Узеиp Гаджибейлипpоpок музыки

  Общественное объединение “Элм чырагы” (“Светоч науки”), верное своей миссии повышать интерес общества к науке и культуре посредством поддержки государственных мероприятий и научных исследований, совместно с Бакинской музыкальной академией имени У.Гаджибейли провело мероприятие, посвященное знаменательной дате, – 65-летию со дня смерти основоположника азербайджанской профессиональной музыки Узеир бека Гаджибейли. Вечер памяти назывался “Поэзия и музыка – духовный мир человека” и проходил в знаменитом зале К.Караева, куда на свет святого для каждого азербайджанца имени собрались ученые и общественные деятели, поэты и писатели, студенты и журналисты, преподаватели вузов и музыканты, представители отечественных телеканалов.

Открывая мероприятие, проректор по научной части БМА, заслуженный деятель искусств АР, профессор Гюльназ Абдуллазаде отметила, что имя У.Гаджибейли произносится каждый день и каждый час, имя этого гениального музыканта и человека подлинно аристократического благородства и внутреннего величия у всех на устах, оно в нашем сознании и наших делах. Реплики из его опер и оперетт не сходят с уст, превратившись в крылатые слова, до боли родные каждому азербайджанцу. У.Гаджибейли и его наследию удалось стать высоким символом величия своего народа, на нем воспитывается не одно поколение азербайджанцев. “Возможно, что будущие поколения нашего народа откроют еще не изведанные стороны творческого наследия великого азербайджанца, поражаясь его неземному гению и профессиональной прозорливости, ибо этот человек достиг совершенства не только в музыке. У.Гаджибейли – это и писатель-публицист, он автор первого для начальных классов учебника по математике. Более того, истории известны случаи присвоения имени и наследия У.Гаджибейли нашими вероломными соседями. Связанные с его именем события и мероприятия имеют отношение не только к музыке, они неразрывно связаны с именами великих поэтов всех времен – Физули и Низами, ибо имена этих трех гениев являют собой удивительно гармоничный синтез музыки и слова”.

В свою очередь руководитель Общественного объединения “Элм чырагы”, заведующая кафедрой мировой литературы БСУ, профессор Наида Мамедханова, приветствуя гостей и участников, подчеркнула, что настоящее мероприятие не совсем обычное, потому что оно впервые проводится совместно с БМУ в легендарном храме музыки, носящем имя великого У.Гаджибейли. “На этот раз “Светоч науки” горит в стенах, которые помнят того, кто их возвел, и здесь будет звучать не только музыка великого Узеира бека, но и стихи, отражающие богатый внутренний мир их авторов, – ученых и музыкантов”, – подчеркнула Наида ханум.

Вечер поэзии и музыки открылся несравненным романсом У.Гаджибейли на слова великого Физули “Сенсиз”, который словно символизировал тоску по ушедшему гению музыки, в исполнении студента четвертого курса БМА Фахри Казымниджат в сопровождении концертмейстера Лалы Гусейнзаде. Поэзия на протяжении столетий всегда была верной спутницей музыки, их слияние рождало подлинные шедевры мирового значения. Поэт Рахман Бабаханлы отметил, что У.Гаджибейли в пятнадцать лет увидел театрализованную сцену “Меджнун на могиле Лейли”, и через десять лет написал оперу “Лейли и Меджнун” по поэме Физули, в которой нашло свое отражение торжество тюркского духа. “Не пройдет много времени, – подчеркнул поэт, – и весь мир поймет и примет мысль о том, что олицетворением эстетического идеала в мировой поэзии является Физули, что именно Физули принадлежит абсолютная власть над словом, а в музыке над звуком, – У.Гаджибейли. Душа человека духовного навсегда остается в возрасте девятнадцати лет, она не стареет, а цифра девятнадцать – одна из любимых Всевышним и часто повторяется в священном Коране”.

Следует отметить, что многие знают поэта Рахмана Бабаханлы как блестящего знатока и интерпретатора творчества Физули, как энциклопедиста-интеллектуала, человека, на каждое стихотворение которого можно написать не одну статью, патриота, в творчестве которого отразилась многовековая культура Востока и Запада. Это поэт с присущим ему необыкновенно острым чувством истории и времени, плотность информации в его стихах поражает, а язык его поэзии – это яркий, искрящийся, чистый и высокий азербайджанский язык. В подтверждение этих слов поэт представил вниманию публики несколько стихотворений философского и лирического содержания.

Творчество У.Гаджибейли многогранно, богато и масштабно, оно постоянно приковывает к себе пытливый взор ученых, исследователей и музыкантов, одаривая их с каждым разом новым счастьем открытия неизведанных глубин музыкальной мысли и красоты, сверкающих граней совершенства и гармонии. К наследию великого азербайджанца обращаются, как молодые музыковеды, так и опытные, сказавшие свое слово в науке ученые.

Не стала исключением и заслуженный деятель искусств, профессор БМА Имруз Эфендиева, известная своими исследованиями о творчестве композиторов и различных аспектах народной музыки, как автор многих монографий, книг и учебников. Профессор И.Эфендиева подчеркнула, что творческое наследие У.Гаджибейли напоминает источник света, которому нипочем пространство и время, – он светит и освещает все и всех вокруг. Именно потому к нему так тянутся все новые поколения не только музыкантов, но и простых людей. По этой причине он превратился в яркий символ азербайджанской культуры и национальной музыки.

У.Гаджибейли заложил основы композиторской школы Азербайджана, К.Караев поднял ее до высот мирового уровня. Если бы не было этих двух титанов музыки, в мировой музыкальной культуре скорее всего, образовался бы невосполнимый пробел”, – призналась Имруз ханум. Не случайно оперу “Кероглу”, которая была создана через двадцать девять лет после “Лейли и Меджнун”, сравнивают с оперой “Иван Сусанин” Глинки, – в обеих операх звучат мотивы героизма народа и самоотверженности. “Однако, – вопрошает профессор Имруз ханум, – что же подпитывало художественное воображение Узеир бека, что давало импульс к созданию редчайших жемчужин музыкального искусства? Да, конечно же, вечно живая народная музыка, сочинения ашыгов и мугамы, богатство жанров и художественных особенностей, соединенные с классической европейской традицией, вдохновили его к написанию немеркнущих шедевров на все времена”, – заключила И.Эфендиева.

Произведения У.Гаджибейли актуальны во все времена, их напевают люди всех возрастов, их любят стар и млад, знаменитые мелодии у всех на устах, а многие поклонники творчества великого азербайджанца знают его оперы и оперетты наизусть. В этом нет ничего удивительного, потому что У.Гаджибейли, – подлинно народный деятель музыкального искусства. А потому блестящее исполнение студенткой четвертого курса БМА им.У.Гаджибейли Гулиевой Айдан арии Гюльчохры и песни Асйи из оперетты “Аршин мал алан” под аккомпанемент профессора Майи Садыхзаде вызвало шквал аплодисментов присутствующих. Однако то, что нам, азербайджанцам, кажется незыблемой и неоспоримой аксиомой, некоторые зарубежные музыковеды подвергают сомнению. Так, на некоторых международных музыкальных конференциях труды У.Гаджибейли рассматриваются как нечто архаичное и узко национальное.

Преподаватель музыки школы-студии при БМА Имина Алиева, неутомимый пропагандист азербайджанской музыки на международном уровне, постоянный участник конференций и симпозиумов, создавшая модели азербайджанских ладов, горячо отстаивала, убедительно и аргументированно доказала гениальность У.Гаджибейли не только в узко национальном масштабе, но и в мировом, в ответ на реплики некоторых зарубежных музыкологов о том, что труды У.Гаджибейли устарели и неактуальны сегодня, что они применимы только к национальной музыке. Ее бескомпромиссный патриотизм и великолепное знание наследия великого азербайджанца и народной музыки достойно всяческих похвал и благодарности. Будучи творческим человеком, который во всем проявляет свое творческое начало, Имина ханум является также автором поэтического сборника, стихи из которого прозвучали в этот вечер. Поэзия И.Алиевой также утонченна, профессиональна и глубока, как и ее научные исследования.

Имя и музыку Узеира Гаджибейли каждый азербайджанец слышит и знает с самого рождения, и поэтому, когда профессор Университета архитектуры и строительства Тельман Алиев рассказал трогательный эпизод о том, что он так часто произносит дома имя Узеир бека, что его маленький внук, думая, что это друг дедушки, как-то спросил: “А Узеир бек придет к нам в гости?” Это было ярким подтверждением того, насколько почитаем и любим автор “Аршин мал алана” и “Мешади Ибада”. Профессор Т.Алиев рассказал, как в 1965г. Фикрет Амиров, будучи гостем его телепередачи, подыскивая слово, наиболее полно характеризующее масштаб творчества и личности У.Гаджибейли, вдруг сказал: “У.Гаджибейли – это… народ, потому что только народ способен создать столько гениальных произведений”.

Научный сотрудник лаборатории N1 БМА им.У.Гаджибейли Гюнай Сулейманова поведала собравшимся об истории экранизации оперетты Узеир бека “Аршин мал алан”. Это было воистину триумфальное шествие гениальной азербайджанской музыки по всему миру. Профессор БМА им.У.Гаджибейли Тельман Гаджиев, обратившись к аудитории, настоятельно просил пропагандировать везде и всюду шедевры азербайджанской музыки, богатую культуру нашего народа, замечательное наследие пророка музыки, – Узеир бека Гаджибейли. Участник Карабахской войны, шушинец Умудвар Шушалы выразил желание, чтобы все даты, имеющие отношение к Узеир беку Гаджибейли, отмечались на его родине в Шуше в завершение музыкально-поэтического вечера, посвященного 65-летию со дня смерти У.Гаджибейли, студентка четвертого курса БМА Рзаева Хамида с большим эмоциональным подъемом исполнила на фортепиано бессмертный романс Узеир бека ГаджибейлиСенсиз”.

По окончании вечера академик НАНА Джалал Аллахвердиев поделился с газетой “Зеркало”:- Меня привели сегодня сюда огромная любовь, уважение и благодарность к Узеир беку и азербайджанскому народу. Этот народ великий уже только потому, что Узеир бек Гаджибейли его сын. Помню, когда хоронили Узеир бека, мы, студенты университета, выглядывали из окон и смотрели на нескончаемый поток людей, шедших вслед за телом своего кумира и гения. Поток людей, влюбленных в музыку и личность Узеир бека, прошел весь путь пешком. Но нам, студентам, не позволили присоединиться к траурной процессии, нам оставалось только горько сожалеть о том…Когда мы вернем родной город Узеир бека, только тогда мы выполним его завещание, только тогда его душа будет спокойна. Разве можно без горечи говорить о том, что памятник Узеир бека Гаджибейли в Шуше был расстрелян армянскими фашистами? Хотел бы дожить до того дня, когда наш народ вернется в Шушу и там зазвучит гениальная увертюра из оперы “Кероглу”.

Афет ИСЛАМ

Зеркало.- 2013.- 7 декабря.- С.27.