День Ниязи в Габале

 

Междунаpодный музыкальный фестиваль пpодолжается

 

Шестой день на Международном музыкальном фестивале в Габале был целиком посвящен 100-летию со дня рождения выдающегося азербайджанского дирижера, композитора Ниязи. Этот концерт был примечателен тем, что не только прозвучали самые лучшие и любимые публикой произведения маэстро, но и тем, что отечественной публике выпал уникальный шанс услышать Лондонский Королевский филармонический оркестр, который впервые в течение всего вечера исполнял исключительно музыку азербайджанских композиторов.

В целом выступление Лондонского Королевского филармонического оркестра претендует стать "гвоздем" Габалинского фестиваля. Отрадно, что в течение всего вечера дирижерский пульт оркестра был предоставлен только азербайджанским дирижерам - Ялчину Адыгезалову, Эюбу Гулиеву и Фуаду Ибрагимову. И в целом впечатление от первого концерта оркестра - интеллигентная, довольно мягкая манера музицирования, которая пленяет своей безмятежностью и исходящей от нее атмосферой английского консерватизма. За исключением некоторых нюансов (подвело легкое "разночтение" оркестровых групп), под руководством Ялчина Адыгезалова оркестр довольно чисто исполнил наш неофициальный гимн - увертюру к опере "Кероглу" Узаджибейли. Но уже в следующем номере, при исполнении Азером Рзазаде "Песни о Родине", оркестровый аккомпанемент был удивительно чутким, с позволения сказать, теплым. И в этом, несомненно, заслуга дирижера Я.Адыгезалова, который был удивительно выразителен, корректен: такого тонкого аккомпанемента, микроскопических градаций настроения автору этих строк давно слышать не приходилось.

Очередной раз приятно удивил Эюб Гулиев, под руководством которого оркестр исполнил "Гайтагы" композитора. Блестящая оркестровая пьеса была исполнена "на одном дыхании", с характерно "нервно-пульсирующим" ритмом, где музыканты проявили чудеса владения ближним и дальним планом (почти как в живописи) - когда тема совершенно незаметно переходит от одного инструмента к другому, сменяясь полнозвучным звуком финальной составляющей. Чувствовалось, что и оркестрантам пьеса пришлась весьма подуше, поэтому исполняли слаженно, безупречно, с бриозным наполнением и сиянием оркестрового тутти.

Что же касается "коронного произведения" Ниязи - симфонического мугама "Раст" в интерпретации молодого и, бесспорно, перспективного дирижера Фуада Ибрагимова, - то он оставил неоднозначное впечатление. Музыка Ниязи очень подходит дирижерской манере Ф.Ибрагимова - вдумчивой, сосредоточенной и одновременно весьма эмоциональной, можно даже сказать, драматической. В его интерпретации "Раста" в полной мере присутствовали и ощущение величия этой музыки, и любовное внимание к отдельным деталям, и четко выстроенная форма, что является, пожалуй, едва ли не самым трудным в произведении. С одной стороны, великолепный оркестр, с другой, про таланты дирижера все ясно без слов. Но... не хватило выразительности (или сила эмоций не дошла даже до первого амфитеатра).

Впрочем, чтобы продраться через партитуру такого уровня сложности, как симфонический мугам "Раст", сыграть ее с пониманием всех пластов и линий, нужны репетиции с оркестром, которых, учитывая плотный график выступлений на фестивале, не представляется возможным, и нужен опыт, который у молодого дирижера пока маловат. Однако нельзя не отметить похвальную попытку организаторов фестиваля предоставить дирижерский пульт прославленного мирового оркестра нашим молодым дирижерам - Эюбу Гулиеву и Фуаду Ибрагимову, потому что они - настоящее и, несомненно, будущее нашего исполнительского искусства.

И все же основным итогом прошедшего юбилейного вечера можно считать исполнение столь прославленным оркестром музыки наших великих композиторов. Это не только по-английски формально-вежливый знак уважения оркестра к принимающей стороне, но и пропаганда нашего искусства за рубежом, потому что, признаем откровенно, помимо мугама, о нашем классическом музыкальном наследии зарубежные музыканты (не говоря уже о публике) имеют весьма туманное представление. И в этом смысле предоставленная возможность соприкоснуться с музыкой азербайджанских композиторов-классиков и, возможно, включение их произведений в постоянный репертуар известного оркестра дорогого стоит.

P.S. Весьма трогательный момент вечера - во время аплодисментов к сцене подошел мальчик лет шести с таким же маленьким букетом цветов и терпеливо дождался, пока уже покинувший сцену Ялчин Адыгезалов не вернулся вновь на сцену и лично принял это милое признание своего юного поклонника. Юных зрителей среди публики Габалинского фестиваля довольно много - и это не может не радовать, ведь не секрет, что приучать к пониманию классической музыки надо с детства, или, как принято говорить, с пеленок. Однако некоторая часть зрителей воспринимает данный постулат в буквальном смысле, посещая концерты с детьми грудного возраста, которые при первых же звуках оркестра, испугавшись, начинают либо кричать, либо плакать, отвлекая окружающих от происходящего на сцене. Невольно возникает вопрос: почему охрана концерта, столь ревностно следящая за тем, чтобы публика не попала раньше указанного времени в зрительный зал, довольно лояльно относится к подобного рода явлению?

 

Улькяр АЛИЕВА 

 

Зеркало.  -2012. – 31 июля. – С. 8.