Гармония дружбы
О важных проблемах музыкального искусства рассказывает Михаил Швед
Что может составить большее впечатление о культуре страны, чем участие в масштабном творческом форуме? Для украинского композитора и искусствоведа Михаила Шведа возможность познакомиться ближе с современным музыкальным искусством Азербайджана представлялась уже не единожды. Находясь в числе участников Дней культуры Украины в Азербайджане, а позже – среди гостей, приехавших по случаю проведения IX съезда Союза композиторов страны, Михаил Богданович с нескрываемым интересом знакомился с Азербайджаном, его композиторской школой, музыковедческими изысканиями азербайджанских ученых, приятно поразивших широтой поднятых проблем и количеством добротных изданий.
Наша справка: М.Б.Швед (родился в 1978 году, г.Львов) – композитор, искусствовед, педагог, музыкально-общественный деятель, заместитель директора Департамента формирования Государственной политики в сфере культуры, искусств и образования – начальник управления искусств Министерства культуры Украины. Кандидат искусствоведения, участник ряда международных фестивалей. Награжден почетными знаками отличия и грамотами Министерства культуры Украины. Произведения М.Шведа исполнялись в Канаде, Польше, Австрии, Швейцарии, Германии, Беларуси, России, Литве, Азербайджане.
Занимаясь проблемами культурологии, М.Швед высказывает интересные мысли по вопросам образования, творчества, профессиональных контактов; он с уважением относится к истории и с оптимизмом смотрит в будущее.
Об образовании
“Вопрос образовательного воспитания личности нельзя ограничивать рамками сугубо учебного процесса, т.к. огромное значение имеет окружение, общение, знакомство с панорамой мирового искусства. Необходимо быть в курсе современных новаций, но при прочной опоре на достижения прошлого времени. Эта мысль, безусловно, не нова, но обойти ее стороной невозможно.Мне посчастливилось пройти крепкую профессиональную и, могу сказать, “дипломатическую” школу, обучаясь во Львовской Национальной музыкальной академии им.Н.Лысенко и ассистентуре-стажировке (при этой академии) у профессора Мирослава Скорика, стиль работы которого достоин высочайшего уважения. Он никогда не подавляет своим авторитетом, всячески стремится найти наилучший способ помочь ученику в поиске своего “я”, но всегда в виде пожелания: “Да, может быть и так, но я считаю, что лучше сделать вот так-то”. Или: “В оркестровом звучании в этом месте может возникнуть “дыра”. Но, возможно, вы так и задумали?”. Категоричности в его суждениях нет. Подобные замечания имеют особое воздействие: вселяя сомнения, они заставляют перепроверять свои решения. И это совсем неплохо.
В рамках программы Gaude polonia министра культуры и Национального достояния Польши я изучал композицию и в Краковской Музыкальной академии в классе Збигнева Буярского – талантливого композитора и педагога (учившегося в свое время вместе с Кшиштофом Пендерецким), двукратного победителя престижнейшего конкурса “Трибуна композиторов ЮНЕСКО”. Буярский обладает очень ценным качеством: учит обращать внимание на важные системные вопросы, связанные с композиторским творчеством.Но мы воспитывались не только в музыкальных вузах, но и на львовских фестивалях “Контрасты”, которые дают очень ценную возможность знакомства с новыми партитурами.
О консонансах и диссонансах
“С 2000 года я заинтересовался творчеством Арво Пярта (почувствовал, что оно мне близко, дает большую информацию к размышлению). Постепенно пришел к осознанию “новой консонантности”, в которой есть место и диссонансам, и проявлениям различных техник (в том числе – сонористики, алеаторики).
На первый взгляд, сама постановка вопроса вызвает недоумение: что сегодня можно написать в консонантной манере? В качестве ответа на этот вполне предсказуемый вопрос попытаюсь изложить мнение одного из самых знаменитых современных композиторов – Софьи Губайдуллиной, которая считает, что развитие музыки когда-то пошло одним из множества возможных путей. Этот путь на сегодня, практически, пройден. Но надо полагать, что есть и другие “дороги”. Чтобы их обнаружить, необходимо вернуться к исходной точке и начать поиск заново. Мне такая мысль кажется вполне перспективной”.
Об эпохе
“Сейчас благодатное время: каждый может писать, как хочет. Преследовать его никто не будет. Такая свобода создает условия для поиска и развития своей эстетической позиции. Если “попробовать” всего понемногу, то это пойдет на пользу собственному кругозору (в данном случае имеется в виду разумный поиск, основанный на крепком академическом образовании).
Мы живем в эпоху постмодернизма, который позволяет многое, если не все. К примеру, Валентин Сильвестров в своих сочинениях использует много моцартовских приемов и интонаций, но убирает типичную для классиков жанрово-бытовую ритмику. Тем самым нивелируется одна из главных особенностей жанра – ритмическая. Если даже ограничиться снятием сильных долей такта, то уже можно ощутить отсутствие “гравитации” музыки, а если убрать еще и тактирование, то получится нестандартное решение, совершенно новая музыка.Но музыкально-эстетического диктата быть не должно. Посмотрите на начало XX века. Рахманинов умер в 1943 году, Шенберг работал параллельно с Малером. В это же время еще писал Стравинский. Великие имена! Их творчество, существенно отличаясь одно от другого, осталось востребованным и любимым по сей день. При этом, если смотреть на многие вещи с позиции нововенцев, то можно и Равелю сказать: “Ты устарел!”.
Главное, чтобы автор искал себя. Индивидуальность интересна всем, апологетное письмо мало кого заинтересует и вряд ли останется в истории”.
О везении в творчестве
“А это обычное дело. Если бы не Мендельсон, то, возможно, Бах еще долгое время оставался бы в забвении. Везение в творчестве – это, скорее, проблема социологии. Как-то Арво Пярту задали вопрос: “Как определить свое место в мировой музыке?”. На что он ответил: “Не наше это дело думать о том, какое мы займем место в истории музыки. На этот вопрос ответит время”.Мне кажется, что композитора больше должна волновать проблема звучания его произведений. Но добиться такого не просто. Известно, для того, чтобы из большого количества молока образовалось немного сметаны, необходим процесс. Так и в творчестве – необходима поддержка музыкального процесса в целом, чтобы среди многочисленных участников музыкальной жизни появилось несколько гениев. В феодальные времена уже существовала система поддержки музыкантов. Например, Баху заказывала церковь, Гайдну – Эстергази. Вот и появилось много хорошей музыки”.О творческих форумах композиторов
“Они очень важны, так как дают возможность познакомиться с панорамой современного композиторского искусства. На таких мероприятиях в одном концерте может звучать музыка самых разных направлений, здесь случаются и настоящие открытия (срабатывает “функция презентации”).Собственно, именно такую картину можно было увидеть на, сравнительно недавно проведенном в Баку, IX съезде композиторов Азербайджана, в концертных программах которого был представлен самый широкий (в жанровом отношении) спектр произведений, созданных на протяжении последних пяти лет. Я благодарен председателю Союза композиторов Азербайджана Франгиз Ализаде за приглашение быть гостем этого масштабного форума, оставившего много приятных впечатлений.Проведение съездов имеет конкретную цель – показать, как работают и что пишут национальные композиторы. Само слово “национальные” подразумевает определенный исток, а в современной музыке получает различное толкование. Так, в конце XIX – начале XX веков композиторы довольно часто брали за основу своих произведений народные темы и развивали их. Позже появилось понятие “стилизация”, когда интонации и ритмы народной музыки органично вкрапливались в авторские сочинения.Третий уровень – самый сложный и уникальный. Здесь творческий процесс не подразумевает цитат, конкретных интонационных арок, но, тем не менее, в музыке слышна ментальность, ощущается связь с истоком и на фоническом, и на более глубоком уровне. Это тот случай, когда можно говорить, что о себе заявляет генетическая связь со своей землей. Вот это и есть самый важный уровень понятия “национальное”, который, на мой взгляд, наиболее ценен.Я не случайно затронул эту проблематику, т.к. то, что я услышал на съездовских концертах в Баку, говорит о том, что в азербайджанской композиторской школе ничего не утрачено – сохранены и продолжают развиваться все три направления. И это отлично”.О IX съезде композиторов Азербайджана
“Проведение съездов творческих организаций – позитивный факт, т.к. подводится определенная черта деятельности, и члены Союза (композиторы и музыковеды) получают возможность не только продемонстрировать свои достижения за определенный период (по уставу – за 5 лет), но и поделиться своим мнением, обсудить актуальные проблемы, которых у творческих людей всегда хватает.В этом смысле тот факт, что съезд СК Азербайджана был проведен в положенном временном порядке, говорит о возрождении добрых традиций. Значит, есть что продемонстрировать. Эта открытость высокоморальна и честна по своей сути, т.к. главный зритель и слушатель съездовских событий – музыкальная общественность, профессионалы. Именно они, в первую очередь, получают “пищу” для размышлений и выводов. Право прозвучать на съездовских концертах предоставляется каждому профессиональному композитору, независимо от стилистической направленности его творчества. Вполне закономерно, что и профессионализм композиторов и звучащие произведения не одинаковы по своей художественной ценности. Но и это нормально. Не могут быть все “хорошими” или “плохими”, есть и “разные”. Важно, чтобы исполнение произведений с пользой воспринималось самими авторами, чтобы звучание их произведений работало на перспективу их творчества.Собственно, именно в этом и заключается одна из задач съезда: показать все или, вернее, самые разные составляющие современного композиторского творчества страны. Попутно выявляется и уровень качества национальных исполнительских сил, что не менее ценно и важно.Возвращаясь конкретно к IX съезду Союза композиторов Азербайджана, важно подчеркнуть, что в его рамках состоялся широкий показ произведений, разнообразных по стилистике, концепциям, жанрам, написанных для различных составов композиторами разных поколений. Мы имели возможность услышать от камерной музыки до оперы и балета. “Место” нашлось даже для песенного концерта, что тоже очень важно, а главное – было живое исполнение, живой звук.
Но и это не все. На съезде прозвучали произведения для оркестра народных инструментов, показали себя эстрадные коллективы, много добрых слов заслуживает азербайджанский джаз, базирующийся на восточной ладоинтонационной системе. Очень ценной, на мой взгляд, была идея включения в программы каждого съездовского концерта произведений азербайджанских композиторов старшего поколения. Уважение к их памяти и искусству – достойно самых высоких слов. Это – корни, по которым можно проследить, как развивается азербайджанская композиторская школа, и говорить о ее проблемах и достижениях на современном этапе.Порадовало и количество изданных исследований об азербайджанской музыке, что говорит об активности музыковедов страны. Одним словом, воочию можно было увидеть все, что делается сегодня в азербайджанской музыкальной культуре”.
О встречах
“Особая “страничка” съезда – возможность профессионального
взаимообогащения (“функция коммуникации креативных
элит” активно работала на всем протяжении съезда). А это значит, что
проведенный форум – не только черта-итог пройденного пятилетия, но и стимул к
дальнейшему движению. Новые контакты обязательно будут иметь свое творческое
продолжение, что откроет выход на международную творческую арену.Если позволите, я выскажу сложившееся на Украине
высокое мнение о деятельности руководителя Союза композиторов Азербайджана Франгиз Ализаде, в справедливости
которого мы смогли убедиться в очередной раз. Азербайджанскую музыку в мире
знают, в первую очередь, по именам Узеира Гаджибейли, Кара Караева, Фикрета Амирова. В настоящее
время к этому ряду можно добавить и Франгиз Ализаде, чье имя на Западе пользуется авторитетом и
вызывает доверие. А этот факт – еще одно весомое дополнение к уже сложившемуся
в широких кругах успешному имиджу вашей страны и, конечно же, хорошая
перспектива для выхода на международный уровень более широкого круга имен
азербайджанской композиторской школы.Сегодня
на Украине с успехом звучат произведения современных азербайджанских
композиторов и, в свою очередь, в Азербайджане тепло встречают музыку
украинских композиторов. В этом смысле заметна инициатива и активные действия
Союзов композиторов двух стран, как ведущих координирующих организаций по
культуре. Меня радует, что творческие связи между Азербайджаном и Украиной уже
приобрели характер ожидаемых традиционных встреч. В наступившем году такое
важное творческое общение обязательно будет продолжено”.
Рая Аббасова
Зеркало.- 2013.- 2 февраля.- С.-27