Программа «по борьбе» на службе у
коррупции
Таковы реалии сегодняшнего Азербайджана
Президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил Национальный план действий по борьбе с коррупцией в 2012-2015 годах. Об этом сообщает «Туран».
План состоит из 28 статей, охватывающих различные сферы деятельности. Важное место в плане отводится совершенствованию законодательной базы мер противодействия коррупции. В частности, предусматривается разработка законопроектов о защите лиц, информирующих о фактах коррупции и об уголовно-правовых мерах в отношении юридических лиц.
Кроме того, предполагается принятие дополнительных мер по совершенствованию защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами в деятельности против коррупции. Наряду с этим планируется разработка предложений о внесении в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) поправок относительно сделок со следствием по коррупционным преступлениям.
План предписывает и подготовку предложений об ограничении иммунитета неприкосновенности судей в области борьбы с коррупцией. В план включен комплекс мер по укреплению институциональных механизмов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Предусматривается ратификация Конвенции СЕ о предотвращении легализации доходов от преступной деятельности и финансирования терроризма.
Целый ряд мер касается государственной службы.
В план внесена и статья по борьбе с конфликтом интересов. Однако нет конкретики и ясности, и эта статья состоит всего из трех пунктов. Первый заключается в разработке предложений по совершенствованию законодательства по предотвращению конфликта интересов чиновников. Далее предполагается «проведение тренингов» по предотвращению конфликта интересов. И, наконец, предусмотрена подготовка предложений по представлению в электронной форме сведений финансового характера должностных лиц. План подтверждает намерение правительства по минимизации наличных расчетов.
Многие услуги переводятся на электронную форму.
Отметим, что это уже третий национальный план действий по противодействию коррупции, принимаемый с 2004 г. Между тем Азербайджан, согласно данным международных организаций, все еще находится в числе стран с высоким уровнем коррупции.
Наше правительство уже приступило к реализации данной программы. 5 сентября президент Ильхам Алиев подписал указ об обеспечении деятельности Государственного агентства по услугам гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджанской Республики.
Согласно указу, в центре «Услуги ASAN» государственными органами будут оказываться услуги практически от А до Я. Тут и функции загсов, и МВД, и Минюста, и МЧС, и Минналогов, и таможни, и госархива, и миграционной службы… Пусть не обижаются те структуры, перечислить которых автор этих строк забыл.
Позиции экспертов по поводу новой программы по борьбе с коррупцией неоднозначны. Правительство Азербайджана не впервые заявляет о планах по борьбе с коррупцией и принимает программные документы. В начале 2011 г. власти даже объявили «беспощадную войну коррупции», но все свелось к борьбе с поборами на бытовом уровне. Такое мнение в беседе с корреспондентом «Туран» высказал глава НПО «Содействие экономическим инициативам» Азер Мехтиев, комментируя утверждение президентом Национального плана действий по борьбе с коррупцией на 2012-2015 годах и Национального плана поощрения «Открытого правительства». На его взгляд, принятие указанных документов исходит из международных обязательств страны, и правительство должно отчитываться об этом.
В частности, идея «Открытого правительства» является международной инициативой, поддержанной президентом США Бараком Обамой. Власти Азербайджана уже заявили о присоединении к этой инициативе и должны показать это на деле.
Однако шаги властей Азербайджана носят декларативный характер, а для реальной борьбы необходимо устранить причины проблемы, отметил он. Коррупция исходит из самой государственно-правовой системы Азербайджана, где нет реального разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную власти.
В свою очередь глава антикоррупционной сети НПО, президент фонда исследований «Конституция» Алимамед Нуриев позитивно оценил принятые документы. По его словам, учтены многие предложения институтов гражданского общества.
В отличие от предыдущих двух национальных планов по борьбе с коррупцией, в нынешнем документе указаны ожидаемые результаты и ответственные ведомства. Кроме того, план предусматривает сотрудничество с гражданским обществом и проведение мониторингов со стороны НПО.
Среди позитивных моментов Нуриев назвал ограничение иммунитета судей, освобождение от ответственности лиц, сообщающих о фактах коррупции, смягчение наказания вступающих в сделку со следствием и др. «Все это есть в международной практике, и отрадно, что этот опыт перенимается и у нас», — сказал Нуриев.
Он также высоко оценил расширение сферы электронных услуг, повышение прозрачности деятельности государственных структур. Важным нововведением Нуриев назвал создание Госагентства по услугам и социальным инновациям (ГАУГСИ), при котором будут действовать центры «легкого обслуживания», оказывающие 24 вида услуг. Граждане смогут в одном центре одновременно получать различные услуги.
Во-первых, вся проблема в том, что ни одна власть, особенно исполнительная ее часть, не должна контролировать сама себя по той простой причине, что это мало того что недопустимо, но и невозможно. Можно создать многочисленные комиссии, контролирующие все и вся, одновременно друг друга, а в результате получим ноль. Хотя не совсем так. Уровень коррупции возрастет. По той простой причине, что надо будет «удовлетворить потребности» как контролеров, так и контролирующих. Такова закономерность. И от этого никуда не уйдешь…
По первой программе по борьбе с коррупцией было предусмотрено заполнение должностными лицами ежегодних деклараций об уровне доходов и имуществе. Был принят даже соответствующий закон, который отводил правительству всего шесть месяцев на разработку формы этой декларации. Прошло почти десять лет. А воз и ныне там…
В этой программе предусмотрена подготовка предложений по предоставлению в электронной форме сведений финансового характера должностных лиц. Возникает вопрос: сколько же времени потребуется на этот раз правительству для разработки предложений по предоставлению этих данных в электронном виде? Тут все ясно. Никто не желает отчитываться о наворованном.
Но у нас пошли дальше. Попытались ограничить возможности прессы, да и обычных граждан выявить наворованное. Возникает вопрос: как с прозрачностью и недопустимостью столкновения интересов созвучен закон, по сути приравнивающий к «государственной тайне» информацию об учредителях хозяйствующих субъектов? Ведь до подобного не додумались даже в России, которая является примером для всех на постсоветском пространстве, в том числе и для Азербайджана, во всем, что касается ограничения прав и свобод граждан на получение информации.
Например, как сообщает newsru.com, комиссия Госдумы по проверке достоверности сведений о доходах депутатов в среду попыталась рассмотреть дело эсера Геннадия Гудкова, обвиняемого в предпринимательстве, не совместимом со статусом депутата. Однако с первой попытки не вышло — по итогам заседания назначена проверка, а в следующий раз комиссия соберется 10 сентября. Материалами «обвинения» служат документы Следственного комитета и Генпрокуратуры. Последняя на основании материалов СК попросила Думу досрочно лишить Гудкова депутатских полномочий.
А тем временем сторонники Гудкова нашли в рядах правящей партии «Единая Россия» около 30 кандидатов на вылет из Госдумы. Ожидая решение Госдумы по делу эсера Геннадия Гудкова, обвиняемого в предпринимательстве, не совместимом со статусом депутата, его сторонники усиливают атаку на гонителей. Так, «компромат» на единороссов, который с конца августа порциями публикуют эсеры, пополнился в среду сведениями непарламентской партии «Яблоко». Причем она решила заодно проверить и депутатов ЛДПР, которые вместе с «ЕР» собираются голосовать за лишение Гудкова полномочий. Выяснилось, что как минимум четверых членов фракции смело можно включать в кандидаты на вылет вместе с ним.
В список «Яблока», опубликованный на сайте партии, попали депутаты, которые во время исполнения своих полномочий создали новый бизнес или увеличили долю в старом. «То есть сделали то же самое, в чем обвиняют Гудкова», — поясняет в своем «Живом журнале» лидер партии Сергей Митрохин.
«Итого мы нашли компромат на 21 депутата и Дмитрий Гудков — еще на 10. В сумме — 29 депутатов (двое попали и в один, и в другой список)», — пишет он. Двое — это единороссы Григорий Аникеев и Валерий Язев.
«Яблоко» включило в свой список и тех депутатов, которые учредили бизнес, но уже успели от него избавиться. «Например, Дмитрий Савельев, фигурант списка Forbes, за период с 2003 по 2010 год зарегистрировал 8 компаний. Потом опомнился и переписал все на жену. Но поздно: если лишать полномочий Гудкова, то Савельев должен пойти следом», — комментирует Митрохин.
Единоросс Савельев стал лидером в списке по числу бизнеса — он владеет долями в восьми ООО, созданных во время исполнения полномочий депутата. Иными словами, «за ним числится восемь нарушений федерального закона», подчеркивает лидер «Яблока».
До того, как список думских нарушителей, составленный непарламентской партией, расширился, в нем лидировал Айрат Хайруллин, также из фракции «ЕР» — за ним числится участие в семи коммерческих компаниях. В таблице на сайте «Яблока» напротив каждой из 21 фамилии стоят ссылки, пройдя по которым, можно скачать выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), где есть подтверждения всем представленным данным.
Не ослабляют атаку и сами эсеры. Сын опального Геннадия Гудкова, депутат Дмитрий Гудков распространяет через свой блог компрометирующие сведения о единороссе Алексее Кнышове, которые ранее сообщил «Известиям» эсер Илья Пономарев. Пономарев выяснил, что Кнышов, указавший в своей декларации о доходах наличие у него недвижимости в США площадью 180 кв. метров, на самом деле владеет домом в Майами площадью 205 кв. метров и стоимостью 1,250 миллиона долларов. Покупка состоялась в 2008 году.
Ранее эсеры в очередной порции «компромата» на своих оппонентов из партии власти заявили, что Кнышов является соучредителем и одним из управляющих словацкой компании Inbister s.r.o., не указанной в представленной им декларации. Запись под заголовком «Золотые крендели «Единой России»-2. Velky muz» (отсылающим к скандалу вокруг созданного депутатом Еленой Николаевой кондитерского бизнеса и «чешскому делу» главы Следственного комитета Александра Бастрыкина) первой была опубликована в блоге Пономарева.
Представляя сведения о Кнышове, эсеры отметили: «И что важно, друзья, в Словакии окончательная регистрация фирмы осуществляется только после получения учредителями вида на жительство… Интересно, могут ли агенты чешской разведки победить агентов словацкой?»
Кстати, большинство информации оппозиционеры добыли из открытых источников, в том числе с сайта Единого государственного регистра юридических Лиц (ЕГРЮЛ). А нам закрыли доступ к подобной информации. И разве можно после этого кого-то убедить в эффективности борьбы с коррупцией посредством принятия программ? Именно поэтому Россия собирается перенять «наш опыт борьбы с коррупцией», который основан на простом принципе — если доказательства существования того или иного явления отсутствуют, то отсутствует и само явление. Пойдем дальше…
Во-вторых, в системах, в которых исполнительная власть является единственным контролирующим механизмом всего и вся, законы, как правило, являются мертворожденными. К примеру, Кодекс градостроительства и строительства Азербайджанской Республики вступил в силу 7 сентября после публикации в печати. Указ о применении закона «Об утверждении, вступлении в силу и правовом регулировании» кодекса был подписан президентом Ильхамом Алиевым 4 сентября.
Кабинету министров поручено в четырехмесячный срок подготовить законопроект, предусматривающий наказание за нарушение данного кодекса, а также гражданскую административную ответственность за материальный ущерб, причиненный объекту в результате ложного заключения экспертизы. Поставлена задача в шестимесячный срок подготовить новый законопроект «Об архитектурной деятельности».
Центральными органами исполнительной власти по применению кодекса определены президент АР, Кабинет министров, Государственный комитет по градостроительству и архитектуре, Министерство по чрезвычайным ситуациям, а также местные органы исполнительной власти.
Отметим, что новый кодекс предусматривает смягченные требования по индивидуальному строительству. Так, например, не требуется получения разрешения на строительство индивидуального строения высотой не выше 5 метров и площадью 100 квадратных метров на участке владельца. Путем информирования граждане и юридические лица могут строить здание не выше трех этажей и высотой в 12 метров.
Оппоненты скажут, что прекрасный закон, который в том числе и регулирует вопрос отчуждения собственности, вокруг которого столько шума было в последнее время. Однако вся проблема в том, что адвокаты лиц, лишенных собственности в центре Баку, не жаловались на несовершенство закона. Наоборот, они ссылались именно на существующее законодательство, доказывая незаконность способов отчуждения собственности у граждан со стороны городской исполнительной власти. Поэтому ну никак нельзя предположить, что новый кодекс будет более жизнеспособным, чем все предыдущие законы, регулирующие деятельность в данной сфере. По той простой причине, что у нас действует логика «власть и есть закон».
И, наконец, как следствие, никакие реформы не способны реформировать систему, тем более частные, так как сразу оказываются на службе «его превосходительства» — коррупции. Речь идет о самой последней инициативе правительства по созданию центров «Услуги ASAN». В принципе речь идет о хорошой идее по реализации принципа «единого окна». Но начну с того, что эти центры будут предоставлять слишком уж множество и разнообразных услуг — начиная с регистрации брака до таможенных. Получится очень громоздкая структура, требующая для обеспечения дееспособности серьезных бюджетных вложений, то есть наших с вами средств.
Во-вторых, предыдущий опыт создания подобных «единых окон» в наших реалиях доказывает, что это никак не влияет на объемы коррупции. По сути, речь идет о создании единого коррупционного потока. Проще говоря, оптимизации коррупционной схемы, исключающей по ходу движения по вертикали «производственные потери».
А сопутствующей целью подобных реформ, как правило, бывает стремление создания очередной, притом основательной «кормушки» под конкретного человека…
Рауф Миркадыров.
Зеркало.- 2012.- 8 сентября.- С.-4