Художник, что рисует дождь!

 

В Баку состоялась выставка молодых художников "Мечты женщин"

 

Женщина всегда должна оставаться загадкой. Уж не знаю, кто впервые изрек эту премудрость, но то, что она сразу была подхвачена в мире творчества, факт неоспоримый. В произведениях великих мастеров искусства образ женщины всегда носил оттенок противоречий. В то время как тонкий искуситель женской красоты Рафаэль в своей серии картин, посвященных Мадонне, превозносил душевную чистоту, гармонию и умиротворение, другой искуситель - Анри де Тулуз-Лотрек меж тем низводил своих героинь до реалий опустившихся притонов. Но что интересно, в произведениях обоих художников образ женщины при этом всегда оставался каким-то завуалированным, недосягаемым и загадочным, как, впрочем, остается он в самом бесценном творении великого мэтра Леонардо да Винчи "Улыбка Монолизы".

По-своему представить женскую красоту во всех ее проявлениях попытались и молодые азербайджанские художники, чья выставка под названием "Мечты женщины" состоялась в Бакинском "Art Council". И хотя практически все картины были представлены в стиле абстракционизма и постмодернизма, элементы национального колорита женской красоты и, в целом, психологического портрета азербайджанских женщин, были использованы художниками очень даже ярко. Особое внимание посетителей выставки привлекла картина Рашада Мехтиева "Караван", в которой автор статьи подчеркнула для себя лично один из основных постулатов жизни - ничто не вечно в этом мире. Автор картины словно хотел перенести зрителей через пространство времени, в котором женская красота, хотя и не вечна, но передается из поколения в поколение. И действительно, караван женщин, сцепленных меж собой цепочкой времени, бросает вызов времени, но при этом смиренно следует за ним.

В картине Анара Гусейнзаде под названием "Женщина в желтой парандже" женский образ предстает на пороге глобальных процессов, где силы зла и добра переходят в более острую схватку и где накал страстей доходит до такого пика, что повсюду низвергается желчь опустившейся человеческой морали. Хотя кто знает, может для другого зрителя картина эта посылала совсем другие сигналы. Вот вам и таинство, вот вам и загадка! Аналогичные ощущения сложились у меня и при лицезрении произведения Фархада Ялгузага "Шепот". То ли это, о чем думает женщина в ночи - вот первый вопрос, который встает при виде этой картины. Но лучше не искать ответа, все равно поиск этот, в конце концов, введет вас в заблуждение, и вы рискуете надолго застрять в терниях таинства женских мыслей.

Любопытно, что, в отличие от мужчин-художников, их коллеги-женщины в своих творениях больше отдали предпочтение образу соблазнительницы и хищницы.

Так, автор Айгюн Гасанова попыталась найти женские мечты в образе волчицы, тогда как Гюнель Равилова - в образе сладострастной кокетки. В картине "Мехти" Рахимы Хашимовой женские мечты предстают в более реалистичном мире. Покорность, женственность, терпение, усталость и, наконец, женская мудрость, да, именно что мудрость, свойственная женщинам, все это ярко запечатлено в женском портрете этой художницы.

Картины, надо отметить, все по-своему очень интересны, а главное, в них проскальзывают определенные идеи, что, кстати, было замечено приглашенными на выставку более зрелыми азербайджанскими художниками. У художника должна быть своя тень, по этой тени его и узнают, бросил фразу один из них. Была замечена радость, что молодых творцов с каждым днем появляется все больше и больше. Очень много незнакомых имен, но очень много работ. Между тем, было высказано и сожаление, что молодое поколение художников больше проявляет интерес к различного рода инновациям, к примеру, очень модным нынче стал синтез живописи и компьютерной графики, тогда как вдохновение гармонией и соприкосновение с природой наблюдается все реже. "Хочу заметить с сожалением вот какую вещь. Раньше в Крепости, да и вообще на улицах Баку, можно было часто увидеть работающего художника с палитрой, а сегодня пройдитесь по улицам - увидите вы что-то подобное? Нет. Почему-то молодое поколение сильно тянет к компьютерам, а не к палитрам на природе. Надо работать. Только работой можно отточить свое творчество", сетовал художник Эльхан.

Но, как известно, художники - народ свободный, и не любят, когда их втягивают в какие-то рамки. Как признался один из молодых живописцев Мираслан, люди творчества постоянно находятся в поиске своей ниши, где им будет удобно творить. Не имеет значения, новомодное ли это течение, или уже проторенные великими гениями тропы, они неустанно будут искать что-то свое. "Если в душе ты художник, то должен смириться с постоянным конфликтом с самим собой, с постоянной борьбой", считает Мираслан. Наверное оба художника, и Эльхан и Анар, правы по-своему и тут нет однозначного ответа - художниками становятся или рождаются. Одно ясно - если художниками рождаются, то великими они становятся только ценой непосильного труда.

Возвращаясь к выставке, хотелось бы пожелать нашим молодым художникам неугасаемого вдохновения и трудолюбия. И кто знает, может когда-нибудь у нас появятся свои Винсенты Ван Гоги и Поль Гогены, творения которых в свое время оставили глубокий след в истории мирового искусства. Главное, как считает тот же Мираслан, не следует сходить со своей тропы. Известный азербайджанский художник Тахир Салахов, чье творчество оставило свой след в азербайджанском искусстве, как-то сказал, что, несмотря ни на что, художника не следует осуждать: "Я никогда не видел, чтобы художник проснулся и решил бы сделать плохую работу. Каждый художник очень хочет что-то сделать от сердца своим близким, своему городу, своему народу. Но иногда это получается, а иногда нет. Не надо его судить никогда. Художник всегда открыт своим сердцем для людей. Мы же должны благодарить их за талант".

 

 

Джайрамова      

 

Зеркало.  -2012. – 28 января. – С. 25.