Память

... Исмет Гаибову посвящаю

Несмотря на то, что с того трагического 20 ноября прошло немало лет, мне кажется, что все это произошло вчера. Я никогда не смогу забыть тот день, ту боль и тяжелую утрату. Много раз я пытался написать о нем, но перо не слушалось меня от нахлынувших воспоминаний, связанных с Исметом. Исмет муаллим был поистине бесценным человеком для нашего народа, нации и государства. Он хотел жить, был примерным семьянином и безмерно любил жизнь. Все его желания и мечты, безграничная любовь к близким и народу остались незавершенными. Щемящее сердце чувство безвременной утраты дорогого друга не дает мне покоя и сейчас, и мне все еще трудно поверить, что его нет среди нас!

Вертолет МИ-8, на борту которого находился Исмет Гаибов вместе с другими государственными деятелями, был подорван армянскими экстремистами. Пишу эти строки и чувство волнения вновь переполняет меня, но нахожу в себе силы и продолжаю писать.

Исмет Гаибов был поистине Человеком с большой буквы, яркой личностью, он обладал невероятными организаторскими способностями, был кристально чистым человеком. Говорят, безупречных людей не бывает, но Исмет был действительно безупречным и непредубежденным человеком, юристом, опиравшимся на законы правды и справедливости. Будучи прекрасным специалистом по юридическому праву, он понимал жизнь и был дальновидным человеком.

Принимая какие-либо решения, он никогда не спешил, руководствуясь принципом “семь раз отмерь – один раз отрежь”! Он был личностью, тонко чувствующей жизнь и дающей правильную оценку сложившейся ситуации. Независимо от личности гражданина, совершившего противоправные действия, он превыше всего ставил справедливое и гуманное отношение к нему.

Будучи гуманистом, Исмет в своей работе придерживался воспитательных принципов. Он не был ярым сторонником жестких наказаний.

При возникновении раздутого армянскими экстремистами “нагорно-карабахского вопроса” Исмет Гаибов сразу занял жесткую позицию по данному вопросу, в рамках которой предпринимал решительные и ответственные шаги. Понимая сложность ситуации, он в своих выступлениях по телевидению неоднократно давал понять оголтелым армянским экстремистам: “Вы не получите ни единой пяди азербайджанской земли!”

Я был хорошо осведомлен о сложившейся ситуации, часто бывая в “горячих точках”. В то время армяне Нагорного Карабаха на волне его решительных заявлений от страха были вынуждены покинуть Ханкенди и всеми силами старались уехать из Азербайджана. С болью в сердце стоит признать, что после событий 20 ноября 1991 года этот процесс был остановлен воздействиями М.Горбачева и его приспешников. Воспользовавшись сложившейся ситуацией, армянские фашисты начали осуществлять свои грязные намерения, в результате чего было потеряно около 20 процентов территории Азербайджана.

Как упоминалось выше, Исмет Гаибов был большим гуманистом. За преступления, совершенные обвиняемыми от безысходности, он требовал легкого наказания и видел в этом путь исправления личности. В ходе судебного процесса он рекомендовал выносить более мягкие приговоры лицам, совершившим непредумышленные преступления. Помню, как он предложил мне впервые участвовать в судебном процессе. На что я возразил: “Я ведь начальник районного отдела внутренних дел, что подумают окружающие?” Он сказал, что ничего необычного здесь нет, что будь в штатском, и в шутку добавил: “Надень очки, тебе никто и не узнает!” Он сказал это настолько искренне, что я согласился с ним. В ходе процесса, в конце своей обвинительной речи, Исмет муаллим добродушно обратился к суду со словами в отношении обвиняемого: “Посмотрите, какие прекрасные кудри у этого молодого человека”. Это высказывание прокурора создало в судебном зале приятное оживление. Далее в своем выступлении он добавил, что мы должны главенствоваться принципом воспитания, а не наказания человека. Занятая прокурором такая человеколюбивая позиция оказала благоприятное впечатление на участников процесса. Оказалось, что обвиняемый был простым рабочим совхоза. И при принятии решения суд ограничился легким наказанием в отношении этого человека.

В 1979 году при назначении меня начальником районного отдела внутренних дел Исмаиллинского района мне было предложено встретиться с 1-м секретарем райкома партии. В конце августа я был на приеме у тогдашнего 1-го секретаря райкома партии Исмаиллинского района, ныне покойного Гашама Асланова. После длительной беседы он предложил мне встретиться с прокурором района Исметом Гаибовым, позднее ставшим прокурором Алибайрамлы, Сумгайыта, позднее Генеральным прокурором Азербайджанской Республики. Моя первая встреча с ним прошла в добродушной обстановке, и мы беседовали около часа. Во время беседы Исмет муаллим отметил, что обстановка в районе неблагоприятная, и в случае моего назначения он надеялся, что взаимными, согласованными действиями коренным образом можно исправить эту ситуацию. Позднее Гашам Асланов отметил, что прокурор положительно отозвался обо мне, сказав: “Халыг муаллим – лучшая кандидатура для начальника Исмаиллинского района. Он работает в штабе Министерства внутренних дел республики, является кандидатом юридических наук, показал себя только с положительной стороны”. Руководство района приняло во внимание доводы Исмета Гаибова и дало согласие о моем назначении.

С самого первого дня у меня сложились теплые, деловые отношения с Исметом Гаибовым. Исмет муаллим был чутким человеком.

В то время в Исмаиллинском районе ситуация действительно была крайне тяжелой, существовало множество проблем, криминал, в частности нераскрытые уголовные дела прошлых лет.

При рассмотрении подобных дел я обратил внимание на уголовное дело от 1969 года о страшном преступлении со смертельным исходом. Молодая женщина была убита жестоким образом. По делу не было проведено элементарных следственных мероприятия. Чувствовалось, что кто-то препятствовал раскрытию данного преступления. Я сообщил об этом прокурору района Исмету Гаибову, и он незамедлительно позвонил начальнику следственного управления МВД, ныне покойному генерал-майору Тофику Асланову и попросил прислать опытного следователя, отметив при этом, что неплохо бы командировать Мабуда Гусейнова, так как он, по его мнению, лучше всего справиться с поставленной задачей. В ходе следствия совместными усилиями прокуратуры и милиции были получены неопровержимые доказательства и установлено, что на почве ревности преступление совершил муж погибшей, который признал свою вину.

В конце марта 1981 года в отдел милиции поступило сообщение об убийстве супругов в селе Миджан. Мы с Исмет муаллимом сразу же выехали на место происшествия. По прибытии стало известно, что некий Гаджиага и его супруга были зверски убиты в своем доме. Это преступление действительно отличалось своей крайней жестокостью. Жители Исмаиллы были в ужасе от произошедшего. Это было самое тяжелое преступление, совершенное за предыдущие несколько лет. Ведь были убиты двое беспомощных стариков! Телефоны руководства района обрывались от звонков. 1-й секретарь райкома ныне покойный Гашам Асланов неоднократно посещал РОВД с целью ознакомления с ходом следствия, бывший в ту пору министром внутренних дел Джафар Велиев лично по телефону интересовался данными результатами следствия. В ходе раскрытия этого преступления прокурор района Исмет Гаибов проявил исключительный профессионализм, проведя со мной 17 бессонных дней и ночей. Сколько я не пытался уговорить его хоть немного отдохнуть, все мои попытки оставались безрезультатными. Он говорил: “Как я могу оставить тебя одного, а сам пойти отдыхать?” Он довольствовался короткими минутами сна в рабочем кресле. Важную роль в раскрытии данного преступления сыграл и следователь следственного управления МВД Мабуд Гусейнов. Он наравне с нами провел множество бессонных ночей.

В результате 17-дневной напряженной работы преступление было раскрыто, и преступники получили заслуженное наказание. Один из них был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, другой получил 15 лет строгого режима. Неоценима роль Исмета Гаибова в раскрытии данного преступления. Он не чувствовал себя спокойным до тех пор, пока преступление не было раскрыто.

Исмет Гаибов был верным и преданным другом. Он был одним из тех немногих людей, я не знаю других людей, которые были столь верны дружбе и товариществу. Он придавал очень большое значение таким отношениям между людьми.

Однажды ко мне приехал мой товарищ по аспирантуре Ариф Мустафаев, которого я давно не видел. Я очень обрадовался встрече с ним. Ариф муаллим – интеллигентный и образованный человек. Мы с ним предались воспоминаниям о прекрасных годах учебы в аспирантуре. Я позвонил Исмету и сообщил, что у меня в гостях замечательный человек и товарищ, известный ученый-этнограф, изучающий культурное наследие Ширвана, в том числе и Исмаиллы. Пригласив его на совместный обед, я отметил, что, к тому же, мой гость – уроженец Газаха. На что Исмет муаллим в шутку сказал: “Тогда я непременно буду”. Отмечу, что предки Исмета Гаибова – родом из Газаха. Хотя он родился и учился в Гяндже, в семье известных педагогов – Исмаил муаллима и Фирузы ханум Гаибовых. Я заметил, что у Исмета с первых же минут сложилось хорошее впечатление об Ариф муаллиме. Он внимательно и с неподдельным интересом слушал собеседника. Их беседа также привлекла мое пристальное внимание, особенно когда речь зашла о генеалогии рода Гаибовых. Я узнал о бывшем на протяжении 36 лет муфтии Закавказья Гусейне Эфенди Гаибове, первом азербайджанском военном летчике Фаррух-Аге Гаибове. Являясь достойным представителем рода Гаибовых, Фаррух-Ага проявил образцы мужества на фронтах Первой мировой войны и погиб в одном из боев.

Слушая их беседу, я видел, как Исмета переполняет чувство гордости за представителей своего рода, когда речь шла об их деятельности на гражданском и военном поприщах. Это почувствовал и Ариф муаллим. “Теперь честь продолжить славные дела рода Гаибовых досталась вам, Исмет муаллим”, – сказал он, на что Исмет ответил: “Это покажет время”…

В ходе беседы выяснилось, что Ариф муаллим прибыл в район с научной целью и пробудет здесь несколько дней. Это меня очень обрадовало. Беседы с Ариф муаллимом пришлись Исмету по душе, и они практически каждый день встречались подискутировать на исторические темы. Исмет очень любил общаться с интеллигентными и образованными людьми.

Через несколько дней Ариф муаллим вернулся в район, и мы совместно с Исметом проводили его в Баку. Впоследствии он неоднократно интересовался деятельностью Ариф муаллима, просил передавать ему наилучшие пожелания. При этом он отмечал: как хорошо, что есть такие люди, он верит в его будущее и видит в нем большого ученого. И действительно, провидение Исмета сбылось: Ариф муаллим – ныне доктор исторических наук, профессор, осуществляет свою научную деятельность в должности заведующего научно-исследовательской лабораторией Бакинского государственного университета.

Проработав совместно несколько лет в районе, Исмет без меня не посещал ни одного мероприятия. Мы совместно посещали колхозы и совхозы, где Исмет вел беседы с тружениками сел, которые настолько увлекались беседой с ним, что, кажется, могли слушать и говорить с ним бесконечно. Его беседы с людьми были просты, познавательны и наполнены юмором. Несмотря на то, что Исмет Гаибов был прокурором района, он не позволял себе вольностей в общении с людьми, не задевал их чести и достоинства, за что и заслужил всеобщую любовь.

Наша дружба с Исметом перешла в семейную дружбу, а затем и в родственные отношения. Все праздники мы часто проводили вместе.

Наша дружба создала благоприятную атмосферу и в районе. На протяжении совместных лет работы снижался уровень преступности. И действительно, в те годы не было случаев краж, грабежа, разбоев, что являлось результатом совместной работы правоохранительных органов района. В этом большая заслуга Исмета Гаибова

Одновременно Исмет Гаибов принимал активное участие в общественно-политической жизни района. Он был единственным в республике прокурором района, избранным в члены бюро райкома партии, что в то время считалось очень почетным.

Наши дружеские отношения передались и нашим детям, и теперь они продолжают эту своеобразную традицию отношений. Мой сын Фарид и сын Исмета – Исмаил и сейчас продолжают начатую в те годы дружбу, часто встречаются, вспоминая прошедшие годы, что не может не радовать меня.

Где бы ни работал Исмет, наши дружеские отношения не прерывались никогда, да это было и невозможно, так как Исмет никогда бы не позволил им прерваться.

И будучи прокурором Алибайрамлы и Сумгайыта, Исмет всегда находил время для нашего личного общения и встреч.

Когда Исмет Гаибов стал первым генеральным прокурором суверенной Азербайджанской Республики, я уже работал в Управлении уголовного розыска МВД. Но должность генерального прокурора не изменила его характера. Он оставался самим собой – простым, искренним, внимательным, скромным, бескорыстным и добрым человеком.

Будучи генеральным прокурором, Исмет Гаибов часто приглашал меня к себе, и мы предавались воспоминаниям о наших совместных днях работы.

Потеря такого человека была потрясением не только для меня, но и для многих из нас.

Ничто человеческое не было чуждо ему. Это был добрый и чуткий человек, безумно любивший жизнь во всех ее проявлениях, обожающий окружающих его людей: свою семью, родных и близких, друзей и коллег. Он любил музыку, поэзию, и в кругу родных и друзей мог прочесть строки из стихов или напеть любимую мелодию. Это был разносторонний человек, незаурядная и яркая личность в нашей истории. Он любил жизнь, людей, и они платили ему тем же. Люди тянулись к нему, любили и уважали его, потому что он находил для каждого из них определенные слова и особое отношение.

Хорошо, что у него есть достойный преемник в лице его сына Исмаила. Это несколько облегчает мою боль по поводу утраты, в этом я нахожу утешение. Пользуясь случаем, я хочу пожелать его сыну Исмаилу успехов в жизни и в работе, и верю в то, что он во главу своей деятельности поставит принципы правосудия, ведь недаром говорят мудрецы: “Каков отец, таков и сын”.

Исмет Гаибов был для меня неповторимым человеком, яркой звездой, сверкнувшей на небосводе нашей родины – Азербайджана. Его прекрасные человеческие качества, чистота и искренность помыслов и сейчас стоят перед моими глазами.

На моем жизненном пути было много хороших людей и преданных друзей, и я горд тем, что среди них был ты, мой дорогой Исмет, занимавший и все еще занимающий важное место в моем сердце, даже потеря тебя не смогла разлучить нас…Ты навсегда останешься в моем сердце…

Халыг ГАСЫМЗАДЕ

Зеркало.- 2013.- 16 ноября.- С.7.