Театральная сцена – мой дом…
Интеpвью газеты "Зеркало" с актрисой Русского драматического театра Марией Дубовицкой
Многие из нас еще в детстве мечтали о большой сцене, свете софитов, аплодисментах и неумолкающих криках “Браво!”. Однако театральное искусство это не только любовь и признание, это еще и огромный шаг к самореализации своей личности, раскрытию индивидуальных способностей и способ менять себя и окружающий мир так, как хочется. Сегодня на отечественной сцене можно встретить немало молодых, но уже добившихся успеха и признания актеров. Одной из таких актрис Русского драматического театра им. Самеда Вургуна является Мария Дубовицкая, уверенно заявляющая о себе, как в главных ролях спектаклей для взрослых, так и в сказках для детей. Сегодня она – гостья нашей газеты.
- Мария, несмотpя на молодой возpаст, вы уже добились значительного успеха…
- Я безумно рада, что судьба привела меня на театральные подмостки, так как именно здесь я могу найти себя и раскрыть свой внутренний мир, дав свободу эмоциям и чувствам. Сцена дает многое. В том числе и возможность прожить и пережить то, с чем в повседневной жизни ты можешь и не столкнуться. Актриса ли я сегодня? Учусь ею быть и надеюсь, что наступит день, когда я и правда смогу сказать – “Я – актриса!”
- Как вам удается покорять сердца зpителей всех возpастов?
- Ну, знаете, я не совсем уверена, что действительно “всех возpастов”, но если моя работа на самом деле принимается зрителями – это хорошо. Для меня, как для начинающей актрисы, самое главное – оправдать надежды режиссера, точно выполняя поставленные им задачи. Предлагая мне роль, режиссер верит в меня и хочет видеть тот результат, который ему нужен. Я же, в свою очередь, делаю все возможное, дабы оправдать его надежды, прислушиваюсь ко всем его советам и замечаниям. Мне нужно расти профессионально и очень многому учиться, развиваться. Этот путь может стать длиною во всю жизнь. Думаю, что людям нашей профессии очень необходимо такое качество, как самокритичность, хотя оно дается очень непросто. Но если ты сумеешь развить в себе это качество, то сможешь в профессии достичь настоящих высот. Мне кажется, что профессиональный рост актера напрямую связан с его интеллектуальным, душевным и духовным развитием.
- Что главное для актрисы?
- Для актрисы главное – уметь вообще играть. А это умение приходит с опытом. И надо суметь сыграть так, чтобы в этой игре не исчезла постановочная мысль режиссера. А она не исчезает, если ты идешь за режиссером. И если не растеряешь наработанного в ежедневных репетициях то к премьере (иногда чуть позже) роль становится и осознанной, и эмоциональной, и убедительной. Вот здесь и появляются душа, сценическая правда, которые эмоционально трогают зрителя. Если мы не вкладываем должный смысл в характер своего персонажа, второе “я”, которое воплощаем на сцене, то наши роли и игра не имеют никого значения. Роль будет обезличена, пуста, но главное, не будет нести никакой смысловой нагрузки, что очень важно для зрителя. На мой взгляд, без всех этих качеств на театральной сцене “ужиться” не удастся.
- А чем для вас является театральная сцена?
- Это – мой дом. Я провожу в театре большую часть времени. Именно сцена является местом, где воплощаются мечты. Скажу больше, театр – это храм, который дает возможность реализовать даже самые честолюбивые мечты.
- На сцене и в жизни актер всегда разный. Какая вы в театpе и вне его?
- Насколько мне удается быть разной в своих работах на сцене – судить не мне, а зрителю. Если удается – это очень хорошо. Если нет – надо много и упорно трудиться. В обыденной жизни мне, как и всем людям, свойственно быть разной. Это зависит и от ситуации, и от внутреннего состояния, настроения. Актеры, ведь, не роботы, и “ничто человеческое им не чуждо” (улыбается).
- То есть, актриса, выходя из дверей театра, перестает быть актрисой?
- Конечно! Иначе не имеет никакого смысла быть в этой профессии. Играя в жизни, можно очень быстро “исчерпать” себя и духовно, и морально, и, выходя на сцену, нечего будет отдавать зрителям, потому что весь “запал” уже растрачен по дороге к ней.
- Вы с детства хотели стать актрисой?
- Начиналось все очень, очень, очень давно (смеется). Любовь к искусству у меня с раннего детства. Я безумно любила танцевать, и до сих пор помню, как под национальную музыку в современной обработке перед зеркалом старательно пыталась воспроизвести самые сложные танцевальные движения. В школе с первого класса я была активисткой и проявляла себя по-разному: участвовала в школьных мини-спектаклях, театральных постановках, где не только играла, но и вела праздничные мероприятия. Участвовала в разных конкурсах: лучший танец, лучшее исполнение, лучшая роль. Чуть повзрослев, начала заниматься бальными танцами и поступила в Бакинское хореографическое училище. А началось все, когда на третьем курсе мы, готовясь к госэкзамену, ставили хореографический номер. На постановку была приглашена актриса Русского драматического театра Ругия Кулиева. Сейчас она живет и работает в Чикаго. В театре “Тет-а-Тет” она сыграла роль Хозяйки в спектакле “Очень простая история” по пьесе Марии Ладо, а в театре “Атриум” – она занимается постановкой танцев и сама играет интересную роль, это пластическое выражение сути главной героини в пьесе, посвященной творчеству Эдит Пиаф. После этой совместной работы Ругия предложила мне показаться главному режиссеру театра, предположив, что когда-нибудь, возможно, и стану драматической актрисой. Вот так я и пришла на прослушивание к Александру Шаровскому, который потом и принял меня в труппу театра.
Я буквально сразу “окунулась” в работу. Меня начали вводить в спектакли и моим дебютом стало участие в пластических сценах спектакля “Визирь Лянкяранского ханства”, которым открывался очередной театральный сезон. Несмотря на то, что я участвовала в массовых сценах, где у меня был свой небольшой сольный танец, я волновалась безумно. Это было для меня равносильно сдаче экзамена (улыбается). С того памятного момента я иду в профессии, стараясь понять и изучить все тонкости актерского мастерства. В моих планах идти только вперед, развиваться, совершенствоваться и покорять новые вершины. Я – начинающая актриса, и мне еще многому нужно научиться.
- Мария, но вы уже успели сыграть главную роль, например, в спектакле “Хочу купить мужа”, или одну из центральных ролей в премьерном спектакле “Распутник”…
- В этом случае я просто обязана выразить огромную благодарность главному режиссеру театра Александру Шаровскому, который занимает очень прогрессивную позицию, давая возможность молодым актерам не десятилетиями ждать права на большую роль, а получать это право сразу, если ты хочешь в этой профессии “быть”, а не “слыть”. Дав мне роль Оксаны в спектакле “Хочу купить мужа”, он поверил в меня и буквально “подарил” возможность себя показать. Если честно, роль далась достаточно легко, и сегодня этот спектакль является для меня очень родным, ведь с него и началось мое вхождение в профессию в вечернем спектакле. Правда, репетиции спектакля проходили напряженно, нужно было запомнить огромное количество текста, отработать, запомнить и оправдать для себя много мизансцен! Но самое страшное – это ответственность перед своими партнерами, очень профессиональными и известными – Фуадом Османовым и Натальей Шаровской. Я очень боялась их подвести. К тому же огромная ответственность перед руководством и зрителем. И вот эта ситуация, наверное, и стала для меня своеобразным экзаменом на прочность. Мне и самой себе надо было доказать, что я не случайный человек в этой профессии и чего-то стою. То же самое могу сказать и о роли Арикии в спектакле Шаровского “Федра”…
- Вы еще играете и детские сказки…
- На мой взгляд, не правильно отделять детские спектакли от взрослых, так как ответственность на актере в обоих спектаклях абсолютно одинакова. А теперь о степени ответственности. Актер, выходя на сцену в детских спектаклях, должен формировать детский вкус, прививать любовь к театру и искусству. Главная наша задача, выходя на сцену, не лгать детям, быть с ними искренними и постараться “окунуть” их в сказочный мир, чтобы они поверили в нас, в то, что происходит на сцене, и существование добра на земле. Нужно постараться сделать так, чтобы не родители тянули детей в театр, а ребенок просил: “Мама, пойдем в театр”.
- Вы с большим трепетом говорите о публике.
- Да. Я не разделяю публику на детскую и взрослую. Без признания, аплодисментов и улыбок публики актер существовать не сможет. Все, что мы делаем на сцене, безусловно, делаем для зрителя. Не любить зрителя – значит не любить свою профессию. А для меня каждый зритель является единицей, и неважно, сколько зрителей присутствует в зале. Раз зритель пришел в театр, то мы – актеры, обязаны подарить ему несколько часов счастья и улыбок, но главное – оправдать надежды, с которыми он и пришел в наш храм.
- Расскажите о любимых pолях.
- Каждая роль для меня очень важна, и о любой своей роли я могу говорить часами, ведь в каждую из них была вложена частичка моей души. Сегодня, когда у меня уже есть свой репертуар, я не могу говорить о какой-то отдельно взятой роли. Да, есть роли, которые я никогда не забуду, среди них – царевна Саломея (спектакль “Танец семи покрывал”). Вообще, каждая роль – это шаг к совершенству, пониманию мастерства и попытка его постичь. Поэтому мое отношение к любой роли, будь то она центральная или второстепенная – одинаково ответственно. Любую роль нужно разбирать подробно, искать внутреннее “я” своего героя. Ведь только единицам посылается дар, пробежав роль глазами, точно знать какого человека ему предстоит воплотить на сцене.
- Случалось ли импровизировать на сцене?
- По мне экстремальный случай импровизации должен возникать крайне редко (улыбается). Признаюсь честно, я импровизировать не люблю, потому что не умею. Гениально импровизировать, так чтобы это не выходило за рамки постановки, да еще и зритель не понял, умеют только единицы. Поэтому для меня импровизация на сцене является очень опасным моментом, ведь неудачная импровизация обязательно будет замечена зрителем, но еще хуже – может навредить даже режиссерской концепции.
- Ваше будущее, несомненно, связано с театром?
- Не мыслю себя без театра! Скажу честно, у меня были варианты и возможности реализовать себя не на театральной сцене, но я выбрала этот храм искусства, и покидать его я не собираюсь (улыбается). Театральная сцена дает мне возможность не загонять себя в узкие рамки какого-то одного вида искусства. Ведь театр – это слияние многих видов искусства: танец, песня, слово и много чего другого. И всем этим надо научиться владеть профессионально. Вот это “надо” и дает возможность расти и развиваться дальше. Думаю, что в нашей профессии не должно быть слова “стоп”!
- У вас наверняка насыщенный график, плюс еще и гастролируете. Вам нравится такая насыщенная жизнь? Никогда не возникало чувство тягости или тоски?
- Никогда. Гастроли – это глоток свежего воздуха, ведь выезжая, мы попадаем не только в совершенно незнакомый город, но и смотрим спектакли других театров, наблюдаем за умением актеров преподносить себя публике. Чужой опыт – это тоже процесс, где всегда можно найти чему поучиться. Все это важно для молодых и начинающих актеров. Тягости или тоски не возникало никогда, может легкая усталость, но два дня хорошего сна и – вновь вперед покорять сердца зрителей (улыбается).
Я люблю свою профессию, и для меня быть влюбленной в нее – очень важно. Мне повезло, что в нашем театре есть не только у кого поучиться секретам мастерства, но и вместе с этими мастерами выходить на сцену, играть и получать от них практические уроки совершенствования.
- Мария, какие роли вы мечтаете сыграть?
- Чем дольше я нахожусь в профессии, тем больше количество ролей, о которых мечтаю. Сейчас я увлечена творчеством Шекспира. Поэтому сейчас, в этом возрасте, хотела бы сыграть Лавинию в пьесе “Тит Андроник”. А когда стану старше – леди Макбет. Правда, вполне возможно, что скоро это желание сменится каким-то новым. И мне, возможно, захочется сыграть кого-то из героинь Островского или Тургенева. Не знаю.
- И традиционный вопрос: над чем вы работаете сегодня?
- Мои планы связаны с планами театра, в котором я, смею сказать, служу. Недавно мы завершили работу над спектаклем “Распутник”, премьера которого прошла с успехом. А в дальнейшем я, как и все артисты, жду предложений от режиссеров и если они будут, то буду с удовольствием продолжать работать.
Камилла Алиева
Зеркало.- 2012.- 25 октября.- С.-27
.