«Театр – это место истины и откровений…»

 

Известная и любимая бакинскими театралами народная артистка Александра Никушина отмечает юбилей. К этому торжественному событию на сцене Русского драматического театра, где артистка выросла и провела всю свою жизнь, подготовлена премьерная постановка по пьесе Василия Сигарева “Детектор лжи”. Народная артистка, посвятившая свою жизнь самозабвенной игре, самосовершенствованию в актерском мастерстве и глубокому проникновению в роли в спектаклях одного театра до сих пор находится в творческом поиске. Помимо исполнения ролей, Александра Никушина пишет стихи, сценарии детских сказок для театра и успевает руководить детской хореографической и театральной студиями при РИКЦ. Глубокая и страстная актриса, красивая и умная женщина, признанная народная артистка – все это так редко возможно описать словами. Но все-таки возможно: к ее юбилею газета “Зеркало” не упустила возможности пообщаться с Александрой Никушиной и вспомнить первые творческие шаги.

 Как отмечает сама юбиляр, жизнь пролетела точно один миг, но помнит она все: как юной девочкой поступила в вуз учиться на артистку, как пришла в театр, как получила первую роль.

 “Я родилась в театральной семье: моя мама – актриса театра оперетты, папа работал в Русском драматическом театре, и моей жизненной целью являлось достойное продолжение нашей фамилии. Сколько себя помню, всегда знала, что стану драматической актрисой, а потеряв отца в тринадцать лет, дала себе слово: буду работать в этом театре и постараюсь, чтобы его фамилия надолго оставалась в афишах. Так, в 1976 году я окончила Ростовское театральное училище, а по возвращению в родной Баку была принята в труппу РДТ”, – pассказывает А.Никушина.

 Как отмечает актриса, именинницей она себя не ощущает. “Каждый год прибавляет определенные огорчения, так как годы летят, время уходит и думается, сколько же осталось впереди? Но, как говорится, жить нужно, будто каждый день последний, а мечтать, будто вся жизнь впереди (улыбается). Я считаю, каждый подаренный нам день – это счастье. Ведь читая или слушая последние сводки новостей, узнаешь, что происходит в мире, и понимаешь, что где-то там другим намного сложнее, чем тебе и дорожишь каждым днем, подаренным Богом”, – делится актpиса.

 - Александра Константиновна, к вашему юбилею подготовлена постановка “Детектор лжи”…

 - Верно. 29 марта на сцене Русской драмы состоялась премьерная постановка по пьесе Василия Сигарева “Детектор лжи”. Сказать честно, заведующая литературным отделом театра Валентина Резникова давно мечтала, чтобы эту пьесу поставили именно для меня. Но театр не живет жизнью юбилеев своих актеров и актрис, а активно подключается к проведению фестивалей, именитых дат, важных событий в жизни страны. Так, например, в театре прошел юбилейный год великого просветителя М.Ахундзаде, сейчас проходит год Низами Гянджеви. Вот очередь дошла и до меня. Когда прочла пьесу, то поняла, что никто и ничто меня не сможет остановить. Правда, все необходимо было сделать на профессиональном уровне в очень короткие сроки, так как репетиционных дней не было даже в запасе. Однако для меня это не впервые, я проходила через многие трудности, так как в свое время подавала много заявок и буквально “влетала” в спектакль, репетируя один раз. Благо, я прошла отличную актерскую школу, и мой педагог Михаил Ваховский научил меня работать компактно, емко и достаточно собранно.

 Пьеса “Детектор лжи” – это “пиршество” для актрисы. Моя роль очень динамичная, эксцентричная, а в самой пьесе много танцев и движений. Главный режиссер Александр Шаровский решил показать все, на что я способна. В этой роли мне очень комфортно, в ней много “воздуха и пространства”. На мой взгляд, благодаря моим великолепным партнерам по сцене – народным артистам Юрию Балиеву и Сафе Мирзагасанову, трио получилось. Я думаю, что моя бенефисная роль придется по душе каждому, а я, в свою очередь, буду делать все, что дозволено юбиляру (улыбается).

 - Говорят, век спектакля, к сожалению, не долгий. Какие постановки вам было сложно отпускать?

 - К счастью, в моей творческой жизни было достаточно много спектаклей “долгожителей”. Спектакли, которые долго держались в афише театра – это “Хитроумный влюбленный”, “Встретимся на Торговой”, “Дамы меняют кавалеров”, “Брачное агентство”, “Закат” и другие. Порой даже приходилось менять костюмы и декоpации, дабы соответствовать по времени. Однако безумно жалко было отпускать спектакль “Визирь Ленкоранского ханства”, роль в котором я просто обожала. Если честно, даже те роли, которые приходились мне не по душе, всегда было тяжело терять. Ведь уходит спектакль, уходит и частица тебя самой.

 - Как, по-вашему, актер – это профессия или…

 - Актер – это образ жизни. Мне не нравится рутинная работа, и я уверена, что не смогла бы работать в другом месте, где изо дня в день все повторяется. Жизнь актрисы, в частности, один день из этой жизни, не похож на другой. Спектакли – это такой же живой организм, который нужно менять и привносить в них каждый раз что-то новое. Я человек, любящий изменения, ведь именно это и рождает новые чувства, ощущения, прилив сил и бодрости, от которых хочется жить. Правда, актерская жизнь многое забирает, и каждый из нас платит за нее дорогую цену. Как известно, в давние времена актеров даже на кладбище не хоронили, а за оградой, так как они считались великими грешниками. Мы живем чужими жизнями, но никто не принимает во внимание то, что мы отдаем свое здоровье, энергию, чувства и все силы публике. Учитывая, что я выросла в театре – не быть актрисой я не могла. То же самое произошло и с моим старшим сыном Теймуром Рагимовым, который вырос в театре, а сегодня задействован практически во всех спектаклях.

 - Удалось ли вам сыграть с сыном на одной сцене?

 - В нашем репертуаре был такой спектакль, где мы просто пересекались. Но явного партнерства, к моему большому сожалению, еще не состоялось. За Теймура мне абсолютно не стыдно, и не потому, что я его мама, а просто вижу в нем потенциал и талант. Свои главные роли мой мальчик еще не сыграл, и надеюсь в будущем он раскроет себя еще больше. Мне бы очень хотелось сыграть с сыном в постановке “Привидение” по пьесе Ибсена или в “Женитьбе Фигаро” Бомарше.

 - По жизни вы очень энергичный человек, постоянно находящийся в движении. Где вы черпаете вдохновение?

 - Начну с того, что в театр с плохим настроением приходить нельзя. На игру и позитивный настрой меня вдохновляют сама жизнь и наш театр. В моей жизни был период, когда писала стихи, увлекалась музыкой. Но в своей профессии я не разочаровалась ни разу, и никогда не жалела, что выбрала путь актрисы. Ведь не каждому дано быть актером! Недавно я услышала гениальную фразу: “Актер – это человек, который играет роль, артист – человек, пребывающий в этом состоянии всю свою жизнь”.

 На мой взгляд, кроме страстей и метаний на сцене артист может произнести спокойным голосом одну лишь фразу, которая и станет самой действенной. Актер ни в коем случае не должен быть ленив душой и умом, а наоборот – должен стремиться только вперед. Когда начинаешь понимать, что тебя на сцену больше не тянет, и ты приходишь в театр, как на работу, значит нужно сказать “СТОП”.

 - Актpисе очень важно встретить своего режиссера. Вам повезло в этом плане?

 - Нет. Своего режиссера я так и не встретила, вернее, режиссер меня не встретил (улыбается). Приезжие режиссеры, а их было трое, оценили мою работу на высоком уровне. А режиссер Александр Смеляков вообще задавался вопросом: “Что ты тут делаешь? Ведь тебе нужно в Россию. В роли с жестким русским характером!”. Но я с самого начала решила, чтобы буду работать в том театре, в котором работал мой отец. Со временем аура города стала притягивать еще больше, и я поняла, что без этого театра и Баку я не смогу. Я – бакинка, и этим все сказано.

 Скажу больше, все 37 лет, проведенные в театре – это лучшие годы моей жизни. Здесь и первая роль, и первая любовь, дети, которые родились здесь (улыбается). Даже в период распада семьи меня спас театp. Когда мне казалось, что все, жизнь закончилась, именно театр и не дал мне “утонуть”. Я до сих пор с особым трепетом вспоминаю свои маленькие победы, которые режиссер не видел долгое время, и вдруг, вот оно счастье – первая главная роль. Безумно приятно, когда главный режиссер отмечает, что ты способна на многое, когда приезжий режиссер говорит о том, что он встретил актрису, для которой хотел бы поставить спектакль. Однако самое приятное, испытанное мной ощущение за эти годы – это первая роль моего сына Теймура Рагимова, с которой поздравляли меня. Я понимала, что в какой-то степени – это не просто мой сын, моя частичка, но и единомышленник, который решил пойти на жертвы. Все мы понимаем, что актерская профессия оплачивается не высоко, порой оценивается не по достоинству. Но мы – скромные артисты (улыбается). Для меня большое счастье, что он нашел свое место в жизни. Хотя, мне бы очень не хотелось, чтобы он нес мой груз на себе, ощущая себя театральным ребенком, как его порой и называют. У Теймура свой путь, где будут свои роли и успехи. А своей судьбы своему сыну я не хочу.

 - Какие преграды возникали на вашем пути?

 - Мне очень долгое время пришлось доказывать режиссеру, что я актриса. До сих пор мне говорят: “Для тебя нужна роль”. Но ведь и так есть огромное количество ролей, которые я могу воплотить на сцене. Благо, у меня прекрасные взаимоотношения и со зрителями, которые меня любят. Более того, со зрителем я честна, так как считаю, что в театре это очень важно. Поpой я бываю достаточно резкой и жестокой, оценивая молодых актеров, но ведь мы выдаем не просто “продукт” на сцену. На мой взгляд, в театре не должно быть слабых партнеров, в отношении которых я также жестока и категорична. Я прекрасно знаю все свои недостатки, но у меня есть и масса достоинств. К сожалению, то, что я умею делать на сегодняшний день, не используется, а ведь коэффициент моего полезного действия намного больше, и уходит в пустоту, что для меня равнозначно питьевой воде, уходящей в сток. На сегодняшний день есть немало ролей, которые бы хотела сыграть, но не воплощу на сцене уже никогда в силу своего возраста. Скажу честно, на душе у меня осталась недосказанность, я просто не доиграла…

 - Александра Константиновна, хочется делиться с молодежью секретами профессии?

 - На мой взгляд, в этом нет смысла. К сожалению, во многих молодых и начинающих актерах и актрисах я не вижу души, света в глазах, а о технике речи и умении преподносить себя на сцене я промолчу. Все зависит от знаний, ведь актер – это человек, которому есть, что отдать. За актера все скажет автор, а вот что он отдаст? Сказать честно, мне не безразлично, кому я оставляю театр, в котором выросла. Лично мне не хватает актеров, которые могут открыть мне то, чего я не знаю. Казалось бы, с высоты моего опыта потрясти и заворожить меня уже нечем. Однако и такое случалось. На гастролях в Ярославле, когда мы смотрели спектакль Театра наций по рассказам В.Шукшина – актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов просто потрясли меня.

 Я всегда говорила, что театр – это не просто рабочее место, а место истины и откровений, где каждый должен оголять душу, которой сегодня и не хватает. Мне бы хотелось, чтобы зритель ходил в театр не для галочки, а как на праздник. Сколько бы не пророчили театру конец, как искусству, все это преувеличение. Театр был, есть и будет!

 

Камилла Алиева

 

Зеркало.- 2013.- 30 марта.- С.23.