“Я мысленно pисовал в течение 8 лет, пpоведенных на фpонте”,

 

2013- говоpит в интервью нашей газете художник Интигам Агаев

Творческий путь Интигама Агаева был прерван войной в Карабахе, и о палитре с кистями и красками пришлось забыть надолго. Именно там, на фронте, Интигам Агаев выбрал себе псевдоним “Асиман” (“Небосклон”). Сегодня художник, являющийся инвалидом Карабахской войны, отражает в своих картинах не только военные будни, лица товарищей и командиров, но и яркий мир, завораживающий каждого, кто смотpит на его каpтины.

- “Я художник, который стремится своими работами приносить людям покой, умиротворение и теплоту, – говоpит И.Агаев. – Искусство изменило меня и продолжает менять постоянно. Все, что хотел бы сказать о себе, написано в моих картинах. Думаю, читающий поймет. Если рассказывать о своей жизни, то судьба моя сложилась не просто. В феврале 1992 года я добровольцем ушел на фронт и в составе батальона спецназа воевал в окрестностях Шуши, Агдама, Физули, Тертера, пока не был ранен в селе Ярымджа Тертерского района. В 1998 году был демобилизован инвалидом второй группы.

Я окончил художественное училище им. Азима Азимзаде. И, несмотря на то, что ушел служить, моя душа всегда рвалась к искусству и рисованию. Я любил рисовать с детства, а после войны начал передавать свои мысли, идеи и чувства через холст.

Не могу не вспомнить своего педагога Сабира Шихлы, котоpый всегда был для меня примером для подражания. Именно он заложил во мне фундамент и раскрыл задатки творчества. Жаль, что он не смог обучить меня всему мастерству, не успел…

С самого начала я определил для себя цель – я должен раскрыть военные сюжеты в своих картинах, дабы показать молодому поколению отрывки истории нашей страны. В своих работах я изображаю не то, что вижу, а то, что хотелось бы видеть каждый день. А в первую очередь мне хочется видеть людей с улыбками на лицах, глазами, светящимися от счастья.

- О чем ваши картины?

- Начну с того, что, как мне кажется, в коллекции каждого художника должна быть хоть одна работа, посвященная военной тематике, пережитым горестным дням. В моих полотнах, посвященных войне, нет мрака, разрушительной энергетики. Я просто вывожу образ человека, прошедшего через тяжелую битву, кровь, потери, в контексте торжества света, жизни и победы. Например, моя работа под названием “Надежда есть”. На ней изображен боец, залегший в сугробе с автоматом в руках и пристально всматривающийся вдаль, а рядом – зеленый росточек, который пробился сквозь ледяную толщу земли. Кроме военной тематики, я изображаю и солнечный мир, использую яркие цвета и “играю” с красками. Мне нравится изображать море, родной и любимый город Баку, Ичери шехер. Часто обращаюсь к воспоминаниям детства – это солнечный Абшерон, синее море, волны…

Не хочу огорчать людей, нести своими работами негатив, поэтому во многих картинах стараюсь изобразить красочный мир. Правда, в военных картинах нотка печали присутствует, ведь само слово “война” – это уже горе и боль.

- А на фронте выплеснуть все пеpеживания на холст душа не тpебовала?

- На войне было не до этого (улыбается). Мою молодость забрала служба, долг перед родиной. Конечно, порой подступал ком к горлу, хотелось взять кисть, выплеснуть все эмоции на холст, но нам нельзя было расслабляться. Враг наступал, и мы все время были в напряжении, на позициях, в окопах. Как сегодня помнится, нас окружили армяне, и мы с товарищем попали в круговой обстрел. Тогда мы оба были ранены, но мне удалось его вытащить и доставить в госпиталь. Он позже скончался…Плечом к плечу рядом с нами постоянно были и журналисты, которые снимали живые репортажи с “горячих точек”. Этому я посвятил отдельную картину. Для меня особо трогательной работой является картина под названием “Теплый снег”, на которой изображены солдаты, греющиеся вокруг костра. На позиции ни в коем случае нельзя было разжигать костер, так как дым и отблеск пламени сразу были видны врагам, которые в одночасье могли нас расстрелять. Но, тем не менее, мы иногда разжигали маленький костер, чтобы хоть душа погрелась. А порой наступала такая тишина, все спокойно, что думалось даже, что жизнь остановилась. Но нет, поднимаешь голову, а с неба летят снежинки… У меня и каpтина такая есть “Снежинки”…

- Что вы переживаете, создавая каpтины на военную тематику?

- Однозначно, создавая картину, художник живет этим. То есть, не чувствуя, не переживая внутри себя будь то печальные либо радостные чувства, pаботать не получится. Может, и удастся изобразить задуманное, но зритель сразу уловит фальшь. Ведь картина – это мир, переживания и чувства художника, выраженные на холсте или бумаге. Все, чем живет, дышит, он дарит вам. Отдает частицу своей души. Картина не только создает настроение, но и несет определенную энергетику. Причем все зависит от того, какие цвета по большей части присутствуют на картине, и что именно на ней изображено. Изображать военные годы, конечно, было сложно. Я вновь вспоминал все эти тяжелые дни, и будто вся жизнь проносилась перед глазами. Порой мне снились моменты боевых действий, обстрела, я будто повторно переживал дни, пpоведенные на фpонте. Думаю, в будущем вновь обращусь к военной тематике, тем более я один из тех, кто прошел через все горестные и тяжелые моменты войны.

- Недавно состоялась ваша первая персональная выставка в столице.

- Верно, моя первая персональная выставка прошла в галерее Art Villa, и все это не случайно, так как я возглавляю Сумгайытский филиал организации Arts Council, которая занимается развитием культуры и искусства Азербайджана, поиском новых талантов в сфере изобразительного искусства. Два года назад я организовал свою выставку в Государственной картинной галерее родного Сумгайыта. Ту выставку я приурочил к годовщине трагедии Ходжалы, а бакинскую – к годовщине трагедии 20 Января. Думаю, это вполне понятное стремление художника, видевшего войну и сражавшегося за Карабах с оккупантами. Моей главной целью является показать молодому поколению все горести, выпавшие на нашу долю, сохранить эти воспоминания и пронести через века. Мне кажется, что гражданский долг каждого художника – своими работами напомнить людям о том, что случилось в те скорбные даты.

Вместе с тем экспозиция выставки “Асиман” далека от документальности и агрессии, отчаяния в ней нет. Как человек, испытавший в своей жизни очень многое, я способен показать людям, чья жизнь протекает вполне мирно, что для того и ведутся битвы, чтобы обеспечить мир.- Как молодое поколение воспринимает работы на военную тематику?

- Скажу вам честно, выставку “Асиман” посетили много молодых людей. Мне сложно что-либо говорить об их впечатлениях, но в глазах посетителей была видна печаль. Мне кажется, сегодня жизненно важно возродить в нашем обществе чувство истинного патриотизма, сформировать в молодом человеке твеpдую гражданскую позицию. В условиях, когда в нашем обществе распространились равнодушие, цинизм, агрессивность и упал престиж военной службы, у значительной части призывников отсутствует положительное отношение к аpмии. Мне же важно сохранить эти моменты в памяти будущего поколения.

Да и заставить молодежь рисовать на военную тему невозможно, а просить – не верно. Но вести пропаганду этой темы нужно обязательно. Сегодня в галереях редко встретишь картины, посвященные военной тематике. Верно, ее нужно прочувствовать, но ведь у каждого молодого художника есть хроника тех горестных моментов. Каждый художник, передавая собственные ощущения и переживания военных событий, пытается решить проблему в изображении тех или иных сюжетов. Но субъективное, авторское прочтение темы должно находить выражение в различных формах – камерной либо монументальной, и в специфике “стиля” каждого мастера, в особенности его почерка. Однако, сталкиваясь с молодежью и беседуя с ее пpедставителями, понимаешь, что эта тематика им не интересна. Они готовы изобразить Апокалипсис, но никак не бой или сражение, которые унесли жизни сотен азербайджанцев. Неужели сегодня настало время, когда все ждут, чтобы с неба упала комета, наступил конец света, ведь тогда и можно это изобразить?! Но, поверьте, война хуже, чем падение метеорита.

- Над чем вы работаете сегодня?

- Сегодня мы готовимся к выставке, которая состоится в городе Сумгайыт. Так, 9 февраля в Сумгайытской галерее при оpганизации городского Управления культуры и туризма и Arts Сounsil состоится открытие выставки pабот молодых художников из Баку и Сумгайыта, выполненных в различных жанрах и технике. Мы планируем провести выставку в виде фестиваля, так как в экспозиции будет представлено и декоративно-прикладное искусство. В будущем планируется сделать этот фестиваль ежегодным и назвать Art fest. Я же в свою очередь являюсь руководителем и куратором этого проекта, объединяя молодежь на единой площадке.- Интигам муаллим, на ваш век пришлись многие лишения и тяготы. Тем не менее, благодарны ли вы судьбе за жизнь, принесшую столь мало радости?

- Конечно. Я благодарен судьбе в первую очередь за то, что остался жив. Спасибо судьбе и за тягостные, и за радостные моменты. Сегодня я счастлив, что мои картины выставляются в галерее, а публика получает от них эстетическое удовольствие. Живопись стала неотъемлемой частью моей жизни. Я живу красками, каждый свой день начинаю с рисования. Несмотря на то, что 8 лет провел на линии фронта, я мысленно всегда рисовал.

“Я мысленно pисовал в течение 8 лет, пpоведенных на фpонте”,

Камилла Алиева

Зеркало.- 2013.- 2 февраля.- С.-24