"На сегодняшний день в нашем центpе есть все методы диагностики по любой локализации pака"

 

Интеpвью со стаpшим научным сотpудником тоpако-абдоминальной онкологии Национального центpа онкологии, доцентом Азеpом Алиевым

 

Наша газета продолжает знакомить читателей со специалистами Национального онкологического центра страны. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью со старшим научным сотрудником отделения абдоминальной онкологии доцентом Азером Алиевым.

Краткая информация

Алиев Азер Рафик оглы, старший научный сотрудник научного отделения абдоминальной онкологии. В 1996 году с отличием окончил Азербайджанский государственный медицинский университет, прошел курс интернатуры по специальности "онкология", является доктором философии, доцентом, автором 93 научных работ, членом научного совета и научного семинара Национального онкологического центра.

- Какие заболевания лечат в этом отделении?

- Это торако-абдоминальное клиническое отделение, в состав которого входит два научных подразделения: торакальное и абдоминальное. В торакальном подразделении лежат больные со злокачественными заболеваниями органов грудной клетки: пищевода, легких и средостения, а также ребер и мягких тканей грудной стенки с внутригрудным компонентом. В абдоминальном подразделении проходят лечение люди с онкопатологией органов брюшной полости, сюда относятся органы желудочно-кишечного тракта, желудок, тонкая, толстая кишки, прямая кишка, печень, поджелудочная железа, желчный пузырь, а также опухоли селезенки, что является редкой патологией. В этом же отделе обследуются и лечатся, если есть необходимость хирургического вмешательства, больные со злокачественными и доброкачественными образованиями забрюшинного пространства, так называемые мезенхимальные опухоли.

- Все время приходится читать в разных источниках о том, что рак - тяжелое и неизлечимое заболевание. Но возможно ли все-таки окончательное излечение от рака, то есть можно ли его победить?

- Да, возможно. Однако только на начальных стадиях. Мы сейчас говорим об органах пищеварительной системы. Но, следует отметить, что, к сожалению, к нам поступают люди уже с поздними стадиями заболевания: третьей и четвертой. Это наш основной контингент больных. Впрочем, у нас такие результаты, как и во всем мире: в ведущих западных и восточных странах. Люди обращаются к врачам поздно. Это связано не только с недостаточной просвещенностью больных, но и с недостаточной просветительской работой. Взять, к примеру, такую страну, как Япония.

Считается, что самая ранняя выявляемость рака желудка у них. Как у нас в стране увлекаются ультразвуковым исследованием, так у японцев популярна гастроскопия. Нашим людям труднее воспринимать, что необходимо регулярно проходить гастроскопию при наличии у них имеющихся жалоб или при установлении ранее имеющихся болезней. И, несмотря на это, по данным научной литературы, исследованиям японских ученых, у них часто наблюдается высокий процент комбинированных операций на желудке, на легком, то есть одновременная резекция смежных органов. Это говорит о том, что и в Японии люди обращаются за помощью в медицинские учреждения не вовремя, вследствие чего хирургам приходится делать подобные операции.

- Учитывая наш образ жизни: питание, климатические условия, способ работы и отдыха, можно ли сказать, что в Азербайджане больше больных с каким-то определенным видом рака?

- Нет. На конференциях, совещаниях, разных встречах мы общаемся со своими коллегами из стран СНГ: России, Закавказья, Прибалтики, Украины, Республики Беларусь, Средней Азии. Хочу сказать, что проблемы и беды у всех одни и те же. А если взять Америку, то там, к примеру, рак предстательной железы среди мужчин стоит на первом месте, а у нас это не так - в Азербайджане эта цифра значительно ниже.

И это официальные статистические данные. Конечно, здесь допустима какая-то неточность, потому что есть люди, которые лечатся Бог весть как. Некоторые врачи не фиксируют у пациентов злокачественную опухоль и лечат на свое усмотрение, но это дает только временный положительный эффект.

- Принято считать, что заболевания желудочно-кишечного тракта в Азербайджане связаны с неправильным питанием.

- Мое личное мнение таково. Каждый этнос питается по-своему: мы, в основном, питаемся бараниной, любим жирную пищу, грузины и индусы любят острые блюда и т.д. Я считаю, что число больных у нас увеличилось в связи с тем, что мы стали питаться по-другому: перешли на нехарактерную нам еду, используем разные полуфабрикаты, то есть на непривычную для нашего желудка пищу. Якуты, как известно, употребляют в пищу сырую оленину. У них слизистая желудка толще, чем у других народов, можно сказать, на сантиметр. И если им дать наши обеды: долму, например, то им будет очень трудно переварить это непривычное блюдо. Точно так же и мы. Наш организм генетически не привык воспринимать современную модную пищу, но это требование времени. Люди хотят кушать быструю и вкусную еду, от которой у некоторых возникают проблемы со здоровьем.

- Но это в городе, а в сельской местности? Там же нет сети быстрого питания.

- Да, там нет, но в магазинах реализуются продукты, которые закуплены в других странах и к которым не привыкли сельские жители, выросшие на натуральных продуктах. Но об этом лучше знают специалисты, занимающиеся эпидемиологией злокачественных образований. У них есть более объективные данные.

- А наследственный фактор играет роль?

- Наследственный фактор имеет значение, но при всех локализациях это еще не доказано, однако особенно часто мы встречаемся с этим в силу нашей специфики при раке толстой и прямой кишки. Существует много примеров, когда оказывается, что у наших пациентов в роду были родственники с подобной патологией, то есть рак толстой кишки был у отца, матери, тети, дедушки. Был такой случай: как-то в нашем отделении лежал парень 23 лет, его отец был очень расстроен и даже плакал. Как выяснилось впоследствии, двадцать лет тому назад в этой же палате, на этой же койке лежала его жена, мать этого парня с тем же заболеванием. Вот такое стечение обстоятельств.

 

 

Аделя ИМАНОВА 

 

Зеркало . -2012. – 14 января. – С. 20.