Таpлан Сеидов – 70

 

 

Пpеданное служение музыкальному искусству и обpазованию

В истории азербайджанской музыкальной культуры редко можно встретить творческую личность с таким удачным сочетанием разносторонних способностей, энергии мысли, замечательными организаторскими способностями, фанатичной преданностью своему делу, которые совместились в заслуженном деятеле искусств Азербайджана, докторе искусствоведения, профессоре Тарлане Сеидове. Объем деятельности, которую он ведет в области музыкального воспитательно-образовательного и научно-исследовательского процесса на протяжении почти полувека, поистине достоин уважения и удивления.

Тарлан Сеидов – один из авторитетных педагогов кафедры “Специальное фортепиано” Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, воспитавший около 100 пианистов, ныне работающих и в Азербайджане, и в других странах. Среди его учеников немало лауреатов международных и республиканских конкурсов. Педагогическую деятельность он сочетает с научной, руководит диссертационными исследованиями своих аспирантов, оппонирует на защитах диссертационных исследований. Он настоящий просветитель, постоянно организовывающий мероприятия по пропаганде и популяризации азербайджанской фортепианной музыки, активно и успешно работающий над решением проблемы реформирования общего музыкального образования в республике.

Помимо этого, в разные годы он работал проректором БМА, руководил секциями музыкального исполнительства Союза композиторов Азербайджана и музыкального искусства научно-методического совета Министерства образования, вел курсы повышения квалификации педагогов музыкальных школ. В течение пятнадцати лет он работал в Ученом совете по защите кандидатских и докторских диссертаций, а с 2009 года является экспертом Высшей аттестационной комиссии при президенте Азербайджанской Республики по присуждению ученых степеней и званий в области искусства.

Наше знакомство c Тарланом Сеидовым началось еще в конце 60-х годов прошлого века. Я поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибейли, когда Тарлан был уже ассистентом профессора Майора Рафаиловича Бреннера. На меня произвели большое впечатление его серьезное, ответственное отношение к профессиональной педагогической деятельности, энергичность, целеустремленность, широкий спектр интересов. Кстати, у нас с Тарланом общая бреннеровская школа, а это означает крепкий профессионализм, требовательность, умение добиваться доскональной отработки всех деталей музыкального текста.

Как ученый-музыковед, Тарлан Сеидов стоял у истоков исполнительского музыкознания в Азербайджане. Он глубоко и всесторонне исследовал азербайджанскую национальную фортепианную культуру ХХ века: педагогику, композиторское и исполнительское творчество. Помимо кандидатской и докторской диссертаций, им издано по этой теме множество монографий, брошюр, статей, посвященных нашим выдающимся пианистам и педагогам.

Вообще у него постоянно возникают интересные, смелые, оригинальные идеи, проекты, в воплощении которых я всегда поддерживал его и с удовольствием принимал в них участие. Назову самые значительные из них: это научно-исполнительские конференции и научно-исполнительские конкурсы, которые мы регулярно проводим уже в течение 30 лет – сначала на вузовском, потом на республиканском уровне. А в 2010 году мы совместно организовали и провели на высоком уровне Первый международный научно-исполнительский конкурс пианистов имени Гара Гараева, вызвавший широкий резонанс в музыкальной и в целом – в культурной жизни Азербайджана и других стран.

Тарлан Сеидов постоянно организовывал тематические концерты, в которых принимал участие как исполнитель и лектор. Это были концерты, посвященные фортепианному творчеству Бетховена, Шопена, Шумана, Гара Гараева, Джовдета Гаджиева, а также памяти Майора Бреннера и его учителя Леонида Николаева. Особенно большой резонанс в республике вызвал организованный Тарланом масштабный цикл концертов азербайджанской фортепианной музыки. Он активно привлекал к участию во всех этих концертах видных пианистов нашего поколения: Эльмиру Сафарову, Рафика Кулиева, Зохраба Адыгезалзаде, Октая Абаскулиева, Франгиз Ализаде, Намика Султанова, Валиду Расулову. Я тоже всегда с готовностью отзывался на его приглашения участвовать в этих концертах.

Другой, пожалуй, самый масштабный и перспективный проект, над которым он работает с 80-х годов, – это школа-студия Бакинской музыкальной академии, представляющая собой не только центр музыкального воспитания и образования детей, но и базу профессиональной подготовки будущих педагогов из студентов БМА. Насколько серьезно он относится к этому делу, доказывает следующий факт. В начале 90-х годов ХХ века (напомню, что это было трудное время), когда я был назначен ректором БМА, он некоторое время, не отрываясь от руководства школой-студией, работал первым проректором БМА, прекрасно справляясь с обеими должностями.

Должен сказать, что под руководством Тарлана эта школа превратилась в экспериментальную научно-методическую лабораторию по разработке новых видов учебной работы. Достаточно сказать, что только здесь разработаны новые учебные программы и ведутся такие дисциплины, как “Художественный и структурный анализ исполняемых произведений”, “Старинные азербайджанские народные инструменты”, а также введено обязательное практическое исполнение азербайджанских ладов по адаптированному Тарланом изданию научного труда Узеира Гаджибейли “Основы азербайджанской народной музыки”.

Не менее важной, а главное – особенно привлекательной для детей формой комплексного обучения является деятельность Детского музыкального театра. Идея создания этого театра тоже принадлежит Тарлану. Этот театр постепенно сформировался в класс оперной подготовки, где дети занимались сценическим искусством, отработкой пластики движений на сцене, приобщались к артистическому мастерству. Вначале это были скромные, небольшие постановки, но затем появились и полноценные оперные спектакли, над созданием которых вместе с детьми работали студенты-практиканты, педагоги, опытные балетмейстеры и хоровики.

Являясь в течение многих лет свидетелем его поистине неутомимой работы в области реформаторской деятельности, направленной на оптимизацию и эффективность образовательно-воспитательного процесса, я не мог не поддерживать его инициативы в этой области, так как все его проекты всегда приносили ощутимую пользу и полностью оправдали себя. В 2010 году мы вышли с предложениями о внедрении результатов экспериментальной работы школы-студии во всех музыкальных школах республики на уровень Министерства культуры и туризма, и получили полное одобрение наших предложений.

Последней нашей совместной работой стала опубликованная Программа для учащихся музыкальных школ и колледжей “Развитие национального ладового мышления по системе Узеира Гаджибейли”.

В целом, вся жизнь профессора Тарлана Сеидова, насыщенная богатыми творческими событиями, характеризует его как многогранного музыканта, педагога-новатора, видного ученого и общественного деятеля во всем разнообразии его творческих достижений.

Ф. Бадалбейли

Зеркало.- 2013.- 21 декабря.- С.23