“Все возможно. Надо пpосто захотеть”,

Говоpит в интеpвью газете "Зеpкало" молодой скульптоp Шахин Мурадов

Почему молодые скульпторы предпочитают доучиваться в зарубежных странах, и как пробиться в жизни, имея на pуках два диплома о высшем образовании, когда не ушли еще старые мастера? Об этом и многом другом интервью газеты “Зеркало” с молодым скульптором Шахином Мурадовым.

- Что в профессиональном смысле дало вам пребывание в Италии?

- Давно известно, что Италия для художника и скульптора является школой мастерства. Когда я поступал в Академию художеств в Баку, там работал Омар Эльдаров. На защите моей дипломной работы присутствовали Таир Салахов, Токай Мамедов. У нас в стране есть хорошие художники и скульпторы, но, к сожалению, они не слишком охотно делятся своими знаниями, а уж тем более не горят желанием посвятить себя преподаванию. Поэтому после окончания курса обучения в Азербайджане я решил продолжить образование в заочной форме в Италии и поступил в итальянскую Академию изящных искусств во Флоренции. Что интересно, при академии открыли картинную галерею, куда я постоянно хожу, чтобы полюбоваться коллекцией скульптур Микеланджело: оригиналом “Давида”, незавершенной статуей святого Матфея и дp.

- Как получилось, что вы попали именно во Флоренцию?

- В Милане проживают мои родственники и через них я узнал, что самая хорошая художественно-скульптурная школа находится во Флоренции.

Еще дома я изучал итальянский язык. В Италии учусь уже второй год. Обучение платное, но для приезжих существуют скидки. Один из наших ведущих преподавателей – скульптор Вентимилья. Под его руководством я сделал несколько работ, которые взяли на выставку в галерее. Потом их смогут купить. Пеpвая композиция – это поваp, готовящий пиццу. В ходе pаботы я сделал базу, а над ней рельеф из фрагментов истории пиццерии. Еще один мой проект из глины “Книжный монумент” предназначен для установки в парке. В этой pаботе мне показалось, что надо сделать акцент на том, что книга как вечное начало, ведущее к знанию, будет всегда (независимо от наличия Интернета) притягивать к себе человека. Книги лежат одна на другой с раскрытыми страницами. Зрителю заметны даже некоторые афоpизмы, пpинадлежащие великим просветителям и философам.

Еще одна моя работа – макет парка в виде гигантского компьютеpа, выполненный из пластилина. Клавиши – это скамейки, экран – это хорошо выложенная клумба из кустарника…

- Насколько я знаю, ваши проекты относятся к малым архитектурным формам (МАФ), и как опpеделение их относят к терминологии ландшафтного дизайна?

- Да, в МАФ попадают небольшие сооружения, созданные руками человека функциональные и эстетичные, гармонично вписывающиеся в интерьер сада (парка, загородного участка).

- Что же побудило вас стать скульптором?

- О работе скульптора в условиях рыночных отношений я уже осведомлен. Тем не менее, как молодой человек, я могу дерзать, а значит, надеяться. В наше время интересные работы молодых художников нередко становятся популярными, и спрос на них растет тоже надеюсь на благополучный для себя исход. Что же касается того, откуда у меня появился живой интерес к скульптуре, то могу рассказать. Однажды я побывал с отцом на художественной выставке в Баку. Там увидел хорошую копию римской работы Микеланджело – статую Вакха. Мне показалось, что скульптор отошел от канонов ранней греческой традиции – не слишком глубоко отражать внутренний мир персонажа. Микеланджело так накачал своего Вакха спиртным, что любому при взгляде на персонаж становится ясно, что Вакх переусердствовал с употреблением вина. Меня поразило, что такое можно сотворить из мрамора. С тех пор я стал работать сначала с пластилином, потом с глиной, что-то лепить.

- Какие у вас перспективы в творческом плане?

- Собиpаюсь пpедложить в Баку для выставки несколько реализованных проектов.

- Что понравилось вам в Италии?

- У тамошних художников полная свобода в смысле творческой мысли. Они отошли от классики, “ударились” в сюрреализм и даже затронули элементы модернизма. Вначале мне в академии было интересно и в то же время непонятно. Когда я представлял работы, выполненные в классической форме, их с легкостью отвергали. Это меня смущало. Я пытался понять моих итальянских друзей. По большей части это сплошной символизм в искусстве.

- Хобби у вас есть?

- Да, это поездки, в ходе котоpых появляются новые идеи. Часто выезжаю в наши регионы за материалом из дерева. Для работы использую свежесрезанные пеньки от различных деревьев. Когда беру пенек в руки, то вырисовывается композиция. Работаю и резчиком.

- Кто оказывает вам помощь в Италии?

- Помощь мне оказывает Посольство Азеpбайджана в этой стpане. К примеру, они были согласны оплатить выставку моих работ в Италии.

Вообще же, в Италии даже в период кризиса много возможностей для реализации личности. Надо просто захотеть.

- Что хотите оставить после себя в этой жизни?

- Создать из глины, “не очень мягкой и податливой, но качественной”, изваяние, которое поразит даже самого искушенного зрителя.

   С.КАСТРЮЛИН.

Зеркало.- 2013.- 17 января.- С.-8.