Как трудно удивить Мюнхен!

Комментарии к премьере Органной симфонии Арифа Мирзоева в исполнении немецкого органиста Хансйорга Альбрехта

 

Как уже сообщала наша газета, в творческой жизни выдающегося азербайджанского композитора и органиста Арифа Мирзоева открылась принципиально новая страница. В Мюнхене 28 июля состоялась премьера его знаменитой Органной симфонии памяти И.С.Баха.

Уникальность премьеры заключалась в том, что впервые Органная симфония А.Мирзоева прозвучала в одном концерте и в одной концертной программе с одним из лучших коллективов не только Германии, но и всего музыкального мира “Бах-хором” и “Бах-оркестром” Мюнхена. Художественный руководитель и главный дирижер этого коллектива новый исполнитель симфонии азербайджанского композитора – Хансйорг Альбрехт – признан одним из крупнейших органистов-импровизаторов мира, является знатоком не только старинной, но и современной музыки.

Х.Альбpехт и дирижер, и органист, и клавесинист, и художественный руководитель Мюнхенского хора и оркестра имени Баха. Он родился в 1972 году во Фрайберге (Саксония) и начал свое музыкальное образование в качестве участника дрезденского хора мальчиков Dresden Kreuzchor. Затем обучался в Гамбурге, Кельне и Лионе (Франция) по классам дирижирования и органа. Сотрудничество с камерным оркестром Bach Collegium Munich, камерным хором C.P.E. Bach (Гамбург) и другими оркестрами позволило Х.Альбрехту разрабатывать новые программы, с которыми он регулярно выступает в крупных музыкальных центрах и на фестивалях по всей Европе.

Помимо ангажементов в качестве дирижера (в Мюнхене, Гамбурге, Берлине, Дрездене, Франкфурте, Инсбруке, Риме, Турине, Неаполе, Генуе, Милане, Палермо, Гданьске, Варшаве, Москве и других городах), Х.Альбрехт также выступает в роли солиста-органиста, занимается камерной музыкой.

Он давал органные концерты во множестве известных концертных залов и соборов Европы и мира. Он проявляет большой интерес к современной музыке и выступал с премьерами ряда произведений крупнейших французских, немецких и польских композиторов, в том числе Оливье Мессиана, Кшиштофа Пендерецкого и Родиона Щедрина.

А год назад музыкант такого класса проявил интерес к органным сочинениям А.Мирзоева и особо выделил Органную симфонию памяти И.С.Баха, получившую мировое признание.

Попросив лично у А.Мирзоева партитуру его знаменитой Органной симфонии памяти И.С.Баха, он очень быстро выучил огромное монументальное произведение протяженностью сорок минут и решил исполнить ее в мемориальной программе, посвященной очередной годовщине смерти Баха, вместе с сочинениями великого композитора. Более того, органист решил организовать мемориальный концерт в самой красивой и старинной церкви Мюнхена – в церкви святого Петра – “Петерскирхе”.

Вот какой чести удостоился классик мусульманской органной и духовной музыки древнего ислама! На это сам композитор в беседе со мной отреагировал своеобразно: “Мне как автору первой на мусульманском Востоке сольной Органной симфонии памяти И.С.Баха, на первый взгляд очень, повезло, что мое главное монументальное произведение исполняется в таких церквах со знаковыми символами глобального значения. Сами подумайте, я единственный композитор из стран бывшего Советского Союза, который имел эксклюзивный авторский концерт с презентацией Органной симфонии памяти И.С. Баха в Англии в Вестминстерском аббатстве – главной церкви королевской семьи Великобритании, затем была премьера в Национальном кафедральном соборе США в Вашингтоне. Из знаковых европейских премьер хотелось бы отметить исполнение симфонии в Венгрии в Кафедральном Соборе святого Матьяша в Будапеште. На гигантском органе этой старинной церкви играл в пору своей жизни великий композитор и органист Ференц Лист. В моем же собственном исполнении я с гордрстью вспоминаю Германию, Лейпциг знаменитую церковь “Николайкирхе”. Здесь 23 октября 2010 года на большом пятимануальном органе этой церкви я сыграл свою “Органную симфонию” вместе с органными сочинениями Баха. А ведь на этом же органе более 250 лет назад играл гениальнейший композитор всех времен – сам Иоганн Себастьян Бах… А теперь, в эти дни, в “Петерскирхе” – в самом древнем историческом месте Мюнхена! Такое количество везений в жизни одного музыканта-композитора слишком невероятно.

Дело в том, что, когда я сочинял это произведение, работа настолько спорилась, что я верил, можно сказать, на двести процентов в успех своего произведения не только в крупнейших органных залах бывшего Советского Союза, но и в крупнейших соборных церквах мира.

Гарантией этому было глубокое изучение всех произведений величайшего композитора мира – Иоганна Себастьяна Баха, его стиля немецкой классической полифонии, и, конечно же, древнего мугамата и трагической погребальной музыки мусульманского обряда жанра “Марсия”. Образно говоря, “Марсия” – это музыка плача и глубоких народных страданий, что на немецком – музыка пассионов. Достаточно вспомнить трагические шедевры Баха “Страсти по Иоанну”, “Высокую мессу”, “Страсти по Матвею”. Ведь именно на базе этих произведений в 1990 году я написал самое трагическое свое произведение – исламскую траурную мессу “Январские пассионы” – в знак протеста введения в Баку войск советской армии и огромного количества танков против безоружного азербайджанского народа, пожелавшего, наконец, независимости от Советской империи. Но за это пожелание мой народ стали давить танками, так началась трагическая война за наш Карабах…

Но я несколько отвлекся, я ведь говорил о значительном успехе моей Органной симфонии. Так вот, я задумал тогда глобальный проект о презентации моей Органной симфонии памяти Баха в крупнейших соборных церквах мира в одной программе вместе с органными сочинениями великого Баха с обязательным условием того, что моя симфония будет звучать исключительно после произведений Баха, заканчивая концерт. Это был огромный риск. И, представьте себе, я ни разу не проиграл, ни один человек не выходил из церкви, пока не заканчивалась моя музыка. На всех премьерах публика долго аплодировала и даже просила исполнить на бис последнюю часть симфонии. А теперь попробуйте подумать, что все эти успешные премьеры моей симфонии в престижнейших церквах мира – это элемент везения. Я всю жизнь очень много работал над собой и не боюсь конкуренции в одном концерте с любимыми великими авторами-композиторами. Главное, чтобы они подходили по стилю с предлагаемой музыкальной программой”…

Продолжая тему связи древнего Мюнхена с большой музыкой и великими композиторами, следует отметить, что в столице Баварии в течение почти сорока лет жил и творил один из основателей франко-фламандской школы полифонической музыки Европы добаховского периода времени, гениальный композитор итальянского происхождения Орландо ди Лассо, родившийся в 1532 году в городе Монсе, что на территории современной Бельгии. В 1556 году он был приглашен в Баварию ко двору прославившегося своим меценатством герцога Альбрехта V в качестве композитора, а затем капельмейстера. Благодаря активной профессиональной деятельности Орландо ди Лассо Мюнхен приобрел репутацию одного из крупнейших музыкальных центров Европы. Музыкальную культуру Мюнхена также обогащали и другие крупные композиторы, великий Рихард Вагнер, которому в Баварии особенно повезло. Многие свои гениальные оперы Вагнер создавал при прямой материальной поддержке великого монарха Баварии короля Людвига II, влюбленного в музыку оперного реформатора всей Германии. В честь Рихарда Вагнера король Людвиг II построил в Баварских Альпах Новый Лебединый замок изумительной красоты, который стал излюбленным местом паломничества туристов со всего мира. Ни один великий композитор мира не имел, говоря современным языком, такого мощного спонсора.

А что представляет собой современный Мюнхен? Это огромный, почти двухмиллионный мегаполис, прежде всего очень комфортный для музыкального и театрального искусства и, конечно, для мирового туризма.

Бавария – богатейшая земля Федеративной Республики Германии. Здесь великолепный оперный театр и филармония, драматические театры, знаменитая музыкальная академия, два высококлассных симфонических оркестра Мюнхенской филармонии и радио и телевидения Баварии – “Байрише Рундфунк”. Здесь живут знаменитые люди. В их числе великий советский и русский композитор Родион Щедрин и, величайшая балерина мира, супруга композитора Майя Плисецкая. Мюнхен – самый дорогой для жизни город Германии, поэтому здесь живут очень богатые люди. Существует даже фраза, что мюнхенцев трудно чем-то удивить. Но поспешу сообщить читателю, что 28 июля 2012 года на концерте Бах-хора и его великого дирижера и органиста Хансйорга Альбрехта, блистательно исполнившего Органную симфонию памяти И.С.Баха Арифа Мирзоева мюнхенцы, и приехавшая из других городов элитная публика, заполнившие тысячеместную церковь “Петерскирхе”, были не только удивлены, но и потрясены от воздействия трагической музыки симфонии. Публика устроила Бах-хору и органисту Альбрехту неистовую овацию. Высшей кульминацией долгих оваций стало приглашение безмерно счастливого органиста Альбрехта и автора Органной симфонии памяти И.С.Баха Арифа Мирзоева из глубины рядов слушателей к алтарю церкви, где уже долго стоял и кланялся публике огромный коллектив поющего Бах-хора. Хансйорг Альбрехт, видимо, задумал настоящее шоу презентации зарубежного азербайджанского композитора, который, чрезмерно скромно выйдя к объятиям органиста, стал сам аплодировать певцам огромного хора.

Ну а публика хотела больше благодарить самого автора Органной симфонии. Только тогда композитор, повернувшись к слушателям, несколько раз вместе с органистом поклонился публике. Но этого оказалось недостаточно. Слушатели требовали нечто большего. Тогда дипломатичный и опытный Альбрехт демонстративно рекомендовал Арифу Мирзоеву выйти на несколько шагов вперед и отдельно поклониться публике и поблагодарить слушателей за внимание. И после этого бурная овация не только продолжалась, но и усиливалась. В этот момент началось то, что заранее было задумано дирижером и органистом Альбрехтом. Он взял композитора за руку, дав знак певцам хора идти за ними, пошел от алтаря вперед к публике по ковровой дорожке между двумя длинными рядами со слушателями. Я был свидетелем тому, как публика восторженно и искренне аплодировала музыкантам, ну а женская часть публики оказалась с заплаканными глазами. Во время церемонии раздачи автографов многие слушатели, особенно женщины, говорили ему, что после даже самых трагических произведений Баха, подобных “Страстям по Иоанну” и “Высокой мессе”, они никогда не плакали, а сегодня на всем протяжении звучания его музыки страсти были настолько накалены, что слезы наворачивались на глаза, потому что в симфонии мастерски отображена вся трагическая жизнь величайшего гения не только немецкой, но и всей мировой музыки. Особенно потрясают музыкальные сцены слепоты и смерти Баха в последней части “Реквием и Финал”. Видимо, сила воздействия восточной симфонии, в данном случае азербайджанской музыки, намного сильна. Ведь, как написано в аннотации, композитор использует музыкальные элементы исламских традиций азербайджанской погребальной музыки “Марсия”. Это невероятной силы трагизм: при таком воздействии и мужчины могут заплакать. А в тот вечер в церкви оказались и такие…

Самым ярким подтверждением невероятного успеха премьеры Органной симфонии А.Мирзоева в “Петерскирхе” Мюнхена оказался великолепный видеорепортаж, отснятый корреспондентами европейского бюро Азербайджанского телевидения при Европарламенте АзТВ. Талантливый режиссер, руководитель съемочной группы Эльнар Мамедли очень тонко почувствовал грандиозный успех симфонии азербайджанского композитора в жесткой конкуренции с хоровыми музыкальными шедеврами великого Баха. Эти уникальные видеокадры по новостям АзТВ уже 31 июля, через три дня после концерта, увидели весь Азербайджан и, конечно, представители азербайджанской диаспоры в Европе, США и Канаде. Эльнар Маммадли так же взял интервью у героев концерта – Хансйорга Альбрехта и Арифа Мирзоева.

В своем интервью Хансйорг Альбрехт отметил, что Органная симфония Арифа Мирзоева уникальна тем, что вобрала в себя все стили, существующие в музыке различных времен. Это новая полистилистика, открывающая гармоничное взаимопроникновение совершенно разных направлений музыки различных эпох. Совершенно гармонично звучат музыка восточного Возрождения – древний мугамат – и музыка немецкого и французского барокко. Изысканная немецкая классическая полифония Баха и музыка итальянского и английского Возрождения, естественно, сочетаются с духовной музыкой древнего ислама, а также с католической и протестантской музыкой христианской религии. Эта музыка гениальна и абсолютно эксклюзивна, потому что ни один композитор мира не смог создать подобный музыкальный шедевр.

Сразу же после концерта в одном из ближайших ресторанов состоялся торжественный прием в честь триумфальной премьеры Органной симфонии Арифа Мирзоева в Мюнхене, а также в знак благодарности в адрес одного из величайших органистов и дирижеров мира Хансйорга Альбрехта, который в течение короткого срока выучил непростую пятичастную симфонию, посвященную его любимейшему Баху, да еще со сложнейшими национальными особенностями. Новое партнерство азербайджанского композитора с таким прославленным коллективом, как Бах-хор, с его главным дирижером и органистом Хансйоргом Альбрехтом может привести к перспективному сотрудничеству по другим проектам.

Премьера в Мюнхене вызвала настолько большой интерес у крупных музыкантов и менеджеров Германии, что даже такой очень занятой человек, как главный драматург и художественный руководитель центрального концертного зала Берлина Berliner Konzerthaus доктор Дитмар Хиллер приехал на концерт в “Петерскирхе” всего на несколько часов. Выразив свое восхищение музыкой композитора, он также сердечно поздравил органиста Хансйорга Альбрехта, в прошлом своего студента в пору его учебы в Музыкальной академии Гамбурга и пообещал при первой же возможности включить в программу концертного зала Берлина, “Органную симфонию” и ряд других произведений Арифа Мирзоева. Торжественный прием, на котором побывали крупные музыканты, музыкальные редакторы и звукорежиссеры телевидения Баварии прошел на высоком уровне. При этом в творческих диспутах было отмечено, что такие яркие события, тесно связанные с Азербайджаном, как великолепная организация в Баку песенного конкурса “Евровидение-2012″ и блистательная премьера Органной симфонии Арифа Мирзоева в “Петерскирхе”, все-таки по-настоящему удивили избалованный музыкальными событиями Мюнхен.

Зеркало.- 2012.- 25 октября.- С.-24,25.