Музыкант – это профессия на все времена.

 

Завсегдатаи концертов симфонической музыки уверены: если за дирижерским пультом Фахраддин Керимов, то можно рассчитывать на удачный вечер, дарующий возможность услышать тонкую интерпретацию хорошей музыки

Прекрасное образование, широкая эрудиция, великолепное знание музыкальной литературы плюс серьезный исполнительский опыт – сумма всех этих важных составляющих является причиной успеха Фахpаддина Керимова, завоеванного не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами.

Являясь штатным дирижером Азербайджанской государственной филармонии, Ф.Керимов с удовольствием выполняет функции приглашенного дирижера (сезон-2011-2012) в знаменитом Государственном академическом театре оперы и балета им. М.Мусоргского – Михайловском театре (Санкт-Петербург), выступает с концертами в странах СНГ, Турции, Франции, Японии. Вызывает уважение и исполняемый дирижером репертуар, включающий как симфоническую музыку, так и оперные и балетные спектакли. В данном контексте уместно привести высказывание Н.Римского-Корсакова: “Тот, кто обладает чисто музыкальным восприятием, будет скорее симфоническим дирижером, тому же, кто имеет драматическое чутье, следует быть дирижером оперным. Только тот, у кого обе эти способности развиты в одинаковой мере, может взяться и за то, и за другое”.

Что ж, отталкиваясь от столь высокоуважаемого мнения, можно с уверенностью говорить о многостороннем таланте маэстро Керимова. Сам дирижер считает: “Репертуар – дело наживное, останавливаться в этом вопросе нельзя. Необходимо постоянно пополнять свой репертуарный багаж, быть в курсе новаций. Мне повезло исполнить немалое количество музыки разных стран, эпох, стилей. И это замечательно, ограничений в этом вопросе быть не должно”.

- Фахраддин муаллим, а современные партитуры вас не настораживают?

- Партитура партитуре – рознь, независимо от времени ее создания. Если под словом “современные” подразумевается стилистическая новизна, то, безусловно, многие произведения наших современников сложны своей условностью, нетрадиционным языком. Но и интерес большой. Музыку надо играть, а дальше – дело времени, оно рассудит. Знаете ли, это что-то вроде “естественного отбора”. Лично я никогда не отказываюсь от возможности сыграть не знакомое для себя произведение. Мне это интересно.

- Концертный сезон 2011-2012 года был для вас, насколько известно, плодотворным. Что особенно запомнилось?

- Я с одинаковой ответственностью подхожу ко всем своим выступлениям. Поверьте, играть “дома” ничуть не легче, чем на выезде. Здесь тебя знают, приходят на концерты с определенным настроем и ждут от тебя хорошего исполнения. Для меня важно не обмануть ожиданий публики. А на выезде к этому привычному уже состоянию прибавляется и чувство патриотизма, т.к. рядом с твоей фамилией на афишах и в программах пишется “Азербайджан”. А это дорогого стоит.

Прошлый сезон для меня, действительно, был плодотворным, и в количественном и в качественном отношении. Неоднократно выступал в Санкт-Петербурге. Этот город многое значит в моей жизни: я здесь учился, был стажером в Михайловском театре, хорошо знаком с музыкальной общественностью. Уровень музыкального образования и исполнительства в Санкт-Петербурге высокий, тем приятнее было слышать хорошие отзывы о проведенных мною концертах и спектаклях. Под моим руководством в Михайловском театре прошли балеты “ЛауренсияА.Крейна, “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева, прозвучала опера Г.Доницетти “Любовный напиток”.

Запомнилось и участие во львовском фестивале “Контрасты” с оркестром INSO-LVIV. Я продирижировал здесь Виолончельным концертом Франгиз Ализаде и Фортепианным концертом Игоря Щербакова. Участвовал в проекте “Феномен Дмитрия Шостаковича”, в котором выступил вместе со своей супругой. Юлия исполнила Первый концерт для фортепиано с оркестром Шостаковича, а во втором отделении прозвучала его же Симфония N5. Музыка стала серьезным фактором возрождения и развития былых творческих контактов между странами, и нас – музыкантов – такое положение дел не может не радовать.

- Какие впечатления оставила у вас творческая поездка в Японию?

- Приглашение выступить в Японии для меня было неожиданным, оно поступило от руководства Михайловского театра. Мне предложили выступить в Японии в пяти концертах. Поездка в Страну восходящего солнца состоялась в канун 2012 года. Мы выступали с интересной, разнообразной программой в великолепных залах Токио, Иокогамы, Нагасаки – технически прекрасно оборудованных, с замечательной акустикой. В концертах, которые проходили с большим успехом, принимали участие Metropolitan Chorus of Tokyo и оркестр Михайловского театра. В преддверии Нового года мы выступили со специально продуманной программой. Концерт завершился финалом IX симфонии Бетховена, тему радости из которой японцы воспринимают как национальный гимн.

А в первый день наступившего года в Японии произошло небольшое землетрясение. Зрелище было жутковатым. Я смотрел с 23-го этажа в окно и видел, как все трясло. Но паники не ощущалось. Японцы – народ с древней богатой культурой. Они сдержаны, вежливы, приветливы, что вызывает к ним глубокое уважение.

- А как вам Париж?

- Как и всегда, замечательно. По инициативе Фонда Гейдара Алиева и при поддержке Посольства Азербайджана во Франции 27 октября в знаменитом парижском дворце Salle Pleyel состоялась торжественная церемония, посвященная 20-летию установления дипломатических отношений между Азербайджаном и Францией. К этому событию был приурочен концерт, который прошел в одном из самых престижных залов Парижа (Salle Pleyel). Мне была предоставлена замечательная возможность выступить с несколько необычным оркестровым составом: в знаменитый французский оркестр Colonne “влились” 35 музыкантов из Азербайджанского государственного симфонического оркестра. В программе – произведения французских и азербайджанских композиторов. Музыканты обеих стран прекрасно улавливали инонациональную музыку, что проявилось, в первую очередь, в хорошей сыгранности оркестра. Огромная благодарность в адрес Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и туризма, Посольству Азербайджана во Франции за высокую организацию и саму идею проведения подобных проектов.

После Парижа в моем концертном маршруте были Бурса, Анталья, Калининград, Алматы. Все эти поездки интересны в плане географии и сотрудничества с новыми оркестрами.

- В чем, по-вашему, значение выездных концертов с профессиональной точки зрения?

- Выступление на выезде дает возможность знакомства с новыми исполнителями, коллективами разного профессионального уровня. А это значит: то, что приемлемо для одних, совершенно не подходит другим. Такое сравнение – серьезная информация к размышлению, требующая индивидуальных решений и необыкновенной гибкости к исполнителям и исполняемым сочинениямворческое общение с хорошими музыкантами способствует профессиональному росту, дает большой стимул для совершенствования своей профессии. Я искренне восхищаюсь успехами Турции в области культуры. Достаточно сказать, что в этой стране активно функционируют шесть оперных театров, масса консерваторий, где открываются новые перспективные факультеты. Особого внимания заслуживает исполняемый репертуар: все симфонические увертюры Вагнера, все симфонии Малера, Брукнера, балеты Стравинского. А ведь такое возможно только при условии серьезного развития исполнительского искусства.

У нас есть хорошие музыканты, среди которых многие учатся или работают за рубежом. Очень важно, чтобы эти люди возвращались, были востребованы и занимали достойные места у себя на родине. Нам это необходимо.

- А как быть с дефицитом рабочих мест?

- Эта проблема сложная, для ее разрешения необходимы специальные условия, время и терпение. На мой взгляд, начинать надо с увеличения состава оркестра, создавать новые оркестровые коллективы, о чем мы уже неоднократно говорили. Но и здесь не все так просто: если в музшколах пустуют важные для оркестра исполнительские отделения, то где брать кадры для пополнения отдельных оркестровых групп? Должен быть какой-то стимул (возможно, даже стипендии) для привлечения детей, в частности, на духовое отделение, в класс виолончели. Знаменитое “Кадры решают все!” – сегодня для оркестров страны очень и очень актуально. Будут кадры – можно создавать оркестры, а значит, появятся вакансии, конкуренция, которая явится главным стимулом для оттачивания исполнительского профессионализма.

- Быть дирижером – это…?

 

- Однозначно не скажешь. Для дирижера важно быть ясным и уметь “адаптироваться” в произведении. Не всегда все дается сразу, т.к. исполняемые сочинения различаются по степени сложности, качествуудьба исполняемого произведения во многом зависит от тонкости, мастерства, такта интерпретатора, который может вдохнуть “жизнь” в сочинение или, наоборот, обречь его на провал. Важно уметь быть в профессии. Дирижер же в свою очередь во многом зависит от профессионализма оркестрантоведь в чем разница между хорошим оркестром и, скажем, средним? Хороший – всегда играет хорошо, ориентирован на качество, т.к. уровень музыкантов, сидящих в оркестре, позволяет выдерживать высокую планку. А средний оркестр, в лучшем случае, хочет играть хорошо. Но желания, как известно, не всегда совпадают с возможностями, хотя установка на максимум может творить чудеса.

Обучаясь в Московской консерватории по классу скрипки, я играл в студенческом оркестре, которым руководил Кирилл Кондрашин. Периодически оркестром дирижировали Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Дмитрий Китаенко. Такое внимание столь прославленных личностей говорит об особой значимости предмета “симфонический оркестр”, который дает понять инструменталистам, что их ждет впереди, т.к. в оркестрах работают большинство выпускников консерваторий. Солистами становятся гораздо реже: для этого необходимо не только дарование, но и благословение свыше.

Кондрашин настойчиво требовал, чтобы мы занимались дома – грозился прослушивать каждого из нас в отдельности, но при этом отмечал: “Прежде всего я взываю к вашей музыкантской совести!” Именно эта специфическая совесть (если она не спит) способна многое решить, обеспечить хорошее исполнение, доставить чувство глубочайшего удовлетворения. Музыкант – это профессия на все времена. Об этом надо помнить всегда.

- Что значит для вас удачная репетиция?

- Хорошее настроение, удовлетворение. А если серьезно, то репетиция – это процесс, который имеет свой ритм, режим, соответствующий поставленным задачам. Но это и огромный человеческий фактор, т.к. все люди имеют свои особенности характера, физического состояния, настроя души. Необходима массовая концентрация. Но диктат дирижера, однозначно, должен быть. Берлиоз справедливо заметил: “…если нет влияния дирижера, его руководящего воздействия, тогда это уже не глава, а простой отбиватель тактов”.

Без взаимного доверия дирижера и оркестрантов невозможно прийти к удачному финалу репетиций – концерту. Наши отношения складываются через профессию. Здесь как в крепкой спортивной команде: важны взаимопонимание и единство. Хороший оркестр работает не на озвучивание нот, а ставит и решает задачи эстетические, а где-то – и идеологические. Музыка – это сфера, требующая много эмоциональных сил, но понимание текущего момента должно основываться на движении к лучшему. Когда концерт получается удачным – это счастливый момент, заставляющий о многом забыть.

Без уважения сотрудничать сложно. Я сам играл в оркестре под управлением Ниязи, Рауфа Абдуллаева и других дирижеров. Это нелегкий труд, но при правильном настрое он может нести исключительное удовольствие.

Шарль Мюнш писал: “Если вы выходите на сцену и у вас не дрожат колени, то вы конченый человек”. На сцене пульс бьется чаще – не так, как в обыденной жизни. Рождение музыки – процесс сложный, но интересный, волнующий, завораживающий. Я обязательно благодарю музыкантов за совместное музицирование, и какое счастье, когда видишь, что равнодушных лиц перед тобой нет!

- Дирижеры могут мечтать?

- Не знаю, кто как, но у меня получается. Всегда мечтаю играть больше хорошей музыки. Есть бесконечное множество интересных сочинений, до которых пока не доходят руки.

Оркестранты – это особые люди, понимающие друг друга с полуслова, полужеста. А как иначе можно было бы понять: “Я хочу, чтобы вы сыграли более плоским (или ярким) звуком?” Должно быть очень богатое воображение, чтобы претворить в жизнь такое пожелание. Быть хорошим исполнителем – это тяжелый труд, который должен оцениваться по достоинству – высоко.

- Последние новости от Фахpаддина Керимова…

- На днях вернулся из Алматы, где принял участие в международном фестивале камерной музыки тюркоязычных стран и стран СНГ Camerata-tempo. Меня пригласили провести гала-концерт, в котором под моим руководством выступил камерный оркестр Алматы – “Камерата Казахстан”, отметивший в этом году свой 15-летний юбилей вернувшись, сразу же приступил к репетициям произведений, которые прозвучали на открытии IX съезда Союза композиторов Азербайджана. Пользуясь случаем, хочу пожелать съезду хорошей плодотворной работы, новых решений, направленных на дальнейшее процветание нашей национальной музыкальной культуры.

   Рая АББАСОВА

Зеркало.- 2012.- 15 декабря.- С.-26