"Санкции в отношении Ирана могут сказаться на экономике Ирака"

 

Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Ирака в Азербайджане Хайдаром аль-Барраком

 

Беседу вела Ирина Мусабекова Перемены, происшедшие в Ираке после свержения режима Саддама Хусейна, несомненно, сказались на жизни не только всего иракского народа, но, что немаловажно, также на отношениях иракского государства с соседними странами и ближними регионами, в одном из которых находится Азербайджан. Сегодня Ирак строит новое государство и формирует новое общество. Каков путь, избранный ныне иракским народом, каковы его чаяния, и каково видение своего будущего? С этими и другими вопросами мы обратились к Чрезвычайному и Полномочному Послу Ирака в Азербайджане Хайдару аль-Барраку.

- Как вы оцениваете уровень нынешних отношений между Ираком и Азербайджаном?

- Нынешний уровень двусторонних отношений между нашими странами характеризуется как отношения, развивающиеся на высоком стратегическом уровне и находящиеся в динамичном развитии и углублении. Между нашими странами идет постоянное согласование позиций в двусторонних и многосторонних политических отношениях. На данный момент стороны работают над развитием экономических отношений посредством подписания Соглашения о торговом, экономическом, научном сотрудничестве, что явилось важной вехой в укреплении связей между нашими странами. Согласно этим договоренностям, была создана совместная межправительственная комиссия, на которую мы возлагаем большие надежды в контексте дальнейших укреплений связей между нашими странами. Мы надеемся, что в этом году состоится первое официальное заседание комиссии.

- Чем отличаются нынешние отношения Азербайджана с Ираком от тех, что были во времена правления Саддама Хусейна?

- В первую очередь изменились сам характер отношений и политический курс государства. В чем это выражается? Если раньше эта политика приводила к противопоставлению и протесту общества против власти и курса властных структур, влившихся в международную, межрегиональную арабскую изоляцию, приведшую к войне с Кувейтом, Ираном, по сегодняшние результаты налицо. Сегодня политика Ирака, коренным образом изменилась. Укрепляются и расширяются связи с арабским миром, налаживаются отношения со всеми странами, желающими иметь экономические, политические, партнерские связи, и эти отношения развиваются в позитивном направлении. Поэтому естественно, что нынешние отношения разительно отличаются от тех, что были при прежнем режиме. Отношения Ирака с Азербайджаном при прежнем режиме не были ничем примечательны, хотя носили стабильный характер. Сейчас наши страны наблюдают новый этап развития, в том числе и на дипломатическом уровне.

- Увеличивается ли товарооборот между нашими странами, и как это отражается на качественных показателях взаимодействия?

- После прихода новой власти создалась благоприятная среда для привлечения и вложения иностранных инвестиций. Естественно, наряду с другими иностранными инвесторами все больше и азербайджанских бизнесменов изъявляют желание принять участие в реконструкции и развитии экономики Ирака. Свидетельством этому является увеличивающееся количество обращений в наше посольство в Азербайджане, о выдаче виз на въезд в Ирак.

Особенно эта тенденция наблюдается в области вложения капитала в строительную и нефтегазовую отрасли. За истекший период и начало нынешнего года резко возросло количество делегаций в различных областях, что также является хорошим показателем желания обеих сторон сотрудничать в областях торговли, науки, социальной. Весьма хорошие показатели в торговом обороте наших стран, и они наращивают свои скорости. В скором времени планируется открытие прямого воздушного сообщения между нашими странами, уделяется внимание развитию туризма и паломничеству в святые места Ирака. Естественно, не обделяется вниманием сельская отрасль, ее продукция и ассортимент все больше расширяются, что сказывается на товарообороте наших стран.

- Обе страны обладают развитым топливно-энергетическим сектором. Насколько реалистично выполнение совместных нефтегазовых проектов в условиях растущих потребностей стран-импортеров, которые наращивают производственные мощности?

- У нас есть широкие перспективы сотрудничества в нефтегазовой и газовой отраслях, особенно если учесть множество различных нефте- и газопроводов двух стран, через которые экспортируются энергоресурсы на мировые рынки. Мы ждем, что на заседании совместной межправительственной комиссии вопрос возможности сотрудничества в этой отрасли будет обсужден, и будут определены его перспективы.

- Введенные экономические санкции против Ирана в мире воспринимаются неоднозначно. Каково отношение к этому эмбарго в Ираке, который развивает отношения с Тегераном?

- Несмотря на продолжительную войну между нашими странами, ныне отношения между нашими государствами начали складываться в благоприятном и последовательном направлении. Есть немало совместных с иранскими компаниями инвестиционных проектов по восстановлению иракской экономики, и мы остерегаемся, что выполнение санкций в отношении Ирана может отрицательно сказаться на осуществлении этих проектов в области энергетики, развития инфраструктуры и размещения населения. Поэтому Ирак, несмотря на стремление быть вместе с международным сообществом за выполнение международных резолюций, все же видит в этом огромный ущерб национальным интересам в экономике иракского государства.

- Велика ли, на ваш взгляд, вероятность военных действий в Персидском заливе?

- Несмотря на напряженность в регионе, в зоне Персидского залива не происходили никакие военные действия, так как это может сказаться на поставках энергоресурсов на мировые рынки, и война будет иметь разрушительный исход во всем Ближневосточном регионе. Мы надеемся, что в конечном итоге победу одержат взаимоуважение, мир и мудрость.

- Политическая ситуация в Ираке тоже не из легких. Террористические акты, рост сепаратистских настроений всегда подрывают основы стабильности. Насколько новые вызовы и риски угрожают территориальной целостности Ирака?

- Сегодня наоборот, нет никакой угрозы территориальной целостности Ирака. Несмотря на различие убеждений, все иракцы верят в то, что диалог - это единственный путь решения всех проблем, все иракцы единодушны в том, что нет обратной дороги к насилию, вооруженной борьбе, что только единение и согласие позволят Ираку выйти из этого кризиса. Насколько бы глубоким ни был нынешний кризис, он не может быть опаснее и глубже, чем угроза гражданской войны, которая царила в Ираке с 2004 по 2008 год. Однако Ирак в силу желания народа одержал победу над сеятелями смуты и вновь объединился. Поэтому нет и не будет в будущем никакой опасности.

- Как правительство вашей страны решает проблему централизации власти в современном Ираке?

- В Ираке парламентская республика и, естественно, власть принадлежат всем иракцам. Соответственно, центр влияния и все три ветви власти распределены так, чтобы каждый иракец имел возможность принимать участие в развивающихся в Ираке политических процессах, чувствуя себя полноценным гражданином своей страны, а иракский народ в общем мог контролировать работу парламента и правительства.

Вместе с тем сегодня иракское судопроизводство независимо, над ней нет никакой власти, кроме власти закона.

Кроме того, в современном Ираке, как и в большинстве стран мира, наряду с властью существует также оппозиция, что естественно. Ведь у каждой партии свое видение и платформа дальнейшего строительства, модернизации общества, его интеграции в мировое сообщество. Борьба за власть имеет подчас свое преимущество, партии берут на себя обязательства перед своими избирателями и вынуждены их осуществлять в процессе демократических выборов, таким образом, идет развитие общества. Это нормальное явление, и оно гораздо лучше, чем убийство и похороны оппозиционеров в неизвестных массовых захоронениях, как это происходило в период Саддама Хусейна.

- Какими вам видятся перспективы расширения сотрудничества Ирака с Южно-Кавказским регионом, который играет все более значимую роль в мировой экономике?

- Перспективы огромны, и сотрудничество не имеет границ. С геополитической точки зрения, Ирак и страны Южного Кавказа занимают стратегически важное положение между двумя континентами, между Востоком и Западом. Наряду с этим есть общность религий, истории и даже геополитики. Ирак долгое время был под властью жесткого диктатора. Ирак - страна-экспортер энергоносителей, в особенности на Запад, в Японию, США. Так что, если будет реальная политическая воля для сотрудничества, перспективы безграничны.

- Наконец, вопрос, который очень волнует азербайджанскую общественность: как складывается судьба тюркского меньшинства Киркука в переходных условиях?

- Иракские туркманы - третий по величине составной элемент иракского народа после арабов и курдов. Они, так же, как и остальные составляющие иракского общества, активно участвуют во всех институтах иракского государства, принятия политических и экономических решений, проживают в мире и братстве со своими арабскими, курдскими братьями, пользуются теми же правами, выполняя те же гражданские обязанности. Они пользуются правом говорить на родном языке, открывать школы и культурные центры на туркманском языке и наряду с остальными гражданами играют основную и важную роль в строительстве нового современного Ирака.

 

Ирина Мусабекова 

 

Зеркало.  -2012.  -21 февраля.  – С. 2.