Постижение профессии
Интеpвью с пианистом Тогpулом Гусейнли
Путь успешного формирования молодого музыканта-исполнителя предполагает, как известно, наличие подлинного дарования, целеустремленности, большого трудолюбия, безоговорочной любви и преданности избранной специальности. Сочетание всех этих важных качеств – прочная опора в поиске собственного исполнительского стиля, в утверждении своей индивидуальности.
Постижение профессии, оттачивание исполнительского почерка, поиск путей к успеху – именно этот круг вопросов стал темой беседы с молодым талантливым пианистом Тогрулом Гусейнли, студентом II курса Кельнской высшей школы музыки (Германия). Лауреат международных и республиканских конкурсов Тогрул своими настоящими успехами подтверждает уже за рубежом сложившееся о нем еще в Баку мнение, как о перспективном музыканте. Мы обратились к Т.Гусейнли с просьбой поделиться своими впечатлениями об учебе в Германии и рассказать, какие изменения за этот период произошли в его творческой жизни.
- Тогрул, удалось ли вам за время пребывания в Германии “перестроиться” на немецкий уклад жизни?
- Думаю, да. Закон и дисциплина в Германии – на высочайшем уровне. Местный ты житель или иностранец – к тебе все относятся с уважением. Возможно, именно поэтому, хотя я очень скучаю по Баку, мне все же удалось быстро адаптироваться в чужой стране, постепенно привыкнув и к новому окружению.
Поставив перед собой цель учиться в Германии, я еще в Баку занялся изучением немецкого языка. Полученные знания помогали на первых порах, а уже практика проживания среди носителей немецкого дала возможность получить свободное владение языком. Сегодня практически на одном уровне владею азербайджанским, русским и немецким языками, но думаю на родном, азербайджанском.
Кельнская высшая школа музыки (по своему учебному процессу приближена программам консерваторий и музыкальных академий) считается самой большой в Европе. Здесь учится много иностранных студентов из Европы, Азии, Америки. Самое ценное, что представители каждой нации имеют возможность открыто демонстрировать свои традиции, начиная с кухни, заканчивая культурой. Толерантность современной Германии общепризнана.
- А что дает вам Германия в профессиональном плане?
- Очень многое. Постижение профессии для меня происходит не только в процессе занятий с моим педагогом Ниной Тичман, но и в ходе широкого творческого общения, участия в мастер-классах. Так, мне посчастливилось пройти мастер-классы знаменитого профессора музыки Ференка Радоша – признанного мастера драматургического развертывания музыкальных произведений. Хотелось бы отметить, что учеником господина Радоша был Андрас Шифф – пианист, завоевавший сегодня широкую известность. Его интерпретации произведений Шопена положительно отмечены самой взыскательной критикой. Мне было очень интересно работать под руководством господина Радоша над Третьей сонатой Шопена. Для меня – это очень серьезный шаг на пути познания творчества великого романтика.
Недавно я прошел мастер-класс австрийского пианиста Бадура Скода, неоднократно консультировался и с известными немецкими пианистами – в Германии не только принято, но и поощряется широкое общение молодых музыкантов с мастерами исполнительного искусства. Через такое общение происходит накопление опыта, поступает серьезная информация, заставляющая о многом задуматься. Все это (на фоне серьезных, всепоглощающих занятий) “подталкивает” к самостоятельным решениям, к поиску собственного исполнительского почерка.
У человека обязательно должна быть цель, тогда знаешь, к чему стремиться, – об этом мне неоднократно говорил мой бакинский наставник и педагог, профессор Октай Гусейнович Абаскулиев, бесценные советы которого работают на разных ступенях моего профессионального образования. Именно Октай муаллим дал мне установку на накопление репертуара, который должен обязательно включать произведения разных эпох, стилей, жанров. От Октая Гусейновича – моя любовь к творчеству Бетховена (сонаты которого раскрывают перед исполнителями безграничный мир музыки) и преклонение перед эпохой романтизма. Совсем не случайно, что в последний приезд в Баку я выступил с программой “Жемчужины романтизма”, в рамках которой прозвучали “Вариации на тему Генделя” И.Брамса, четыре прелюдии С.Рахманинова, Соната си минор Ф.Шопена.
- В вашем исполнении эти произведения ранее звучали в Баку?
- Моей целью было исполнить сочинения, разученные в Германии. В концерте звучала новая программа, апробация которой прошла именно в Баку.
Признаюсь, что в составлении программы “Жемчужины романтизма” я не оригинален, т.к. услышал аналогичный подбор сочинений в концерте, проведенном в Кельне Григорием Соколовым, после которого я “заболел” этой великой музыкой. Не откликнуться на зов своего сердца не мог и начал разучивать новые для себя произведения, которые внесли серьезные коррективы в мои музыкальные привязанности. Так, еще год назад Брамс не входил в “пятерку” моих любимых композиторов. Но более близкое знакомство с его искусством дало мне возможность постепенно проникнуть в глубокий мир творчества этого гения, музыка которого вне времени и вне границ. Здесь столько эмоций, приобретающих порой оттенок щемящей боли!
Говоря о своем обращении к романтикам, не могу не отметить творчество Шумана. Очень люблю его Фантазию, которую всегда играю с каким-то особым вдохновением. Что касается Шопена, то его произведения я много играл еще в Баку. “Истинный Шопен скрывается в сонатах и 24 прелюдиях”, – это мнение профессора Лобанова “повернуло” меня в сторону названных произведений, над которыми тоже серьезно работаю в настоящее время. Я бесконечно благодарен Василию Павловичу Лобанову за внимание и помощь в моем профессиональном движении. Я неоднократно участвовал в мастер-классах, проводимых этим замечательным музыкантом и педагогом, рекомендации которого бесценны.
Внимание к романтикам не отвлекает меня от огромного желания работать над бетховенской Сонатой N28 (Ля мажор) и “Вариациями на тему Корелли” Рахманинова, которые позволили мне расширить представление о творчестве выдающегося композитора.
- Тогрул, возвращаясь к учебному процессу, было бы интересно узнать о системе немецкого музыкального образования.
- Его главная особенность заключена в том, что музыканты занимаются только музыкальными предметами, из которых одним из самых главных (наряду со специальностью) является Камерный ансамбль. Мне повезло музицировать с Артемом Кононовым – хорошим скрипачом из России, учеником знаменитого Захара Брона. Общность интересов дает возможность захватывающих бесед, порой сводящихся к дискуссиям на профессиональные темы, а также совместных поездок на концерты, проводимые в других городах Германии. Но главное, мы готовим программы и дуэтом выступаем не только в Кельне, но и в выездных концертах.
Что касается остальных предметов, то гармония и сольфеджио изучаются три года по полтора часа в неделю. Эти предметы объединены в курс “Строй слуха”, оказывающий огромную помощь в проблеме развития музыкального уха. Такой фактор важен для всех музыкальных специальностей и чрезвычайно необходим оркестрантам, т.к. вырабатывает умение слушать друг друга. А когда оркестранты в состоянии самостоятельно слышать любую линию партитуры, то облегчается работа дирижера, устанавливается более тонкая взаимосвязь между оркестром и солистом.Серьезное внимание в учебном процессе отводится предмету “Педагогика”, помогающему в подготовке по специальности “Учитель музыки”. Предмет “Музыкальная литература” охватывает широчайший временной диапазон: от древности до современной музыки. Очень жаль, что нет даже упоминания об азербайджанской музыкальной культуре. Я внимательно изучил каталог библиотеки Кельнской академии, в которой, в частности, много произведений Хачатуряна и ни одной фамилии азербайджанского композитора. На уровне своего положения студента мне сложно изменить ситуацию, но очень хотелось бы привлечь внимание компетентных организаций к решению этой очень важной проблемы.Немецкая аудитория очень музыкальна, концертные залы всегда заполнены. Азербайджанская музыка уже звучит в концертах и имеет успех, но необходимо, на мой взгляд, пропагандировать ее не только вширь, но и вглубь. Отсутствие в библиотеках нот и записей произведений азербайджанских композиторов серьезно тормозит процесс популяризации нашей музыкальной культуры за рубежом. Руководством страны прилагаются огромные усилия по пропаганде азербайджанского искусства, и, думается, внимание к столь несложно решаемой проблеме, как наличие нот и записей азербайджанской профессиональной музыки в зарубежных библиотеках, также внесет свою лепту в общее дело широкого признания нашей страны как одного из культурных мировых центров.- Выше вы упомянули о своих концертных выступлениях. Хотелось бы узнать о них подробнее.
- Если позволите, я вернусь на несколько месяцев назад. Так, в Берлине в Посольстве Азербайджана состоялся мой сольный концерт, посвященный трагическим событиям 20 Января. Звучали прелюдии Кара Караева, Рахманинова, Шопена, удивительным образом оказавшиеся созвучными столь печальной дате. Безусловно, мой интерес к азербайджанской фортепианной музыке огромен, есть определенные планы, которые, надеюсь, постепенно будут реализовываться.За сравнительно короткий срок я играл сольные программы на различных немецких сценах: дал два концерта в Кельне, играл в Дортмунде и Виттене, а также выступил в составе камерного ансамбля с исполнением фортепианного Трио Бетховена. О концерте в Баку мы уже говорили.- В социальной сети неоднократно проходила информация и о ваших успешных участиях в различных музыкально-исполнительных проектах.
- Из наиболее значимых проектов отметил бы свое участие в очень популярном в Германии фестивале “Приз немецких пианистов” (Deutscher Pianisten Preis). Последним по времени призером Deutscher Pianisten Preis стал Лукас Гениушас – в настоящее время очень известный и востребованный пианист. Такая карьера доказывает высокий уровень требований в отборе участников вышеназванного фестиваля. Я стал номинантом этого престижного проекта и был самым молодым пианистом, выступившим на одной сцене с уже известными музыкантами. Без преувеличений: расцениваю этот факт, как событие в моей творческой биографии.
Памятным и очень ценным для меня было участие в широко известном и глубокоуважаемом в мире музыки проекте “YEHUDI MENUXIN LIVE MUSIC NOW”. Предварительно всем претендентам на участие пришлось пройти серьезные отборочные туры, проводимые в музыкальных академиях Кельна, Вупперталя и Ахена. Было серьезное и достойное соперничество. Успешное участие в таком творческом соревновании – огромная радость и активный стимул для дальнейшего роста. Моя победа (в категории “сольное исполнительство”) предоставила мне право выступать с сольными концертами в различных концертных залах Германии. Я был удостоен также и специальной стипендии.- Примите наши поздравления и пожелание дальнейших успехов. И последний вопрос: Тогрул Гусейнли вне музыки – такое понятие существует?
Граница между этими состояниями возможна лишь в виде “пунктира”. Специальностью я занимаюсь по 5-6 часов ежедневно. Отдых для меня – это тоже полезное времяпрепровождение. Книги присутствуют в моей жизни всегда. Люблю ходить по книжным магазинам и радуюсь каждой покупке. Мои последние приобретения – Шекспир, Булгаков, Кафка, Набоков, Коэлье. Мой кумир – Достоевский, которым я зачитываюсь.Не могу и без кино. Каждый раз заново открываю для себя Чарли Чаплина, Бернардо Берталуччи, Андрея Тарковского. Нравятся Дэвид Линч и его “Потерянное шоссе”. Пересмотрел практически все картины Альфреда Хичкока (самые любимые фильмы этого выдающегося мастера – “Головокружение”, “Психоз”).Для исполнителя очень важны занятия спортом. Отдаю предпочтение плаванию и велосипедному спорту, который в Германии пользуется большой популярностью. Для этого увлечения нет возрастных и статусных границ. Не только студенты, но даже ректор, проректоры, деканы – все приезжают в академию на велосипеде.В начале нашего разговора вы поинтересовались моей “перестройкой на немецкий уклад жизни”. Пожалуй, сейчас мой ответ будет более лаконичным и точным. Главное, я научился ценить время и не стесняться говорить, что стремлюсь к успеху. Мир музыки необъятен, и я счастлив, что имею к нему самое прямое отношение.
Рая АББАСОВА
Зеркало.- 2013.- 25 мая.- С.27