Акиф МЕЛИКОВ: "Это тест для Николя Саркози и Сержа Саркисяна"
Интервью с директором Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, заслуженным деятелем искусств
- Акиф муаллим, учитывая, что одно из ваших образований политическое, вопреки ожиданиям читателей, я предлагаю начать нашу сегодняшнюю беседу с вопроса не из сферы культуры, а из сферы политики. Как известно, скандальный законопроект, принятый 23 января Сенатом Франции, о криминализации отрицания так называемого "геноцида армян" по инициативе группы сенаторов был направлен на рассмотрение в Конституционный совет Франции, который вынесет свое решение ближе к весне. Как вы считаете, какова будет окончательная судьба этого законопроекта?
- Французский писатель, оратор и политический деятель XIX века Шарль де Монталамбер как-то весьма справедливо заметил: "Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами". Мне кажется, более точного высказывания о невозможности игнорирования политического аспекта в нашей жизни трудно придумать. И именно потому каждый из нас, в том числе и деятели культуры, должен интересоваться всеми политическими процессами, происходящими в мире. Ярким примером того, сколь активную и важную роль в политической жизни той же Франции играли представители культуры, были события более чем столетней давности, когда французское общество разделилось на сторонников и противников Альфреда Дрейфуса - офицера французской армии, несправедливо обвиненного в шпионаже в пользу Германии. Тогда во Франции нашелся Эмиль Золя, который написал свое знаменитое открытое письмо президенту Франции под названием "Я обвиняю!" Великий писатель обвинил правительство страны в антисемитизме, а суд - в предвзятости. После публикации "Я обвиняю!" на сторону Дрейфуса поднялось все французское общество. Дело бывшего офицера было пересмотрено, и в 1900 году он был помилован указом президента Эмиля Лубе.
Очень хотелось бы, чтобы и нынешние деятели французской культуры высказались по поводу недопустимости утверждения Конституционным советом Судом этой страны законопроекта о криминализации отрицания геноцидов, в том числе и так называемого "геноцида армян", который идет вразрез с исторической справедливостью и со свободой слова. Что же касается моего прогноза, то мне кажется, в конечном итоге данный законопроект не будет утвержден Конституционным советом Франции.
- Что дает вам основание делать такое предположение?
- На это есть несколько причин. Во-первых, в Конституционном совете решение выносится, исходя не из политических, а юридических составляющих данного вопроса. И с этой точки зрения совете нет никаких оснований называть события 1915 года в Османской империи "геноцидом армян". Во-вторых, Конституционный совет Франции, в отличие от правящей во Франции партии, лидером которой является президент этой страны Николя Саркози, не ставит вынесенное решение в зависимость от предстоящих выборов. Его решение не зависит от голосов и желаний армянского лобби Франции, и поэтому я со сдержанным оптимизмом смотрю в будущее по вопросу окончательной судьбы скандального законопроекта. В-третьих, хотелось бы быть оптимистом в этом вопросе еще и по причине того, что Франция является страной великой культуры.
Ее величие не отменяется политиками, которые поставили во главу угла свои личные и партийные интересы, позволив одной этнической группе спекулировать на вопросах, не имеющих к исторической правде никакого отношения.
- Иными словами, вы предлагаете не отождествлять великую французскую культуру с политикой нынешнего руководства этой страны?
- Безусловно. Давайте вспомним, к примеру, сколь большой след в мировой культуре оставил французский балет. Так, часто цитируемый и упоминающийся в мировой классической литературе король Франции Людовик XIV получил титул "Король-солнце" за роль в Le Ballet de la Nuit, поставленном Жаном-Батистом Люлли еще в 1653 году. А уже в 1661 году Людовик XIV основал Королевскую академию танца. И это была первая в мире балетная школа. Кроме того, вся терминология классического балета базируется на французском языке. А как же быть с одной из самых ярких страниц в истории музыкальной культуры Франции, которая связана с лирической оперой? Первый классический образец ее - "Фауст" Шарля Гуно, премьера которой прошла в 1859 году. А ведь есть еще и "Ромео и Джульетта" того же Шарля Гуно, есть "Беатриче и Бенедикт" Гектора Берлиоза, "Самсон и Далила" Камиля Сен-Санса,"Лакме" Лео Делиба, "Манон" и "Вертер" Жюля Массне - это лишь небольшой список наиболее популярных образцов французской лирической оперы.
Отдельно следует сказать о "Кармен" великого Жоржа Бизе. Редчайшая правдивость в передаче сложных человеческих чувств и взаимоотношений, сила эмоционального воздействия на аудиторию, изумительная красота и одновременно поразительная доходчивость партитуры, отражающей и бурное веселье, и трагизм обреченности, ставят оперу Бизе в ряд уникальных произведений всей мировой музыкальной литературы. И я с гордостью могу сказать, что эта величайшая опера уже не один сезон с большим успехом идет на сцене Азербайджанского театра оперы и балета.
Убежден в том, что не стоит менять своего отношения к великой французской культуре только по причине действий нынешнего руководства этой страны. Президенты ведь приходят и уходят, тогда как искусство вечно.
- На ваш взгляд, сумеет ли Николя Саркози победить на предстоящих в апреле президентских выборах во Франции?
- Как сказал однажды Уинстон Черчилль: "Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение". Николя Саркози ориентируется только на следующие выборы. И именно поэтому, на мой взгляд, на сей раз ему будет очень сложно выиграть президентские выборы. - Закончу нашу беседу темой, которую просто невозможно обойти. На этой неделе исполняется 20 лет со дня геноцида в Ходжалы. Как известно, азербайджанская девушка Зарифа Гулиева (ее мать была вынуждена бежать из города Ходжалы, спасаясь от армянских вандалов) написала письма в адрес президентов Франции и Армении. Каких ответов вы ожидаете от Николя Саркози и Сержа Саркисяна? - Знаете, я человек далеко не сентиментальный, но письмо 20-летней азербайджанской девушки Зарифы Гулиевой нельзя читать без сострадания. Иначе и невозможно читать строки, в которых рассказывается о трагедии человека, ставшего жертвой такого чудовищного преступления, совершенного армянскими боевиками в Ходжалы. Это письмо не к политикам, а к людям. Скажу больше - это тест на гуманизм, на сострадание, на готовность признать преступление против человечества для Сержа Саркисяна и Николя Саркози. И именно потому промолчать, не ответить на это письмо, как мне кажется, они не могут. Ведь молчание в данном случае означает признание собственной неспособности назвать преступление преступлением. Хотя, если они предпочитают остаться в истории в качестве политических деятелей, предпочитающих фальсифицировать исторические факты, события и не способных признать реально имевший место геноцид мирного азербайджанского населения в Ходжалы, - это их право.
Вне зависимости от их позиции, мировое сообщество даст справедливую оценку геноциду в Ходжалы, и виновные в этом ужасающем преступлении понесут наказание.
Зеркало. – 2012. – 23
февраля. – С. 8.