Главное — оказаться среди победителей
При этом необходимо помнить, что результат геополитического противостояния никак не зависит от позиции Азербайджана
Напряженность, накопившаяся за последнее время в двусторонних отношениях между Азербайджаном и Ираном, не устранена. Именно к такому выводу можно прийти по заявлениям сторон, сделанным по итогам переговоров заместителем министра иностранных дел Ирана Сеидом Аббасом Аракчи в Баку. Напротив, можно ожидать нарастания градуса конфронтации в двусторонних отношениях.
На пресс-конференции, организованной для узкого круга азербайджанских журналистов, Аракчи продемонстрировал жесткость позиции Ирана по делу арестованных в ИРИ двух молодых азербайджанских поэтов — Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде. Он заявил, что литераторы совершили «незаконные действия» и за это должны ответить перед судом. Как сообщает телеканал ANS, на вопрос, в чем же проявилась незаконность действий поэтов, иранский дипломат ответил так: «Хотя они были приглашены на фестиваль поэзии, но были везде, но только не там». Более того, по утверждению Аракчи, он информировал об этом на переговорах в Баку, и азербайджанская сторона «признала незаконный характер» действий поэтов.
Аракчи, подтвердив, что в ходе визита еще раз пригласил президента Азербайджана на саммит лидеров стран-участниц Движения неприсоединения, не уточнил, однако, принято ли азербайджанской стороной это приглашение. Он всего лишь заметил, что визит Ильхама Алиева мог бы стать переломным моментом в двусторонних отношениях и устранить «некоторые недопонимания» в азербайджано-иранских связях.
Наш МИД не оставил без «должного внимания» эти жесткие заявления иранского эмиссара. Как говорится, оплатили той же монетой. Азербайджан в резкой форме потребовал освобождения арестованных в Иране азербайджанских поэтов Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде. Как сообщает 1news.az, об этом заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов.
По его словам, протест азербайджанской стороны в связи с арестом поэтов был заявлен во время встречи с замглавы МИД Ирана Сеидом Аббасом Аракчи. Также, подчеркнул замглавы МИД АР, в ходе встречи иранской стороне было заявлено о неприемлемости предъявления необоснованных обвинений гражданам Азербайджана.
По словам Х.Халафова, действия иранской стороны по этому вопросу ставят под угрозу взаимные визиты граждан двух стран. Азербайджанская сторона вновь подчеркнула важность немедленного освобождения поэтов Фарида Гусейна и Шахрияра Гаджизаде, отметил Х.Халафов.
Напомним, иранские власти продолжают держать двух молодых азербайджанских поэтов под арестом с начала мая, обвиняя их в шпионаже и распространении наркотиков, не предоставляя, однако, никаких доказательств.
МИД Азербайджана направил иранской стороне несколько нот протеста в связи с арестом азербайджанских поэтов. Формально их содержание под арестом является на сегодняшний день приоритетным вопросом в отношениях с южным соседом.
В начале июля группа азербайджанских журналистов обратилась в Посольство Ирана в Азербайджане за разрешением провести журналистское расследование в связи с арестом Гусейна и Гаджизаде, которые отправились в Иран для участия в вечере поэзии.
13 июля Посольство Ирана в Баку заявило о гарантиях безопасности азербайджанским гражданам на территории Ирана. Но МИД Азербайджана в тот же день выступил с предупреждением, что посещение Ирана азербайджанскими гражданами может быть небезопасно.
Стоит обратить внимание на то, что стороны обменялись жесткими заявлениями после переговоров, проведенных Аракчи с министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым, которые состоялись в пятницу во второй половине дня. Как сообщает 1news.az со ссылкой на пресс-службу МИД Азербайджана, на встрече были обсуждены отношения между двумя странами, процессы, протекающие в регионе, саммит Движения неприсоединения. Отметив важность развития отношений между двумя странами, Э.Мамедъяров сказал, что они влияют на общую ситуацию в регионе. Глава МИД Азербайджана подчеркнул, что оккупация Арменией азербайджанских территорий оказывает отрицательное влияние на регион. Он отметил важность влияния международных организаций и стран на Армению в целях ее отказа от захватнической политики.
По словам Э.Мамедъярова, все страны, в том числе Армения, должны уважать ООН и ее решения.
Министр иностранных дел Азербайджана уделил особое внимание вопросу, связанному с арестом в Иране двух азербайджанских поэтов. Он отметил, что данный вопрос вызывает серьезное беспокойство азербайджанского народа и государства, и выразил надежду на то, что в скором времени проблема найдет положительное решение.
В свою очередь заместитель главы МИД Ирана отметил, что его страна придает большое значение отношениям с Азербайджаном и уважает его независимость, суверенитет и территориальную целостность.
Иранская делегация также встретилась с заместителем главы МИД Азербайджана Халафом Халафовым. На встрече были обсуждены двусторонние вопросы и перспективы их развития. Х.Халафов выразил признательность С.Аракчи за его интервью, связанное с отношениями между Азербайджаном и ИРИ, которое он дал в Иране до визита в Азербайджан.
Он отметил важность осуществления конкретных шагов, которые будут способствовать развитию связей между двумя странами. По его словам, факт влияния отношений между Азербайджаном и Ираном на общее положение в регионе не должен вызывать сомнений.
Х.Халафов подчеркнул важность взаимного уважения странами невмешательства во внутренние дела друг друга, фундаментального принципа поддержки суверенитета и территориальной целостности государств.
Заместитель главы МИД Азербайджана сказал, что основоположником этого курса в стране является общенациональный лидер Гейдар Алиев. По его словам, причиной того, что Армения осталась вне рамок всех региональных проектов, является ее захватническая политика, и это является главным препятствием развития региона. Х.Халафов отметил, что азербайджанский народ опечален стихийным бедствием, произошедшим в Иране.
Выразив удовлетворение визитом в Азербайджан, С.Аракчи поблагодарил за гуманитарную помощь, оказанную в связи с землетрясением в Иране. Отметив заинтересованность своей страны в развитии отношений с Азербайджаном, Сеид Аббас Аракчи отметил, что Иран уважает территориальную целостность Азербайджана и считает Армению страной-оккупантом.
Цинизму иранских официальных лиц нет предела. И дело даже не в том, что Иран, якобы считающий Армению оккупантом, имеет дружественные, можно сказать, почти «братские» отношения с этой страной. Еще хуже то, что, развивая эти отношения с Арменией, официальный Тегеран делает все возможное для того, чтобы побольнее «оскорбить» Азербайджан и азербайджанцев.
Все, наверное, прекрасно помнят, каких огромных усилий стоило Азербайджану открытие Генерального консульства в Тебризе. Притом речь шла об обслуживании минимум около 20 миллионов азербайджанцев. Недавно иранские власти сами предложили Армении открыть генеральное консульство в Тебризе. И это при том, что по всему Ирану всего около 150 тысяч армян. В самом Тебризе армян чуть более десяти тысяч. Думаю, официальный Ереван не видит никакой необходимости в открытии генерального консульства в Тебризе, особенно с учетом проблем, связанных с пополнением государственного бюджета. Но это мелочи. Для официального Тегерана важно, чтобы наряду с азербайджанским консульством в Тебризе был и армянский. Ради этого иранская сторона, скорее всего, даже готова профинансировать открытие армянскоого консульства.
Провал миссии Аракчи был предопределен. И дело не только и не столько в судьбе арестованных молодых поэтов. Как и ожидалось, ему не удалось убедить официальный Баку в необходимости участия президента Ильхама Алиева в саммите Движения неприсоединения в Тегеране. Как стало известно, посол по особым поручениям азербайджанского Министерства иностранных дел Яшар Алиев возглавит делегацию Азербайджана на саммите Движения неприсоединения в Тегеране, где будет рассмотрен ряд инициатив по урегулированию конфликта в Сирии. Об этом сообщает 1news.az со ссылкой на микроблог в «Твиттер» МИД Азербайджана. Ранее, в понедельник, иранское информационное агентство Fars News Agency, ссылаясь на азербайджанского посла в Иране Джаваншира Ахундова, сообщало, что Азербайджан на саммите представит министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров.
Саммит Движения неприсоединения открылся в иранской столице в воскресенье и продлится до 31 августа. В его работе участвуют делегации 120 стран. Заседания будут проходить в течение шести дней и начнутся на уровне заместителей министров.
Как пишет Deutsche Welle, во вторник соберутся главы внешнеполитических ведомств, а в четверг — главы государств. Иран намерен выступить с рядом инициатив по урегулированию конфликта в Сирии. По словам представителя иранского МИД Рамина Мехманпараста, Тегеран представит на саммите всеобъемлющий план мирного урегулирования. Планируется также обсудить вопросы иранской ядерной программы, иракскую, палестинскую и афганскую проблематику, а также актуальные вопросы экономического и социального развития Африки и Латинской Америки.
Неоднозначную реакцию вызвало согласие присутствовать на форуме генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, отмечает агентство AFP. Израиль и США раскритиковали решение главы ООН принять участие в форуме. Как пишет Deutsche Welle со ссылкой на официального представителя Пан Ги Муна, генсек отдает себе отчет в том, что его присутствие на форуме связано с определенными «чувствительными моментами», однако он принял приглашение, сознавая свою ответственность перед Движением неприсоединения. Одним словом, как и предполагалось, президент Азербайджана не собирается отправляться в Тегеран. Вряд ли стоит ожидать изменения позиции главы государства в последний момент. Тем более что ожидания сторон от предстоящего саммита ДН в Тегеране диаметрально противоположны. Как уже отмечала наша газета, официальный Тегеран попытается добиться поддержки саммита в следующих двух вопросах: во-первых, ДН должно безоговорочно признать все права Ирана на развитие мирного атома и решительно осудить попытки силового шантажа Запада и Израиля в этом вопросе. Во-вторых, ДН должно публично зафиксировать, что ситуация в Сирии есть якобы результат жесткого внешнего вмешательства, и столь же решительно осудить попытки «ливизации» сирийского кризиса с констатацией того, что право выбора своего будущего есть исключительно у самого сирийского народа.
Стоит отметить, что по первому вопросу официальный Баку пока сохраняет нейтралитет. Азербайджан формально признает право Ирана на развитие мирного атома, но не в восторге от возможной перспективы создания южным соседом, с которым и так отношения складываются не так просто, ядерного оружия. Притом официальный Баку прекрасно осознает, что при решении данной проблемы конфликтующие стороны могут попытаться получить определенную поддержку со стороны Азербайджана, но не станут учитывать нашу позицию по иранской ядерной программе. Поэтому внешне выжидательная позиция официального Баку вполне объяснима. Особенно с учетом того, что очередной раунд переговоров между Ираном и МАГАТЭ в Вене, как и предполагалось, провалился. Теперь вероятность силового сценария зависит от того, насколько жестким окажется доклад МАГАТЭ по Ирану — его публикация назначена на эту неделю, передает Salam-News со ссылкой на «Коммерсант» («Ъ»).
Пока же эксперты указывают на попытки Тегерана замести следы секретных исследований и резкое увеличение числа центрифуг на его ядерных объектах. Источник «Ъ», близкий к секретариату МАГАТЭ, впрочем, полагает, что «худшего еще можно избежать». На переговоры в Иран, по данным «Ъ», скоро отправится также правительственная делегация РФ.
Главной темой состоявшейся в пятницу встречи была ситуация вокруг иранского военного комплекса в Парчине. МАГАТЭ подозревает, что иранцы могли проводить там секретные ядерные исследования, и добивается допуска инспекторов на объект.
Напомним, 1 августа были опубликованы спутниковые снимки, на которых видно, что на территории полигона проводятся строительные работы: сносятся здания, переносятся почва и ограждения. Кадры от 15 августа показывают, что большая часть построек снесена, а оставшиеся прикрываются брезентом. Глава МАГАТЭ Юкио Амано не исключает, что Иран «заметает» следы ядерных испытаний. А западные СМИ со ссылкой на источники в МАГАТЭ сообщили о резком увеличении числа центрифуг для обогащения урана в иранском подземном комплексе «Фордо». Значимых результатов восьмичасовые переговоры в Вене не принесли. Участники хоть и заявили о «некотором прогрессе», но признали, что «преодолеть разногласия не удалось». Источник «Ъ», близкий к секретариату МАГАТЭ, сообщил, что представители агентства настаивали на одинаковых условиях проведения инспекций для всех иранских объектов. Иранцы же требовали «особых модальностей» для ряда комплексов, включая Парчин. «В итоге все остались при своих», — сообщил собеседник «Ъ».
Израиль настаивает на том, что с учетом данных о работах в Парчине и новых центрифугах доклад и резолюция должны быть максимально жесткими. США высказываются более осторожно. «Окно для поиска дипломатического решения еще есть, но оно быстро сужается», — заявил по итогам переговоров в Вене источник в Госдепе США. Из Москвы в адрес Тегерана идут противоречивые сигналы. С одной стороны, Россия выступает против санкционного давления на Иран. Это во многом связано с опасениями Москвы, что под санкции против Ирана попадут и российские компании, ведущие там бизнес. С другой стороны, Москва грозит занять более жесткую позицию по иранской ядерной проблеме, если Тегеран не отзовет иск против РФ за отказ от поставок зенитных комплексов С-300. Эта дилемма может разрешиться уже в ближайшее время.
Стоит отметить, что в середине сентября МАГАТЭ обнародует очередной доклад по иранской ядерной тематике. После провала переговоров в Вене можно предположить, что содержание доклада будет максимально жестким, чем и попытаются воспользоваться сторонники силового решения конфликта вокруг иранской ядерной программы.
По сирийскому же конфликту Азербайджан вместе со своим единственным серьезным региональным союзником, то есть Турцией, однозначно придерживается прозападной позиции. Стоит обратить внимание и на то, что президент Турции Абдулла Гюль «из-за неожиданной болезни» также не собирается участвовать в тегаранском саммите. Не будут представлены в Тегеране на высшем уровне и арабские государства Персидского залива, которые активно участвуют в поддержке сирийской оппозиции, основной целью которой является свержение надежного союзника Ирана в регионе Башара Асада. Вряд ли Тегеран получит поддержку со стороны Египта, Ливии и Туниса, то есть стран, где буквально недавно при поддержке Запада произошла смена власти. И вообще, большинство арабских государств, за исключением Ирака и Ливана, выступают однозначно против иранской позиции по сирийскому конфликту.
Уникальность ситуации заключается в том, что по сирийскому вопросу в противостоянии с Западом официальный Тегеран может надеяться на поддержку не соседних мусульманских стран, а христианских государств Латинской Америки, где у власти находятся, левые политические силы. И, наконец, необходимо учесть, что в этот раз президент Армении Серж Саркисян приглашен на саммит лично Махмудом Ахмадинежадом. Поэтому можно предположить, что президент ИРИ сделает все возможное, чтобы предотвратить серьезное обсуждение армяно-азербайджанского конфликта по ходу тегеранского саммита. Тем более что позиции ИРИ и Армении по сирийскому вопросу, можно сказать, полностью совпадают. А по иранской ядерной тематике Армения демонстрирует солидарность с Россией.
Одним словом, ничего необычного не происходит. Интриги вокруг тегеранского саммита ДН являются зеркальным отображением геополитического противостояния в регионе. И вся проблема в том, что ИРИ пытается плыть против течения в этом чувствительном регионе, где ведущие мировые державы имеют жизненно важные интересы. Но так не бывает. Никто, даже Россия, не позволит Ирану установить в этом регионе собственные правила игры.
Поэтому почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что ИРИ не удастся консолидировать Движение неприсоединения и выработать общую платформу организации как по ядерной тематике, так и по урегулированию сирийского конфликта.
В начале Второй мировой войны Турция оказалась в союзниках Германии. Несмотря на то, что Турция была южным соседом СССР, она не стала открывать «второй фронт» против Советского Союза. Под конец войны, когда войска антигитлеровской коалиции стояли почти у стен Берлина, Турция переметнулась в стан союзников и объявила войну как Германии, так и Японии. Естественно, турецкие войска не участвовали в боевых действиях. Однако она оказалась среди государств-победителей и участвовала в установлении послевоенного миропорядка. Мудрая политика. Азербайджану вряд ли удастся сохранить нейтралитет в этом геополитическом противостоянии. Будучи небольшой страной, мы оказались в роли одного из объектов противостояния для ведущих субъектов мировой политики. Но главная цель заключается в том, чтобы в конечном итоге, оказаться среди победителей.
Рауф Миркадыров
Зеркало.- 2012.- 28 августа.- С.-1,2