“Мы были четвеpтым театpом стpаны

В мае труппа Азербайджанского театра музыкальной комедии имихали Гурбанова отметит 75-летний юбилей

Сегодня Азеpбайджанский театp музыкальной комедии уже готов к открытию после капитального ремонта. По годам почти ровесник 75-летнего юбилея и, к тому же, с 1961 года неизменно работающий на сцене театра, заслуженный артист Азербайджана Борис Федорович Графкин совершит небольшой экскурс в историю русской труппы театра.

- Борис Федорович, вы бессменно работаете на сцене Театра музыкальной комедии уже более 50 лет и знаете историю театра, как редко кто другой? Как вы пришли в театр, вы ведь прекрасный тенор, и могли бы петь в опере, но вы избрали жанр оперетты, ни разу не изменив решению?

- Так случилось, что на мой голос обратили внимание с детства, из-за этого и жизненный путь определился сразу. После семилетки, а было и такое образование, я поступил в Бакинское музыкальное училище им. А. Зейналлы в класс Александра Акимовича Милованова. Это был прекрасный педагог, который преподавал в свое время нашим лучшим вокалистам, таким, как Муслим Магомаев, Лютфияр Иманов, Ризван Садырханов и другим ярким певцам. Он учил вокальному искусству и меня. Проучился в музучилище я с 1960 по 1965 года. Но уже с третьего курса был приглашен в Театр музыкальной комедии. Мой дебют состоялся в популярной, в те годы особенно, оперетте Бориса Александрова “Свадьба в Малиновке”. Я сыграл одну из ведущих ролей – пастушка Андрейки, возлюбленного Яринки. Вокруг их любви, если вы помните, и разворачиваются события в селе Малиновка. Ярко поставленная оперетта долгое время не сходила с наших афиш, более того, она принесла театру широкую известность. И наш Театр музыкальной комедии назвали четвертым огромной страны после театров оперетты Москвы, Одессы и Ленинграда. Очень смотрелся Федор Колин в заглавной роли.

Михаил Пуговкин, сыгравший в одноименном фильме Попандопуло, приехав в Баку, был удивлен и восхищен таким мобильным составом труппы нашего театра. Он сыграл с нами и на сцене. О его популярности и признательности у зрителя бывшего Союза ходили легенды. Реплики его героя из фильма звучали повсюду. К тому же, двоих наших молодых актеров после постановки пригласили в Московский театр оперетты.

- Но ведь и музыкальная комедия “Аршин мал алан” Узеира Гаджибейли имеет широкую мировую признательность?

- Конечно! Однако “Свадьба в Малиновке” – чисто классическая оперетта, в то время как “Аршин мал алан” считается музыкальной комедией, кстати, также блестяще экранизированной. На сцене нашего театра ставились оперетты, музыкальные комедии, мюзиклы, даже оперно-цирковые представления и детские музыкальные спектакли. Это, так называемые, легкие музыкальные жанры, имеющие и отличия. Так, например, оперетта и мюзикл отличаются друг от друга не во временном аспекте, как принято считать, а в том, что в оперетте больше театрального действа, а в современном мюзикле упор делается на шоу-представление, там больше яркости, красочности, иллюзиона. В музыкальной же комедии основной акцент ставится на музыку, ее выразительную подачу. Образность всего произведения передается через музыку. Все названные мною жанры очень близки, но легко найти и различия. Они в разных весовых категорих, не определю каких, но разныхузыкальная комедия “Аршин мал алан” ставилась в нашем театре трижды, последняя постановка была признана в 2009 году лучшей постановкой года. Поставил спектакль молодой режиссер нашего театра Эльвин Мирзоев, подающий надежды и на будущее национального театра.- А вы сыграли свою роль в комедии “Аршин мал алан”?

- Да. В 1978 году в Театре музыкальной комедии был поставлен второй премьерный спектакль нашего великого классика Узеира Гаджибейли. Режиссерами бессмертной комедии стали народный артист Шамси Бадалбейли и Агакиши Кязимов, заслуженный деятель искусств Азербайджана. В той постановке я сыграл роль веселого слуги Вели. В спектакле также были задействованы Елизавета Гогоберидзе, Лариса Виноградова, Александр Аллегров, Юрий Гриднев, Ирина Подгорная, Вилен Гониев, Ирина Морозова, Татьяна Петрик, Федор Колин и другие. В общей сложности я сыграл в театре более 70 ролей.

- Трудно будет вспомнить все, но наиболее яркие роли вы могли бы назвать?

- Я принес на интервью старые программки. Вы можете сами их посмотреть. Вот программа 1966 года. Это была постановка музыкальной комедии итальянских авторов по пьесе Г.ФереРинальдо вступает в бой” на музыку известного композитора Доменико Модуньо. Это, пожалуй, самая старая из сохранившихся у меня программок. Здесь я сыграл две роли – капитана Бироли – гарибальдийца и сановника. События комедии происходят в Сицилии в 1860 году. Второе название постановки “Черный дракон”. На программке стоит подпись Бориса Ростинина, нашего талантливого режиссера-постановщика, заслуженного артиста Азербайджанско ССР. Вчитайтесь в состав исполнителей – это, пожалуй, лучший костяк труппы русского сектора. В действие спектакля включены два номера балета – испанский и мавританский танцы. Вскоре Б.Д.Ростинин будет приглашен в другой театр, а его сменит не менее талантливый режиссер Марк Исаакович Кларисов. Им было поставлено в театре множество премьерных спектаклей, и среди них оперетты Имре Кальмана “Сильва”, Андрея Петрова “В ритме сердца”, Вениамина Баснера “Требуется героиня”, мюзикл в 2 частях “Здравствуй, Петер!” Герда Начинского. Вы думаете, это простое перечисление наших работ? Отнюдь нет! За этим многое стоит…

- А ведь Марк Кларисов был одним из режиссеров Летней Олимпиады в Москве?

- Об этом я и хочу сказать! Уезжали талантливые режиссеры, создавшие цельную, сильную, профессиональную труппу театра, а мы работали. Ставили новые премьерные спектакли. По одной, а то и по две премьеры в три месяца! У нас был свой стабильный зритель, приходивший на все наши премьеры. Мы выезжали на гастроли, объездив весь Северный Кавказ, побывав и в Новосибирске, Ростове, Саратове, Одессе, Минске, Таллине, Москве, на КАМАЗе. Мы проехали с гастролями почти весь Советский Союз. Сохранились фотографии. Вот мы с Надеждой Павелициной играем отрывок из оперетты Имре Кальмана “Баядера” прямо в цеху автомобильного гиганта, окруженные рабочими в спецовках. Повсюду нас тепло принимал зритель. Многим из актеров поступали приглашения остаться и работать в других театрах. Основной костяк труппы, однако, сохранялся и ставил все новые и новые премьеры.

- В 1978 году был премьерный спектакль по роману Сервантеса “Дон Кихот”. Режиссер-постановщик мюзикла – наш прославленный земляк Юлий Гусман. Какую роль сыграли вы?

- О, тот год был очень интересным театральным сезоном. В том же театральном сезоне были поставлены замечательные спектакли, такие, как музкомедии Рауфа Гаджиева “Кавказская племянница” и “Мама, я женюсь!”, Гаджи Ханмамедова “Все мужья хороши”, также великая комедия “Аршин мал алан”, о которой говорилось выше, состоялась новая премьерная постановка И.Кальмана “Сильва”. Репертуар нашего театра был обширным. Но премьера мюзикла “Человек из Ламанчи”, конечно, остается одной из блестящих вершин нашего театра. В спектакле были задействованы многие актеры из обеих трупп театра. Были приглашены детская цирковая студия из ДК строителей. ВИА “Симург” под управлением Владимира Басовича подготовил специальную аранжировку своих сценических партий. Артисты балета исполняли танцы “Рыцарский турнир”, “Мечта о Дульсинее”, “Зеркала” и “Дракон”. Кроме меня, в мюзикле я играл роль Герцога, и вторая роль была Карраско, на сцене в финале появлялся мой старший сын Глеб. Два мальчика, один – высокий и худощавый (это мой сын!), и второй – пухленький коротыш Решад Салаев, завершая постановку, выходили на сцену, и вместе с залом пели под аккомпанемент ВИА “Симург” песню “Это я, Дон Кихот”. Текст песни, кстати, раздавался в фойе, красочно оформленном коллективом художников, прямо перед спектаклем.

- Но вы были задействованы в мюзикле и в качестве ассистента режиссера, вижу в программке. Это ваш единственный опыт режиссуры или были другие опыты?- Я поставил у нас в театре музыкальный спектакль “Красная Шапочка” по мотивам сказки Шарля Перро. И был еще детский спектакль “Приключения Дождевичка” (2011). Действие спектакля рассказывает о двух соперничающих государствах – Мухомории и Грибонии. Каждая из них хочет завладеть волшебным грибом Дождевичком, посылающим дождь. В сказочном ящике запрятан ключ, когда его поворачиваешь, начинает играть музыка, зал чудесно преображается. Простой сюжет вызывал столько детских эмоций в зале, что я удивлялся, как легки, и как отзывчивы дети. Великая сила искусства имеет свою магию!

- Поговорим с вами о магии актерского искусства… В чем, как вы полагаете, она заключена?- В умении перевоплощаться! А это возможно лишь тогда, когда ты полностью растворен в персонаже, который тебе предстоит сыграть. Нет ничего вокруг, есть только мир твоего героя. Степень воплощения и есть степень таланта актера. Ничего лучшего еще не придумано, кроме великой фразы К. Станиславского “Не верю!” и “Бодрой легкости” Немировича-Данченко. 150 лет со дня рождения исполнилось в январе этого года Константину Станиславскому, но, повторю, ничего лучшего системы Станиславского для театра не придумано. Вот я вспоминаю наше комическое оперно-цирковое представление “Шапка с ушами” по пьесе Натальи Сац. Все задействованные актеры играли роли тех или иных животных. Лариса Виноградова, наша народная артистка, играла Рыжую кошку. Это нужно было видеть, сколь убедительна была актриса не только в роли, но и в прекрасном номере “Хождение по канату”! Дело в том, что веревка была протянута прямо по сцене, а зритель вместе с ее героиней шел по канату, будто под куполом цирка. Эквилибристка, настоящая эквилибристка! Наш прекрасный актер, играющий амплуа героя, Алим Абалмасов играл в той же работе роль Осла-фотографа. Какие работы, просто незабываемые, высший пилотаж! Я, играя клоуна Кузю, по сцене ездил на роликовых коньках!

- Вы говорите амплуа актеров, система Станиславского, роликовые коньки, эквилибристика… И все это – легкий музыкальный жанр?

- Это так считается! Жанр оперетты помимо хороших вокальных данных требует и сценического мастерства, пластику движений, хорошее умение танцевать, вести диалоги… Это синтез многих искусств вплоть до циркового! Хочу вспомнить добрым словом Елизавету Гогоберидзе, обладавшую прекрасным голосом, но ее талант был реализован полностью, в так называемой, каскадной актрисе. Лучшей комедийной старухи я не видел за все годы работы в театре. А Изабелла Швец, срывающая аплодисменты на выездных спектаклях, особенно в опереттах Имре Кальмана. Наши “Голладочка” И.Кальмана и “Веселая вдова” Ф.Легара с участием Ларисы Виноградовой всегда собирали аншлаги. Опереточный актер только считается “несерьезным актером”. Это вам ни опера, ни драма, ни даже цирк… Это все сразу и вместе! И я убежден, в оперетте работают истинные энтузиасты своего жанра. Театр для них дом, родные стены!

- Труппе вашего театра в этом году исполняется 75 лет. Как вы относитесь к этому событию?

- История нашего театра велика. С нашим театром связаны имена многих исторических личностей. Напpимеp, Гаджи Зейналабдин Тагиев, в театре которого мы располагаемся. Братья Гаджибейли стояли у истоков национальной музыкальной комедии. Шихали Гурбанов, чье имя носит наш театр. Солтан Дадашев, Шамси Бадалбейли, Борис Ростинин, Марк Класиров, Юлий Гусман – видные режиссеры, в разное время ставившие постановки на сцене театра. Плеяда ярких актеров, а среди них и Насиба ханум Зейналова, и Лютфали Абдуллаев, и Гаджибаба Багирзаде, и Алим Абалмасов, и Лариса Виноградова… Ряд талантливых актеров очень длинный. Музыкальная комедия – это любимый жанр нашего народа, что ж, традиции нужно сохранять. Мне, отдавшему столько лет служения родному театру, так радостно, что мы снова в свой юбилей возвращаемся в родные стены. Жизнь продолжается! Ждите новых премьер… (улыбается)

Нелли АТЕШГЯХ

Зеркало.- 2013.- 20 апреля.- С.24