У Азербайджана прекрасные перспективы

 

Но с реализацией голевых моментов дела обстоят неважно

 

Официальные лица утверждают, что 2011 год был для Азербайджана в целом успешным. В плане внешней политики тоже. Но это только на первый взгляд. В канун Нового года в эксклюзивном интервью "Тренд" министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сказал, что избрание Азербайджана 155 голосами в Совет Безопасности ООН означает, что страна воспринимается мировой общественностью в качестве надежного партнера. Глава МИД также вспомнил избрание страны вице-президентом Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, делимитацию границ с Российской Федерацией и многое другое.

Другие бы добавили, что в 2011 году Азербайджан стал полноправным членом Движения неприсоединения и победил в престижном музыкальном конкурсе "Евровидение", и этот список можно было бы дополнить другими прорывами в разных сферах. Однако проблема в том, что главным критерием успешности внешней политики государства является нейтрализация внешних угроз, то есть обеспечение национальной безопасности. Внешняя политика государства успешна лишь тогда, когда граждане страны пребывают в более безопасном внешнем окружении.

Внешних угроз стало больше Аналитики в последнее время активно рассматривают в глобальной политике кризис глобальной мощи. По их мнению, даже сильным государствам ныне грозят негативные тенденции. Это говорит о том, что неопределенность на международной арене, обострение трений между глобальными соперниками и открытый хаос будут необратимы. Лидеры мировых держав "второго ранга", как Индия, Япония, Россия и некоторые европейские страны, уже вычисляют последствия упадка США. Китай сознает, что предстоит постепенное перераспределение мощи на большом пространстве. И тут придется всем странам проводить в жизнь прагматичную внешнеполитическую стратегию, не забывая о глобальных потрясениях.

Обращает на себя внимание то, что некоторые геополитические катаклизмы типа усиления недружественных векторов, или же радикальных исламских течений могут иметь не менее разрушительные последствия для национальной безопасности Азербайджана.

Оппоненты могут задать вполне логичный вопрос: почему усиление влияния, скажем, России или Ирана непременно должно представлять угрозу для национальной безопасности Азербайджана? Вся проблема в том, что усиление влияния этих держав произойдет не за счет их экономического развития, не за счет их способности и возможности предложить хотя бы на региональном уровне более цивилизованный и справедливый миропорядок. Это произойдет за счет предполагаемого упадка США. То есть исчезновение глобального регулятора приведет к тому, что такие небольшие страны, как Азербайджан, будут иметь дело с более агрессивными и менее цивилизованными региональными китами. Худшей ситуации представить невозможно.

Необходимо осознать, что успевать везде и всюду почти одновременно не может ни одна держава, и даже такая мощная, как США.

С одной стороны, ресурсов не хватает, а с другой - внешняя политика имеет разрушительные последствия для экономической и военно-политической мощи самого государства. В принципе, контуры новой подобной эффективной внешнеполитической стратегии, можно сказать, уже обозначены. США необходимо делиться полномочиями, обязанностями. На первый взгляд, все очень просто. Сохраняя за собой функцию глобального регулятора, нужно способствовать созданию на региональном уровне относительно самодостаточных экономических и военно-политических объединений.

Однако полномочия готовы получить все, а вот с обязанностями дела обстоят намного сложнее. Появление в каждом подобном объединении государства-регулятора регионального масштаба вполне естественно. Но тут, скорее всего, существует угроза проявления национального эгоизма. Проще, претендентов на роль судьи регионального масштаба предостаточно. Но не так много государств, готовых и способных взять на себя хотя бы часть обязательств по социально-экономическому развитию, по обеспечению военно-политической безопасности "подконтрольных" стран с учетом интересов как всего региона, так и каждого его составляющего. Существует и другая сторона медали. Менее влиятельные образования типа Азербайджана еще не готовы к принятию авторитета регионального лидера. Однако иного пути как для сохранения лидирующей роли США в мире, так и для предотвращения разрушительных региональных процессов не предвидится.

У Азербайджана неплохие перспективы

Главная задача эффективной внешней политики заключается в том, чтобы возможности были реализованы, но не остались бы перспективами. Как отмечают эксперты "Туран", во внешнеполитическом аспекте 2011 год прошел под знаком существенного роста геополитической, энергетической и коммуникационной значимости Азербайджана, и, в частности, его альтернативной (по отношению к России) роли для Запада. События 2011 года показали, что фактор энергоносителей приобретает все большую актуальность в мире, и внимание всех ведущих стран и организаций вновь акцентируется на энергетических вопросах, подчас в ущерб другим направлениям (демократии, культуре, экологии и т.д.).

В течение всего года в мире наблюдался ажиотажный интерес к энергоресурсам на фоне событий "арабской весны" и усиливалась конфронтация взаимоотношений по линии Запад-Иран. Все это так или иначе способствовало усилению геополитической борьбы за контроль над каспийскими энергоресурсами, росту стратегической значимости данного региона и актуализации альтернативной транзитной роли Азербайджана. Так что геополитическая, энергетическая и транспортно-коммуникационная игра Запада в регионе с блокированием интересов России и разыгрыванием "альтернативной роли" Азербайджана перешла в 2011 году в новую, более активную фазу. Реализация всех этих проектов, безусловно, обеспечит Азербайджану хорошие экономические и политические дивиденды. В то же время все это усиливает угрозы и реальные риски страны. Она не может стать заложницей "нефтяной карты" и геополитической борьбы между крупными державами. Достаточно перечислить лишь некоторые опасные угрозы и тенденции, проявившие себя в 2011 году.

Угроза войны США против Ирана реально маячит. Обе стороны в течение всего 2011 года активно готовились к войне, и этот фактор держал в напряжении весь регион и оказывал значимое влияние на весь ход внешнеполитических событий Азербайджана. В случае начала войны Азербайджану очень трудно будет обезопасить себя и отсидеться в нейтралитете. В течение всего года Азербайджан успешно маневрировал, стараясь избежать опасных крайностей реального участия в антииранской коалиции и активного противодействия военным планам США. Столкновение интересов России и США по "иранскому вопросу" и рост геостратегической значимости Азербайджана позволили официальному Баку продолжить успешную игру по всем направлениям (северному, южному и западному), не доводя дело до необходимости конфронтационного выбора. Показательны в этом плане дипломатические игры вокруг Габалинской РЛС.

Рост неоимперских амбиций России на волне резкого усиления ее энергетического прессинга и активизации ее державной политики в мире и в ареале Каспийского региона обращает на себя особое внимание.

 

Р.Миркадыров

 

Зеркало. – 2012. – 6 января. – С. 1.