Человеческие сцены и музыкальный экскурс в прошлое

 

Ярославский театр драмы им. Федора Волкова представил на суд бакинцев спектакли "Без названия" и "Песни нашей жизни"

 

Есть немало книг, фильмов и спектаклей, что называется, на один раз. Мы смеемся или грустим над ними, но, прочитав или посмотрев, тут же забываем, и они не оставляют какого-либо заметного следа в наших умах и сердцах. Классические произведения такими героями на день просто не могут быть, на то это и классика, проверенная временем, котоpая волновала души не одно столетие.

Большинство произведений классика русской литературы Антона Павловича Чехова создано для того, чтобы жить на сцене. Театральные режиссеры охотно, но с некоторой боязнью, а вдруг не потянут, берутся ставить "Вишневый сад", "Дядю Ваню", "Три сестры" и другие хрестоматийные пьесы великого писателя. Но есть у Чехова и малоизвестные произведения, которые также достойны того, чтобы мир о них узнал. В начале своего творческого пути Чехов написал пьесу, черновики которой были найдены лишь после смерти писателя в 1920 году. Титульный лист так и не обнаружился, потому величают пьесу по-разному. Это одна из самых загадочных пьес русской литературы. Никто не знает точно, когда она была написана и как называется. Однажды вроде бы она была названа "Безотцовщина" в письмах к брату Александру. Название "Платонов" придумали немцы и повторил Жан Вилар в своем спектакле в TNP. Это из последних прочитанных чеховских текстов, который, скорее всего, был написан одним из первых. Так сошлись в жизни концы и начала, так сходятся они и в пьесе, где есть уже все будущие или прошлые мотивы чеховских пьес, но есть еще и непривычная для нас жесткость и яростность.

Пьеса без названия - это жизнь. Жизнь - это тоже пьеса без названия.

Особенно наша сегодняшняя жизнь. Когда-нибудь ее определят, озаглавят, но сегодня она для нас "беститульна". Жизнь. До смерти. Которая тоже, как писал Чехов, есть случай, ничего не определяющий, ничего не меняющий.

Поскольку точное название пьесы не известно, отсюда самое точное определение - пьеса без названия. И спектакль, представленный бакинскому зрителю коллективом Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова из города Ярославль, также называется "Без названия". Режиссер спектакля - заслуженный деятель искусств России Евгений Марчелли.

Зрители, видевшие или слышавшие о том, что было на спектакле "Екатерина Ивановна", готовились к тому, что и здесь их будут ждать сюрпризы. Начался спектакль необычно. Свет в зале не погасили, а актеры вышли на сцену. Было ощущение, что они просто не успели подготовиться, а потому носят туда-сюда ведра и прочий реквизит. Казалось, что спектакль еще и не начался, но тут между актерами началась беседа, и зал выжидательно замер.

Разобраться, что же именно происходит, сначала было не так-то просто. Очевидно было одно: к молодой вдове, генеральше Войницких (Анастасия Светлова) приехали гости. Действие происходит в имении Войницевых в одной из южных губерний. В гостях у нее сын со своей молодой супругой Софьей Егоровной, лекарь Николай Трилецкий, помещик Порфирий Глагольев, полковник в отставке Иван Трилецкий и другие. Также приехал погостить к генеральше сельский учитель Михаил Платонов с супругой Сашенькой.

Платонов, кажется, счастлив в браке, у него любимая и любящая жена, но сердце все равно не знает покоя. Он не хочет довольствоваться тем, что имеет. Когда-то у него были мечты, он хотел добиться многого в жизни, и попав в общество гостей Войницкой, он понимает, что жизнь в общем-то не удалась, годов уже не мало, а он так ничего особенного и не добился. Стал простым сельским учителем.

О былых амбициях ему напомнила жена Войницкого Софья, с которой у него раньше был роман. Старые чувства вспыхивают с новой силой, и Платонова не останавливает даже то, что идя на связь с Софьей, он разрушает сразу несколько судеб - свою, Софьи, горячо любящего Софью Войницкого, и его собственной жены Сашеньки. Платонов вообще ни о чем не думает, ему хочется всего и сразу, хочется взять от жизни все, он торопится жить, ведь завтра может быть поздно. Ему приходится разpываться между четырьмя влюбленными в него женщинами. И он как пчелка, порхающая от цветка, к цветку порхает от женщины к женщине, губя их и сам скатываясь в бездну.

 

Е.Малахова 

 

Зеркало. – 2012. – 6 июня. – С. 8.