Депардье не станет
жить и в Баку,
или Некоторые невеселые размышления "про наc" накануне праздника веcны и радости
Постоянный представитель США в ОБСЕ Гари Робинс выступил 14 марта с заявлением на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене. Он заявил о планах официального Баку ограничить полномочия и миссию ОБСЕ в Баку, сообщил “Туран” источник в ОБСЕ.
“К нам поступила просьба правительства Азербайджана изменить мандат офиса ОБСЕ в Баку”, – сказал он, отметив, что нынешний мандат офиса в Баку был обновлен в начале 2013 года, и на него была возложена задача “способствовать применению принципов и обязательства в рамках ОБСЕ по всем направлениям, включая политические, экономические, человеческие и экологические аспекты, а также вопросы стабильности и безопасности”, – отметил он.
Далее Робинс отметил, что миссия в Баку имеет большое значение в деле оказания поддержки Азербайджану в развитии демократических институтов.
Доклады по вопросам политики и прав человека являются важными механизмами предупреждения и вкладом в роль ОБСЕ по предотвращению и решению конфликтов.
Своевременные доклады помогают иметь представление о возможной эскалации напряженности в регионе. США считают подобные доклады жизненно важными для обеспечения стабильности и безопасности, помощи Азербайджану в выполнении своих обязательств. “Мы полагаем, что это в интересах правительства Азербайджана – сохранить нынешние полномочия ранее согласованного мандата. США ценят свое близкое сотрудничество с правительством Азербайджана в деле построения сильной демократии и гражданского общества”, – отметил Робинс.
Отметим, что официальный Баку пока не комментировал это заявление, и власти страны не сообщали о подобном обращении в ОБСЕ. Однако, согласно дипломатическим источникам, речь идет о понижении статуса миссии ОБСЕ до уровня координатора проектов.
Самое важное изменение касается того, что будущий координатор проектов будет согласовывать все проекты с властями Азербайджана и реализовывать их только с согласия официального Баку.
Можно предположить, что таким образом делается попытка сокращения штата миссии и ограничения ее полномочий. И они прежде всего касаются возможностей миссии ОБСЕ проводить самостоятельные мероприятия, реагировать на события и процессы, связанные с выборами, нарушениями прав человека и демократии. Это говорит и о стремлении не допустить прямого сотрудничества между ОБСЕ, и местными НПО. В год президентских выборов это может означать недопуск в страну миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ.
Итак, миссии ОБСЕ служат целям предотвращения конфликтов, регулирования кризисов, а также оказания помощи в развитии по конкретным направлениям. Их мандат предусматривает налаживание контактов и развитие диалога с заинтересованными сторонами на местах. В настоящее время действуют 18 миссий ОБСЕ. Миссии являются главным выражением работы организации и, как правило, направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения в жизнь политических решений. В общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить имеющиеся конфликты, способствовать развитию гражданского общества и институтов, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе.
Также в рамках ОБСЕ действуют Суд по примирению и арбитражу (урегулирование споров посредством примирения, Женева), Совместная консультативная группа (СКГ – соблюдение положений ДОВСЕ), Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН – содействие выполнению Договора по открытому небу от 1992 г.).
Миссии возглавляют главы миссий, представители стран-членов ОБСЕ, которых назначает председатель организации. Деятельностью миссии управляют и поддерживают Центр по предотвращению конфликтов при секретариате, департамент управления и операций и председатель ОБСЕ. Миссии начали свою деятельность в первой половине 90-х годов. Их создание было вызвано необходимостью “предотвратить разгорание внутригосударственных конфликтов. Так было и с Азербайджаном, где миссия ОБСЕ была развернута в связи с армяно-азербайджанским конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. В последующем мандат миссии был расширен, притом с согласия правительства Азербайджана. Подводя итог всему вышесказанному, можно выделить основные функции ОБСЕ:
- предотвращение возникновения конфликтов в регионе;
- урегулирование кризисных ситуаций;
- ликвидация последствий конфликтов;
- контроль над распространением вооружения;
- дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
- меры по построению доверительных отношений и безопасности;
- экономическая и экологическая безопасность;
- защита прав человека;
- развитие демократических институтов;
- мониторинг выборов.
Итак, официальный Баку пытается вернуться к самому началу процесса. Теоретически это возможно. Подобное вполне реально, если страна в целом справилась с решением фундаментальных проблем, связанных с правами человека, обеспечением демократических стандартов. То есть в этом случае остается только урегулирование карабахского конфликта. И тогда вполне логично определение мандата представительства ОБСЕ в Баку на уровне Полевой миссии координатора проектов.
В дипломатических кругах в Анкаре удалось выяснить некоторые подробности этого демарша официального Баку. Во-первых, как стало известно, Азербайджан для реализации этой цели пытается заручиться поддержкой Украины, которая в данный момент исполняет обязанности действующего председателя ОБСЕ. В принципе, официальный Киев, учитывая союзнические отношения с Баку, готов поддерживать и поддерживает инициативу Азербайджана.
Во-вторых, как удалось выяснить, даже союзники Азербайджана, в том числе и Украина, не верят в возможность реализации этой идеи. Дело том, чтобы обосновать и реализовать на деле эту идею, необходимы хотя бы некоторые позитивные сдвиги в сфере обеспечения прав человека, демократических свобод и стандартов. Но, как отмечают дипломатические источники в Анкаре, официальный Баку глух к призывам союзников по поводу необходимости некоторых позитивных изменений в этих сферах.
При существующих же реалиях добиться изменения мандата миссии ОБСЕ в Азербайджане не представляется возможным. Соответствующее решение принимается Постоянным советом ОБСЕ, притом консенсусом. Несмотря на то, что позицию официального Баку готовы поддержать почти все страны СНГ и некоторые восточноевропейские государства, добиться консенсуса по этому вопросу в Постоянном совете ОБСЕ на фоне усиления жесткого давления в отношении оппозиции в Азербайджане будет невозможно.
В-третьих, теоретически официальный Баку может заявить об отказе от сотрудничества с миссией ОБСЕ и потребовать ее вывода. Однако это станет прежде всего ударом по международному имиджу самого Азербайджана. Особенно с учетом того, что именно переговоры по урегулированию карабахского конфликта ведутся в рамках института сопредседательства МГ ОБСЕ.
В-четвертых, нет прямой зависимости между изменением статуса миссии ОБСЕ в Баку и организацией процесса наблюдения за предстоящими президентскими выборами в Азербайджане. Вопросы, связанные с организацией процесса наблюдения за выборами общенационального масштаба, регулируются в рамках Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ. Однако тут необходимо обратить внимание на следующие моменты: с одной стороны, полноценный состав миссии, особенно по количественному параметру, позволяет ей выполнять функцию по долгосрочному наблюдению за предвыборным процессом. С другой стороны, в случае возникновения напряженности по этому вопросу между организацией и Азербайджаном в Вене, где находится штаб-квартира ОБСЕ, не исключают, что официальный Баку может использовать пример России, которая в 2008 году, затягивая переговоры, сделала все возможное, чтобы не допустить организации международного наблюдения за президентскими выборами, прежде всего со стороны БДИПЧ ОБСЕ. Но и этот шаг, как утверждают дипломатические источники в Анкаре, нанесет серьезный урон международному имиджу официального Баку.
В-пятых, как отмечают эти информированные источники, официальный Баку в последнее время резко ограничивает сотрудничество с международными организациями, даже не имеющими никакого отношения к политике. Некоторые эксперты видят в этом попытку предотвращения формирования активного, притом экономически независимого социального слоя.
Как бы то ни было, это не первая попытка изменения мандата и формата сотрудничества Азербайджана с международными организациями. Несколько лет назад подобная попытка была предпринята во взаимоотношениях с Советом Европы. Известно, что Азербайджан с момента вступления является государством, находящимся под постоянным мониторингом Совета Европы. Официальный Баку предлагал перевести Азербайджан в ранг постмониторинговых государств. То есть обозначить четкий прогресс в выполнении принятых на себя обязательств. Не получилось.
Но, честно говоря, не понимаю, какая польза от изменения мандата миссии ОБСЕ? Ведь шила в мешке не утаишь. Не поможет, даже если снова установим “железный занавес”.
Как-то знакомый зарубежный политолог, притом друг Азербайджана, оценивая перспективы евроинтеграции государств, входящих в “Восточное партнерство”, в том числе возможное подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, по поводу Азербайджана и Беларуси метко заметил: “Беларусь готова брать деньги у кого угодно и сколько угодно. Но желающих дать, по крайней мере, в Европе нет. А вот Азербайджан готов дать сколько угодно и кому угодно. И только за то, чтобы его оставили в покое”.
Помните, когда-то у нас говорили, что Азербайджан – одна из немногих стран, где люди готовы платить за то, чтобы их дети не учились. Сегодня о нас начали думать, что мы готовы заплатить сколько угодно и кому угодно, чтобы остаться нецивилизованными, недемократичными. Одним словом, создается впечатление, что мы готовы платить за право оставаться отсталыми.
Вот актер Жерар Депардье отказался жить в России. Он решил поселиться в маленьком городке на юге Бельгии. Не помогли ни врученный лично президентом РФ паспорт, ни подаренные квартиры в Грозном и Саранске, ни обещания трудоустройства.
Актер заявил, что любит Россию и Францию, но жить намерен в Бельгии. Об этом он сказал в эфире телеканала Notele. “Сегодня во Франции грустно: страна инертна, граждане в очень щекотливом положении, а у правительства нет опыта для коррекции ситуации”, – цитирует актера “Эхо Москвы”. Также Депардье добавил, что в душе всегда останется французом и любить свою страну не перестанет.
По словам актера, поездки по России помогли ему лучше понять людей, которые там живут. Но все же Депардье решил поселиться в небольшом городке Нешэне на юге Бельгии, недалеко от французской границы.
К слову, там пролегает скоростная железная дорога, по которой можно быстро добраться до Парижа. Кстати, он уже приобрел там очередной дом и оформил документы на проживание.
Кроме того, Депардье сообщил о своем намерении открыть в Нешэне небольшой ресторан. “Да, я думаю о небольшом ресторане. Здесь (в Нешэне) для меня это место встреч, но это (открытие ресторана) не ради денег”, – приводит РИА “Новости” слова актера.
Депардье намерен бывать в Бельгии не менее трех месяцев в году.
Кстати, ранее актер уже говорил о своих планах. “У меня есть русский паспорт, но я француз, и у меня, безусловно, будет бельгийское гражданство”, – отметил актер в интервью французскому спортивному телеканалу L’Equipe в Цюрихе, куда он приехал по приглашению главы ФИФА Зеппа Блаттера на церемонию вручения “Золотого мяча”. Напомним, известный француз решил сменить место жительства после налоговой реформы, которую намеревался ввести президент его родной страны. Доходы более 1 млн. евро в год собирались обложить налогом в 75%.
Депардье приехал в Россию, получил российское гражданство, предоставленное лично Владимиром Путиным, о котором, кстати, и не просил, отплясал лезгинку и вернулся туда, откуда прибыл.
Депардье приедет в Азербайджан, если, конечно, его пригласят, не откажется от нашего гражданства, если, конечно, предоставят, станцует яллы, если, конечно, окажется в соответствующей компании, получит и ключи от квартиры в самом высоком здании, строительство которого предполагается в Баку, если, конечно, предложат. Но жить в этой квартире не станет. Скажет пару теплых слов всем нам и укатит туда, откуда прибыл.
Депардье, безусловно, самовлюбленный, талантливый актер. И, как следствие, Депардье приятно, когда ему оказывают царские почести. Но он не идиот. Жить ему хочется там, где он может ругать кого угодно, и сколько угодно, независимо от ранга и занимаемой должности. И без всякой там угрозы остаться без приглашения на роль в новом фильме и без лицензии на открытие очередного ресторана…
Одним словом, жить в Баку он не станет…
Рауф Миркадыров
Зеркало.- 2013.- 20
марта.- С.1.