Амазонки "по русски"

 

или Как снимали об этом фильм

 

Один из очередных фильмов из серии передач "Войны мира" российского телеканала "Звезда" посвящен амазонкам. Любопытно, что фильм снят в Азербайджане, конкретно - в Баку в 2011 году. Режиссером фильма, снятого киностудией Astra Art, является Роман Кайгоров, ну а в качестве сценариста, ведущего и продюсера позиционирует Татьяна Борщ.

Первые кадры фильма: Азербайджан. Гобустан. Мать-Пещера. И на фоне всего этого Татьяна Борщ, разглагольствующая о том, что амазонки - это не миф, а часть истории Азербайджана, дошедщая до наших дней наскальными изображениями Гобустана. Их существование уже доказано найденными артефактами в результате археологических раскопок, проведенных на территории Азербайджана... Все бы хорошо, да вот незадача. Как бы ни льстило это нашему - азербайджанскому - самолюбию, однако авторы просто не удосужились вспомнить об исследователях данной темы и выставили себя в качестве первооткрывателей, словно это они развеяли миф об амазонках.

Борщ стоит перед одним из самых древних наскальных рисунков с изображением женщины с луком и стрелами, находящим на левой стене входа в Пещеру-Мать, и дает пояснения. Так вот, она слово в слово повторяет тексты, из написанных мною и опубликованных статей как в немецкой, так и азербайджанской прессе начиная аж с 2004 года.

Используя как фактический материал результаты моих, кстати, уникальных исследований, которые я проводила на протяжении 15 лет, ни режиссер картины Роман Кайгоров, ни госпожа Борщ не удосужились сослаться на меня. Хотя практически во всех моих публикациях имеется ссылка следующего содержания: "Эти факты впервые публикуются в международной печати и защищены немецкими законами об авторских правах". Авторам фильма во время подготовки к съемкам в Баку удалось получить полную как моральную, так и материальную поддержку Фонда Гейдара Алиева, Министерства культуры и туризма, Музея Ичеришехер, Бакинского конного клуба, Академического драматического театра. Однако, отказавшись от сотрудничества со специалистами данной сферы, а исторические и археологические следы амазонок в Азербайджане охватывают период III-I тысячелетий до н.э., и довольствуясь собственными поверхностными и дилетантскими познаниями, авторы вдоволь понаснимали не имеющие к амазонкам ни малейшего отношения "Атешгях", Ичеришехер (Старый город) да Приморский бульвар вперемежку с фонтанами. Хотя все могло бы быть иначе...

В один из дней в находившийся в Берлине Азербайджанский институт культуры имени Низами Гянджеви позвонил некто Шахин, представившись как сотрудник Фонда Гейдара Алиева, и сказал, что в Баку из Москвы прибыла очень важная съемочная группа, которая намерена снять фильм про амазонок. Я не смогла сразу же утвердительно ответить на вопрос: "Можете ли вы прилететь в Баку через неделю?".

Вопрос показался мне, профессионально исследовавшему данную тему в 5-6 странах, несколько странным, и я попросила позвонившего сделать вначале письменное заявление о фильме. Но представитель фонда ответил, что на это уже нет времени, необходимо сразу же приступать к съемкам фильма и спросил, может ли кто-то еще в Баку рассказать о моих исследованиях. Поскольку я не знала никого в Баку, кто бы занимался исследованиями об амазонках, я дала телефонный номер научного редактора моей напечатанной на 4 языках книги "Кавказские амазонки" - Мубариза Халилова. Вместе с тем я и сама связалась по телефону с Мубаризом Халиловым и попросила дать необходимую информацию о моих исследованиях. Второй кадр фильма начинается именно с интервью с редактором моей книги, археологом Мубаризом Халиловым. На этих кадрах речь идет о не известной ранее научному миру самой древней женщине-воительнице, останки которой были найдены в Пловдаге II археологом Бахлулом Ибрагимли. Именно после моих исследований было установлено, что эта женщина была амазонкой. Но в фильме не называются ни мое имя, ни имя Бахлул муаллима. Мой любимый коллега, которого я очень уважала и которому очень доверяла, во время интервью в 6-7 сюжетах фильма ни разу не называет моего имени. В свою очередь Татьяна Борщ на протяжении всего фильма рассказывает о касающихся амазонок, обнаруженных в Азербайджане находках, о встрече Великого Искандера с Талестрис (Нушаба), о встречах амазонок с гаргарами и проживании их на территории Карабаха, нахождении реки Гаргар в Карабахе, об использовании амазонками топора - табарзин.

Хотя данные факты и материалы были взяты из моего исследования, мое имя намеренно не называется. Но все это мастерски камуфлируется, поскольку в фильме ссылаются на античные источники. Тем не менее, именно я обнаружила факты о том, что табарзин был топором-оружием амазонок, и они были найдены только на Кавказе, а в основном на территории Шамкира и Карабаха. Все это есть продукт моей исследовательской работы. Не воспользовавшись возможностями, которые предоставляет современная техника, в 36-минутном фильме авторы лишь ограничились повторными съемками на ленту античных рисунков и выступлений в разных местах "амазоноведа" Татьяны Борщ.

Очередным подтверждением того, что сценарий фильма основан на моих исследованиях, является то, что во время съемок Борщ высказала желание посетить селения Хыналыг в Губинском, а также Сарыбаш в Гахском районах. Ведь я писала в своих научных статьях о том, что в Хыналыге находится пещера амазонок, а в селении Сарыбаш также найдены "следы амазонок". Выясняется, что Татьяна Борщ никак не знает того, что амазонки были дикими, необузданными, безжалостными всадницами-воительницами, так как в фильме они представлены как "элегантные дамы". В фильме в роли амазонок выступают стильные, гарцующие на конях юные городские девушки, которые обучаются верховой езде при поддержке Бакинского конного клуба и Азербайджанского национального драматического театра. Ведь существует же разница между безжалостными воительницами и элегантными всадницами?!

Первый вопрос относительно данных съемок, которые являются доказательством неуважения моих авторских прав, я адресовала позвонившему мне в Берлин Шахин бею. Странно, но на этот раз Шахин заявил, будто он не является сотрудником Фонда Гейдара Алиева и не несет никакой ответственности в этом деле.

Конечно, понятно, что тема про "амазонок" является одной из самых популярных в мировой культуре, и относительно данного вопроса существует достаточное количество античных источников. Каждый имеет право писать про амазонок, снимать про них фильмы, проводить на эту тему исследования. В этом смысле я не имею права призывать к ответственности ни режиссера фильма, ни Борщ ханум, ни Мубариз муаллима. Но кто впервые выявил столь близкую связь между амазонками и историей Азербайджана? Кто провел впервые исследования на эту тему? Кто выдвинул версию о том, что находящаяся в Гобустане пещера Ана Заха (Мать-Пещера) является пещерой амазонок? Кто обнаружил факт относительно того, что найденные в Пловдаг II останки принадлежат самой древней женщине-воительнице? Кто самый первый писал о том, что табарзин - это топор амазонок, который был впервые обнаружен именно на Кавказе и на территории нашей Родины? Кто обнаружил пещеру "Гары отагы" ("Комната женщины"), которая находится в горах Хыналыга на высоте 2 тысяч метров над уровнем моря, и "следы амазонок" в селении Сарыбаш? Кто исследовал историю находящихся на территории Азербайджана "Девичьих башен" и обосновал мнение о том, что амазонское наследие связано именно с нашей страной? И, наконец, кто впервые в научном мире написал докторскую работу и монографию о кавказских амазонках?

Настоящий исследователь всегда узнает каждую строку своей работы среди тысячи строк, сколько бы его работу ни камуфлировали, подобно тому, как мать узнает своего ребенка через 20-30 лет среди тысяч людей, даже если они и расстались сразу после его рождения. Согласно европейским законам, я могу отсудить в Германии за свои нарушенные авторские права сотни тысяч евро. До просмотра фильма я действительно была намерена решить все на правовом уровне. Но после просмотра обрадовалась, что не приняла участия в таком поверхностном фильме и поблагодарила своего "любимого" редактора. Если этот фильм действительно может быть оценен по своему научному уровню в рамках стандартов документального фильма, то только в постсоветском измерении. С другой стороны, проблема уже выходит в иную плоскость, учитывая, что я уже получила предложение снять по данной теме фильм от различных телеканалов Европы. Ко мне также официально обратились некоторые историки, которые хотят принять участие в данном проекте.

Амазонки никогда не шли на слабого и беспомощного противника. Поскольку считаю себя их прямой наследницей, я и на этот раз, обуздав своего неудержимого скакуна, направляюсь не в сторону тьмы, а в сторону света. Мой путь мне известен. Он долог, но честен.

 

Нурида АТЕШИ 

 

Зеркало. -2012.  -10 марта. – С. 5.