На сцене Русской драмы "взорвали Париж"

 

Состоялась премьера спектакля "Мусье Жордан, ученый ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун"

 

Русская драма часто радует своих зрителей премьерными спектаклями, и буквально накануне Нового года - 30 декабря - на сцене Русского драматического театра был показан последний в 2011 году спектакль - "Мусье Жордан, ученый ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун". Этот спектакль, поставленный по известному произведению классика азербайджанской литературы Мирзы Фатали Ахундова, стал настоящим подарком бакинцам к новогодним праздникам.

В период с 1850 по 1856 год Ахундов создал шесть пьес из народной жизни на прекрасном азербайджанском языке о быте и нравах современного ему общества и заложил тем самым основы национальной драматургии и театра. Почти все произведения были изданы при его жизни на русском языке в его собственном переводе ("Комедии М.Ф.Ахундова", 1853) и на азербайджанском ("Комедии капитана Мирзы Фатали Ахунзаде", Тифлис, 1859), а также персидском, французском, английском и немецком языках.

Комедия "Мусье Жордан, ученый ботаник, и дервиш Мастали-шах, знаменитый колдун" (1850) была поставлена в Петербурге на частной сцене в 1851 году. Журнал "Библиотека для чтения" назвал комедию "милой, живой, грациозной и оригинальной". С тех пор у этой пьесы сложилась счастливая сценическая судьба. Она с успехом ставилась в XIX и XX веках на сценах дореволюционных антреприз и государственных театров, в том числе и в советское время. В 1977 году по этой пьесе Шамилем Махмудбековым и Кямилем Рустамбековым был снят фильм под названием "Дервиш взрывает Париж". Есть предположение, что главные действующие лица этой комедии - Гатамхан ага и мусье Жордан - имена не вымышленные. Пpедполагается, что мусье Жордан - это Клод Тома Алексис Жордан, французский ботаник. Вполне возможно, что Ахундов, хорошо знавший и любивший культуру своего народа, обычаи и уклад жизни в карабахских кочевьях, будучи человеком просвещенным, знал об исследованиях французского ученого не понаслышке. Однако, как бы там ни было, из жизненной перипетии родился сюжет забавной и веселой комедии. Комедии, которая более полутора века не оставляет равнодушными ни читателей, ни постановщиков, ни зрителей. И каждый раз в этой бесхитростной истории режиссеры находят новые краски для создания оригинальных сценических версий.

Версия Александра Шаровского - это не что иное, как гимн карабахским женщинам и мужчинам, умеющим жить сердцем, находить в жизни, с ее повседневными привычными заботами, радость и удовольствие - от карабахского солнца, от еды и даже от любовных переживаний. Они такие, какими их создал для добра и любви Всевышний. И народная мудрость, гласящая о том, что мужчина - это голова, а женщина - шея, обретает в этой постановочной концепции вполне современное звучание.

Несмотря на то, что бакинцы готовились к встрече Нового года, в зале трудно было отыскать свободное место, он был забит битком. Отметим, что композитором данного спектакля является заслуженный деятель искусств Вагиф Герайзаде, художник-постановщик - Никита Сазонов (Россия), художник по свету - Теймураз Сухишвили (Грузия), хореограф - заслуженный артист Азербайджана Фуад Османов, консультант по иллюзионным трюкам - Тофик Искендерли. Отметим, что художником по костюмам для данного спектакля выступила известный азербайджанский модельер Фахрия Халафова.

Актерам удалось передать на сцене колорит жизни жителей Карабаха середины XIX века, а история, рассказанная ими, актуальна во все времена. Любовь, обман, доверчивость - все это было в XIX веке, есть в XXI и будет до тех пор, пока существует человечество. Надо сказать, что актерский состав в спектакле "Мусье Жордан" получился звездным: народный артист Азербайджана Мабуд Магеррамов (мусье Жордан), заслуженный артист Азербайджана Фуад Османов (Мастали-шах), Аскер Рагимов (Гатам - хан ага, помещик кочевья Текле-Муганлу в Карабахе), заслуженная артистка Азербайджана Наталья Шаровская (Шахрабану ханум), Хаджар Агаева (старшая дочь Гатам-хана), Милана Мардаханова (Гюльчохра, младшая дочь Гатам-хана), Мурад Мамедов (Шахбаз-бек, племянник Гатам-хана, жених Шараф-Нисы), заслуженная артистка Азербайджана Мелек Аббасзаде (Хан-Пери, кормилица Шараф-Нисы).

Мабуду Магеррамову замечательно удалось перевоплощение в ботаника-француза, он смог передать даже французский акцент. Похоже, что ботаника мусье Жордана интересовали не только всякие цветочки, но и девушки-красавицы, и именно красивых парижанок, щеголяющих по улицам в откровенных нарядах, он и задумал показать Шахбаз-беку. Тот совсем не против на время отложить свою свадьбу с Шараф-Нисой, правда, под предлогом учебы. Однако ни Шараф-Нису, ни ее мать такое положение дел не устраивает, и они, отчаявшись отговорить его от поездки в Париж, решают прибегнуть к волшебству. Хаджар Агаева и Наталья Шаровская убедительно смотрелись в роли гордых, знающих себе цену карабахских красавиц, которые, хоть и признают лидерство за мужчинами, все равно делают все по-своему. Шараф-Ниса и ее мать, как и многие женщины, готовы верить в то, что маги и чародеи существуют и за свою наивность расплачиваются звонкими монетами. Мастали-шах, который позиционирует себя, как знаменитого колдуна из Ирана, готов разрушить целый город, дабы любимому Шараф-Нисы некуда было ехать. Конечно, разрушает он только макет, намереваясь бежать подальше с полученными от наивных женщин деньгами. Отметим, что актеры порадовали зрителей не только игрой, но и самыми настоящими фокусами, чего стоил только трюк, где из пустой шляпы появляется петух. Мастали-шах, безусловно, шарлатан, но шарлатан везучий, ибо и правда случается чудо. Париж повержен. Нет, он не лежит в развалинах, повержен монархический строй, и провозглашена республика, но для мусье Жордана это то же самое, что узнать о том, что город разрушен.

Возращается на Родину он в одиночестве, на радость Шараф -Нисе и ее матери. Особо следует отметить блестящую игру Мелек Аббасзаде, которую было просто не узнать в роли Хан-Пери. Спектакль получился ярким, живым, красочным, с множеством песен и танцев, так что даже местами напоминал мюзикл. Премьера удалась на славу, и можно с уверенностью сказать, что "Мусье Жордан" войдет в золотой фонд Русского драматического театра.

 

 

Е.Малахова 

 

Зеркало. – 2012. – 6 января. – С. 8.