжала обманывать азербайджанских военнопленных. Очередная наша встреча состоялась 18 марта 2005 года в городе Тбилиси. С армянской стороны во встрече участвовали заместитель главы государственной комиссии генерал Михаил Григорян и его помощник Лео Огаджанов. Михаил Григорян заявил, что наша информация об освобождении 1400 азербайджанских граждан не соответствует действительности. По его словам, армяне освободили не 1400, а 1800 граждан нашей страны.
Мы попросили представить список освобожденных граждан Азербайджана. Он пообещал прислать этот список. Но через некоторое время после нашей встречи Михаил Григорян был уволен, и, соответственно, никаких списков мы не получили. В 2006 году я вновь встретился с представителями Государственной комиссии по данным военнопленным, заложников и без вести пропавших Армении. Встреча проходила в Брюсселе. На этой встрече я вновь попросил у них представить список якобы освобожденных ими 1800 граждан Азербайджана.
Сегодня глава Рабочей группы Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших Армении заявляет, что мы отказываемся от сотрудничества с ними. Но, как видите, его заявление не соответствует действительности.
Они просят нас о новой встрече. Я со своей стороны заявляю, что на этих встречах должны обсуждаться конкретные вопросы. Они даже не могут представить нам конкретный список пропавших без вести лиц из Армении и Нагорного Карабаха.
В 2004 году представители Международного Комитета Красного Креста предоставили в наше распоряжение список пропавших без вести граждан Армении и жителей Нагорного Карабаха. В этот список включены имена 414 лиц армянской национальности. Анализ списка показал, что из 414 пропавших без вести лиц пропажа 25 человек к данному вооруженному конфликту никакого отношения не имеет, т.к. 23 из них пропали на территории Республики Армения, 2 – на территории Грузии.
В общей сложности из 414 представленных в списке лиц 211 человек – жители Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики, 197 человек – граждане Республики Армения, 3 – Грузии, 2 – России, 1 – гражданин Исламской Республики Иран. Но, несмотря на это, на каждого из них открыто личное дело, проведены розыскные мероприятия. Информация по результатам проделанной работы предоставляется по ходу поступления запросов, в том числе из МККК и Международной рабочей группы.
Недавно из Министерства иностранных дел Армении при посредничестве Международного Комитета Красного Креста к нам поступил список 90 человек. Надо подчеркнуть, что список, представленный армянской стороной, не выдерживает никакой критики. Начнем с того, что в нем оказалось не 90, а 94 человека. Дальнейший анализ списка показал, что больше половины из 94 уже были представлены в числе 414, кроме того, исчезновение многих из них не имеет отношения к вооруженному конфликту. Согласитесь, претензии представителей руководства Армении, решивших, что все вышедшие из дома и не возвратившиеся обратно лица армянской национальности захвачены в плен азербайджанской стороной, выглядят довольно странно. Рассмотрим несколько фактов.
1. Балаян Арарат Владимирович – 1989 года рождения, житель Ванадзорского района АР. Версия представлена так, будто бы в 1991 году (будучи двухлетним ребенком) взят в заложники на территории села Шурнух Горисского района Армении и вывезен на территорию Азербайджана. Как это возможно, если азербайджанская армия в 1991 году не проводила военные действия на территории Горисского района? Правильнее было бы искать Балаяна Арарата в Армении.
2. Хачатурян Валерий – житель города Ереван, работал хирургом больницы N2. По версии армянской стороны, будто бы В.Хачатурян взят в плен в 1991 году на территории Геташена, дальнейшая судьба не известна. Что это за личность, если в информации об этом человеке дано только место работы, но нет отчества, даты рождения, обстоятельств захвата в плен? Кроме того, на карте Азербайджана нам не известно место под названием Геташен.
3. Аванесова (Овсепян) Людмила Шагеновна – 1957 года рождения, жительница города Кафан Мегринского района. По версии армянской стороны, будто бы взята в плен 23 ноября 1991 года на территории села Шурнух Горисского района Армении. Опять-таки, как это возможно, если азербайджанская армия в 1991 году не проводила военные действия на территории Горисского района?
4. Адонц Вачаган Ашотович – 1960 года рождения, Бакунц Севак Арамович – 1973 года рождения, Мирумян Манвел, Мкртчян Жорик и Овакумян Арарат.
Все пятеро – жители села Веришен Горисского района. По версии армянской стороны, будто бы 3 сентября 1993 года взяты в плен на территории Губадлинского района Азербайджанской Республики. Они выехали на тракторе марки “Беларусь”, принадлежавшем Адонцу Вачагану, и пропали без вести. Известно, что Губадлинский район был полностью оккупирован 31 августа 1993 года со стороны вооруженных сил Армении, и, кроме захваченных армянами наших военнопленных и заложников, на тот момент там не было ни одного азербайджанца. Более реально то, что прибыв туда после оккупации для грабежа оставленного азербайджанским населением имущества, они были уничтожены, как конкуренты, со стороны таких же грабителей – армян.Эти примеры можно продолжать, но, пожалуй, на этом ограничимся. Все приведенные выше факты говорят о несерьезности подхода к составлению списков без вести пропавших, свидетельствуют об отношении госкомиссии Армении к судьбам этих людей, являющихся жертвами конфликта, который создала Армения. Их цифры, списки, как и громкие выступления – скорее пыль в глаза и обман армянской общественности, а не реальная работа.
Рашад Рустамов
Зеркало.- 2012.- 11 декаюря.- С.-3