История под водами Каспия

 

или Пpо истоpико-аpхеологическую подводную экспедицию

 

Для Каспия характерны периодические многолетние, вековые и тысячелетние колебания уровня воды. В результате были затоплены некоторые памятники истории на территории Азербайджана. Внимание специалистов всегда привлекали археологические и исторические памятники, расположенные как на побережье Каспийского моря, так и под его водами. Все это предопределило создание в 1968 году при Музее истории Азербайджана историко-археологической подводной экспедиции во главе с В.А.Квачидзе. В ее задачу входило изучение историко-археологических памятников азербайджанской акватории Каспийского моря. Ею со дна Каспия и в прибрежной полосе был извлечен огромный археологический материал, который пролил свет на не известные ранее страницы истории Азербайджана. В ее работе на протяжении без малого 20 лет принимали участие многие азербайджанские археологи и подводники, а также любители подводного плавания и истории из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Первые работы были проведены на северо-восточном побережье Абшеронского полуострова в районе Шоулана, а затем сосредоточились в низовьях реки Кура. Работы в этом районе позволили локализовать историческую область Ширвана - Гуштасфи (Гуштаспи), которая занимала обширную территорию в устье Куры. С первым памятником (Бяндован I) XI-XIII вв. локализуется средневековый город Гуштасфи, со вторым (Бяндован II) IX-XII вв. - средневековый город Мугань. В задачу экспедиции входило обследование северо-восточного побережья Абшеронского полуострова в районе Бильгя и восточной окраины полуострова и акватории островов Абшеронского архипелага. Эти районы представляют особый интерес, ибо находятся на древнейшем морском проходе вдоль северного побережья Абшеронского полуострова и его северо-восточной оконечности с выходом к Бакинской бухте. Первые же изыскания принесли результат: у мыса Шоулан на северо-востоке Абшеронского полуострова были обнаружены остатки затонувшего экспедиционного судна XIX века "Куба".

На этом судне известный исследователь Каспия Н.А.Ивашинцов проводил экспедиции по картографированию Каспийского моря, которые позволили в 1877 году издать "Атлас Каспия", до недавнего времени служивший основным руководством по каспийской навигации. С борта "Кубы" экспедиция подняла ружья образца 1845 года и корабельную рынду - колокол. В ходе первых подводных археологических поисков были определены и основные зоны прибрежной акватории, перспективные для дальнейших работ. Одна из таких зон - устье Куры, которая в среднем и нижнем течении была судоходной и в древности, и в средневековье, по ней проходили водные, а вдоль нее - сухопутные торговые пути. Потому в устье Куры следовало ожидать следы населенных пунктов. Средневековые арабоязычные авторы упоминали острова напротив устья, на которых "жители разводят скот, выращивают марену". Работы экспедиции позволили локализовать в устье Куры обширную область Гуштасфи (Гуштаспи). На древних руслах Куры и у побережья были зафиксированы городища Бяндован I и Бяндован II, поглощенные Каспием. Было установлено, что Бяндован I - это развалины города Гуштаспи, существовавшего в XI-XIII вв., а Бяндован II - города Мугань (IX-XII вв.). Здесь как на суше, так и под водой были найдены свидетельства крупного керамического производства и других ремесел, в том числе гончарные печи и их фрагменты, собрано большое количество простой и глазурованной посуды IX-XIII вв. Простая керамика представлена всеми видами бытовой и кухонной посуды, изготовленной в основном на гончарном круге из хорошо отмоченной сероватой и красноватой глины, отличающейся тщательностью формовки. Многие предметы украшены лепным, врезным и штампованным орнаментом. Некоторые кувшины покрыты красивым ангобом, применялась и техника лощения, возникшая в глубокой древности. Большую часть находок в городищах Бяндован I-II составляет поливная и глазурованная керамика, различающаяся как по времени, так и по технике и технологии орнаментации. Поливная керамика из городища Бяндован II, относящаяся к XI-XII вв., орнаментирована более просто - белым ангобом и марганцем. В основном орнамент состоит из сочетания дуг, овалов и кругов, применялся точечный орнамент. Ранняя посуда не имеет на поверхности гравировки в декоре. Керамика же из городища Бяндован I относится к XI-XIII вв. - времени расцвета керамического производства - и поэтому отличается локальными особенностями и многообразием форм и орнаментации.

Во многих блюдцах и чашах дно украшено изображениями животных. Очень распространено было изображение в центре блюд и чаш голубя или павлина (символов бессмертия), "древа жизни". Часто встречается изображение львиц или гепардов с загнутыми кверху хвостами, стилизованное под "буту". Прекрасно передана на одном из фрагментов днища фигура оленя с разветвленными золотистыми рогами. На другом блюде в динамическом прыжке распласталась лань. Так достоверно изобразить животное в движении может только опытный и наблюдательный художник. Несколькими скупыми врезными линиями и мазками создавались яркие образы фауны.

На дне изделий поливной керамики ставились разнообразные рельефные клейма-марки.

 

 

Кямиль ИБРАГИМОВ 

 

Зеркало. – 2012. – 14 января. – С. 25.