Ставки сделаны
Надо наконец-то осознать, что речь идет о необратимом процессе
26 июня президент Азербайджана Ильхам Алиев находился в Стамбуле с однодневным рабочим визитом и принимал участие в юбилейном саммите Организации черноморского экономического сотрудничества. В течение одного дня президент успел провести переговоры с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, президентом Абдуллой Гюлем, который прежде всего поздравил Ильхама Алиева с рождением внука, выступить на саммите Организации черноморского экономического сотрудничества.
И все же "гвоздем программы" было совсем другое. В Стамбуле во вторник в присутствии премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева были подписаны документы по строительству Трансанатолийского газопровода (TANAP).
После завершения подписания документов премьер Эрдоган заявил, что "проект TANAP будет углублять стратегические отношения между нашими странами, и через Турцию будет установлена органическая связь между Азербайджаном и Европой". Он также выразил уверенность в том, что реализация проекта TANAP внесет значительный вклад в обеспечение энергетической безопасности Европы.
Выступая на саммите, Ильхам Алиев отметил, что благодаря вводу в эксплуатацию нефте и газопроводов Азербайджан стал как экспортером энергоресурсов, так и транзитной страной.
С вводом в строй другого крупного проекта - железной дороги Баку-Тбилиси-Карс - будет достигнуто восстановление древнего Шелкового пути. Это - конкретные проекты.
Президент Ильхам Алиев подчеркнул, что эти проекты откроют новые возможности как для более тесного сплочения стран-членов организации, так и для наращивания экономической мощи этих государств.
Глава государства коснулся армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта как основного фактора, препятствующего расширению сотрудничества и дальнейшему углублению экономических связей в регионе. Он отметил, что неурегулированность конфликта является угрозой не только экономическому сотрудничеству, но и в целом миру и безопасности в регионе.
Впервые о строительстве нового газопровода, способного обеспечить доставку азербайджанского газа в Европу, было сообщено 27 октября 2011 года. Инициатива об этом трубопроводе исходила от Госнефтекомпании Азербайджана. А 29 декабря 2011 года уже был подписан Меморандум по TANAP и достигнута договоренность о том, что у SOCAR в будущем трубопроводном консорциуме будет 80%, а у турецких госкомпаний - BOTAS и TPAO - по 10% пая.
Строительство газопровода, по данным Turan, начнется во второй половине 2014 года и завершится в IV квартале 2017 года. Предварительная стоимость трубопровода составит $8 млрд. протяженность - 1880 км, первоначальная мощность - 16 млрд. куб.м с возможностью расширения до 32 млрд. куб.м (с тем, чтобы в будущем на европейские рынки можно было бы экспортировать 20 млрд. куб.м, а на внутренний рынок Турции - 12 млрд. куб.м азербайджанского газа ежегодно). Его детальное ТЭО будет готово лишь к IV кварталу 2013 года.
Итак, можно сказать, что поставлена точка на спорах о том, куда пойдет азербайджанский газ.
Хотя, по большому счету, как не раз отмечала наша газета, и спорить было не о чем. Как и предполагалось, решение было принято в пользу европейского маршрута.
При этом стоит отметить, что Европейский Союз рассчитывает заключить с Азербайджаном и Туркменистаном соглашение по правовой базе Транскаспийского газопровода. Об этом говорится в материалах по итогам обсуждения вопроса главами МИД 27 стран ЕС 25 июня в Люксембурге. "Соглашение по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода внесет значительный вклад в открытие европейского Южного газового коридора (по которому планируется доставлять природный газ из Каспийского региона в Европу)", - говорится в пресс-релизе по итогам обсуждения.
Россия и Иран считают, что вопросы прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря должны решаться при согласии всех прикаспийских стран. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан же исходят из того, что этот вопрос может решаться двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами. Как сообщал ранее помощник президента РФ Юрий Ушаков, Владимир Путин заявлял на саммите РФ-ЕС в начале июня, что Москва не будет считать легитимными принятые без консенсуса решения по Каспию.
Отметим, что соглашение по Трансанатолийскому газопроводу, подписанное между Азербайджаном и Турцией, приветствовали руководители консорциума "Набукко" и Трансадриатического трубопровода.
Таким образом, борьба за энергетические ресурсы Каспия и, как следствие, за геополитическое превосходство в регионе вступает в новую и вместе с тем опасную фазу. При этом надо наконец-то осознать, что речь идет о необратимом процессе. Если выбор сделан, то надо быть последовательным. Проще говоря, следует четко обозначить собственные внешнеполитические приоритеты.
Пора осознать, что невозможно иметь с Москвой отношения на уровне стратегического партнерства, если активно участвуешь в реализации коммуникационно-энергетических проектов, противоречащих стратегическим и регионально-геополитическим интересам России. Географию не изменишь. Азербайджан находится в регионе, где реализация любого коммуникационно-энергетического проекта в обход России противоречит интересам Москвы и ослабляет ее геополитическое влияние. Это объективная данность, от которой никуда не деться.
Поэтому необходимо готовиться к осложнениям. Тут даже личные отношения не помогут. Кстати, в Турции это прекрасно понимают. Именно поэтому во время совместной с Ильхамом Алиевым пресс-конференции премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган, называющий нынешнего президента России Владимира Путина "своим другом", отвечая на вопросы журналистов, резко негативно отреагировал на позицию российского МИД в связи с уничтожением со стороны сирийских ПВО турецкого истребителя. Российский МИД призвал не расценивать уничтожение турецкого истребителя сирийцами как провокационное и враждебное в отношении Турции действие. "Они изменили позицию после консультаций с сирийцами",неодобрительно заявил Эрдоган. То есть, Эрдоган четко обозначил, что в турецко-сирийском противостоянии, в отличие от НАТО, Россия находится во враждебном для Турции лагере.
Неслучайно многие турецкие эксперты и даже высокопоставленные функционеры и члены парламента от правящей партии сегодня уже открытым текстом заявляют, что не будь военно-политической поддержки России, Сирия никогда бы не осмелилась вести себя так нагло во взаимоотношениях с Турцией. По мнению экспертов, события, происходящие вокруг уничтожения сирийцами турецкого истребителя, поставили жирный крест, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, на строительстве российского "Южного потока". Ведь ясно, что речь идет не только о позиции России по турецко-сирийскому конфликту. Корень проблемы - в разноогласиях стратегического характера по широкому кругу вопросов между коалицией западных государств, куда входит Турция, и Москвой - начиная от коммуникационно-энергетических проектов в обход российской территории, которые сводят на нет геополитическое влияние России как на Южном Кавказе, так и частично в Средней Азии, до конфликта вокруг ядерной программы Ирана.
И Россия реагирует на ситуацию, прежде всего, угрозами военно-политического характера. Присутствие Армении в ОДКБ положительно влияет на обеспечение стабильности на Кавказе в целом. Об этом в интервью Первому армянскому интернет-телевидению заявил генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа.
По его словам, Армения является членом ОДКБ и, в соответствии с нормативными документами, которые действуют в этой организации, государство, входящее в ОДКБ, имеет право получить любую помощь, вплоть до военной, в случае, если возникает проблема безопасности.
На вопрос, является ли членство Армении в организации сдерживающим фактором для Азербайджана, он ответил: "Конечно, это сдерживает другие соседние государства, так как наличие союзников, наличие возможности получения помощи со стороны партнера - очень важный момент с точки зрения обеспечения собственной безопасности. Поэтому присутствие Армении в ОДКБ - достаточно положительный факт с точки зрения обеспечения стабильности на Кавказе в целом", - заявил он.
По словам Бордюжи, ОДКБ отслеживает ситуацию как в регионе, так и в частности на армяно-азербайджанской границе.
Напомним, что в начале июня на армяно-азербайджанской границе, в результате нарушения режима прекращения огня, произошли столкновения, что привело к жертвам военнослужащих с обеих сторон. "Я просто не вижу необходимости реагировать на это каким-то образом, поскольку, как я понимаю, национальные формирования Армении справляются с этим. Система коллективной безопасности формируется для того, чтобы оказать содействие той или иной стороне, когда национальных возможностей не хватает. Вот тогда будет задействован коллективный потенциал. Пока задействовать потенциал в Кыргызстане, Казахстане или Армении нет необходимости. Если ситуация изменится, то наши президенты будут анализировать обстановку и принимать соответствующее решение", - отметил он.
Некоторые российские аналитики при этом считают, что западные державы, их ближневосточные арабские союзники и Израиль, будут всецело заняты Сирией и Ираном, а также проблемами, которые порождает приход к власти в Египте исламистов. В этих условиях Москва может попытаться полностью вернуть себе контроль над Южным Кавказом, вероятность чего, кстати, весьма тревожит официальный Тбилиси и явно не вызывает энтузиазма в Баку. Любое сколько-нибудь масштабное обострение на линии армяно-азербайджанского противостояния (и в Карабахе, и непосредственно на армяно-азербайджанской границе) создаст предпосылки для вмешательства России как в качестве союзника Армении по ОДКБ, так и страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Карабаху. В этой связи прогнозируется, что части 58-й российской армии, дислоцированные на Северном Кавказе и в Южной Осетии, должны будут быть переброшены по территории Грузии для укрепления 102-й базы, а также (что вовсе не исключено) для выполнения миротворческой операции. О последствиях такого развития событий много говорить не приходится, они совершенно очевидны.
Как утверждает армянский политолог Ануш Левонян в статье, опубликованной в ИА REGNUM, именно поэтому Евросоюз стремится ускорить процесс заключения соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли со всеми тремя странами Южного Кавказа, хотя еще совсем недавно говорилось, что наличие нерешенных конфликтов мешает этому процессу. По-видимому, в свете новых обстоятельств в Брюсселе (а значит, и в Вашингтоне) пришли к выводу, что риск восстановления российского влияния в регионе настолько велик, что тянуть с интеграцией более не следует.
Все верно. Как говорится, ставки сделаны...
Р.Миркадыров
Зеркало. – 2012. – 28
июня. – С. 1.