“Служанка-госпожа”
Об очеpедной блестящей пpемьеpе
на сцене Театpа опеpы и
балета
Еще не стерлись впечатления от великолепной постановки “Севильского цирюльника”, а уже вновь на сцене Театра оперы и балета другая, не менее яркая, полная блеска, юмора и жизненной энергии опера “Служанка-госпожа” (La serva pardona) Джованни Баттиста Перголези. Словно продолжая проделки плутоватого цирюльника, героиня оперы – служанка Серпина, девушка из народа, своего рода, “Фигаро в юбке”. Хитростью, ловкостью и очарованием она завоевывает сердце своего господина Уберто – увальня-аристократа, которому после всех ее женских уловок остается лишь покориться и сдаться.
Представленная театром премьера оперы Перголези стала знаковой во всех отношениях. Во-первых, “Служанка-госпожа” – это исторически первая комическая опера, положившая начало развитию этого жанра. Опера, хотя и небольшая, камерная, но очень яркая, полная блеска, юмора и жизненной энергии, доставляет радость слушателям всех возрастов, независимо от музыкального багажа, – как профессиональным музыкантам, так и любителям. Во-вторых, опера “Служанка-госпожа”, впервые за более чем столетнюю историю была поставлена на сцене отечественного Театра оперы и балета. В-третьих, в качестве постановщика впервые выступила известная отечественная исполнительница, заслуженная артистка республики Инара Бабаева, которая в постановке исполнила и главную женскую роль – Серпины. Руководство Театра оперы и балета пошло на оправданный риск, предоставив шанс отечественной приме поставить спектакль, тем более что в ближайших планах Инары Бабаевой продолжить обучение в качестве театрального режиссера. И в этой связи постановка вызвала неподдельный зрительский интерес.
Спектакль очаровал. Настоящий оперный праздник не только для ушей, но и для глаз; спектакль, в котором есть все: любовь, интрига, юмор, барочная роскошь – люстра, канделябры, парики, расшитые золотом камзолы. Словом, все то, что составляет суть барочной оперы. Ну, а если добавить и хрустальное звучание клавесина, словно вводящего в “атмосферу” галантного века, о нравах которого еще “король-солнце” Людовик IV сказал: “Женщину можно было ударить, но только цветком”, – удовольствие от спектакля поистине непередаваемое.
В сущности И.Бабаева представила весьма традиционный, очень красивый и хорошо функционирующий классический спектакль – практически ни одного шага в сторону от либретто Дж.А.Федерико: расторопная и лукавая служанка Серпина надумала женить на себе своего хозяина – старого холостяка доктора Уберто. Переодев слугу Веспоне офицером, Серпина представляет его Уберто как своего жениха, который требует у хозяина Серпины большое приданое. Старый холостяк давно уже влюблен в служанку, к тому же он скуп и не хочет отдавать приданое. Поразмыслив, Уберто решает, что самым лучшим вариантом для него женитьба на Серпине.
Под стать неповторимости и красоте спектакля и вокальный состав: дуэт Инары Бабаевой (Серпина) и Антона Ферштандта (Уберто). Удивительная энергетика у этих исполнителей – пылкая, беззаботная, идеально подходящая для оперы-буффа. А главное – это то, что у исполнителей были кураж и азарт, и все это они умело отдали зрительному залу. На сцене были живые люди с живыми эмоциями. А оригинальные мизансцены, а порой и остроумно обыгранные микродействия просто завораживали.
Выше всяких похвал была Инара Бабаева. Комедийный дар певицы, не без удовольствия разыгравшей на сцене капризную, своенравную и одновременно, весьма искусную (в плане розыгрыша и одурачивания своего хозяина) девицу, в сочетании с магией голоса в этой гибкой вокальной партии, гипнотизировал от первой до последней ноты. Серпина-Бабаева беспечна, жизнерадостна, лукава, как и ее знаменитая ария “Stizzoso, mio stizzoso?” (Зачем вам так горячиться?) и, в то же время легка, грациозна, как исполняемая ею ария “Ах, как в жизни много значит!”
И у ее партнера – Антона Ферштандта, – уже в первой арии “Sempre in contrasti” (Всегда наперекор) была возможность продемонстрировать свое вокальное мастерство. Антон Ферштандт – не только опытный певец и, следовательно, могущий похвастаться артистической зрелостью и ювелирной отделкой каждой фразы, он еще и увлеченный создатель роли Уберто. Отечественный баритон изобразил своего персонажа эмоционально, искренне, с позволения сказать, весьма “вкусно”, не раз вызывая добрую улыбку на протяжении всего спектакля.
Это был своего рода спектакль-спор, спектакль-соперничество двух замечательных профессионалов-исполнителей – Инары Бабаевой и Антона Ферштандта, – ловко, легко, непосредственно перетягивавщих внимание на себя, который завершился умиротворяющим прелестным дуэтом “Perte io ho nel core” (Что в сердце ощущаю). Ну, а весьма эмоциональная жестикуляция третьего участника постановки – мима Веспоне в исполнении Фарида Ибрагимова – стала своеобразным связующим звеном между главными персонажами, добавил лукавый огонек в общую концепцию комического развития событий на сцене.
И оркестр театра во главе с маэстро Джаванширом Джафаровым помогал солистам, не загоняя их быстрыми темпами, естественными для буффонных перипетий, предоставляя певцам возможность облюбовать каждую ноту, каждый поворот вокальной линии. Создавалось ощущение, что оркестр под руководством маэстро и сам не без удовольствия, на правах участника, включился в плутоватую игру Серпины, “дышал” вместе с певцами, не говоря о весьма искусном проведении барочных “узоров” партитуры Перголези.
Впрочем, все в этот вечер работало на спектакль, заставляя женскую половину зала смущенно улыбаться, а мужскую – “наматывать на ус” раскрываемые на сцене приемы женских манипуляций. Невероятный успех, и, как следствие, долго непрекращавшиеся овации зрительного зала на последнем поклоне побуждали растроганных солистов смущенно раскланиваться, а маэстро, проявив барочную галантность, бросил в оркестровую яму букет цветов.
В целом нужно отметить, что Театр оперы и балета вновь преподнес своим зрителям настоящий лучезарный оперный праздник. И этим театр, безусловно, привлекает внимание не только меломанов, интеллигенцию столицы, но и политиков, сотрудников дипломатических представительств, а порой и простого обывателя, которому достаточно увидеть хотя бы одну постановку, чтобы непременно прийти в театр вновь. Репертуарная “копилка” Театра оперы и балета пополнилась еще одной новой (и весьма яркой) постановкой, а коллектив оперной труппы театра можно поздравить с очередной творческой удачей.
Улькяр Алиева
Зеркало.- 2014.- 8 апреля.- С.- 8