Юбилей композитора Арифа Мирзоева

Сегодня исполняется 70 лет реформатору азербайджанской органной и исламской духовной музыки

Талантливый музыкант Ариф Абдулла оглу Мирзоев встречает свой 70-летний юбилей в родном Баку, где несколько запоздавшая весна никак не одержит верх над отголосками зимы. Независимо от олицетворяемой им календарной даты юбилей, – конечно же, событие исключительное, позволяющее пролистать прожитые годы, многое вспомнить, оценить свершенное, подумать о грядущем. Именно потому это запоминающееся событие в жизни человека всегда сопряжено с ярким всплеском эмоций и щемящим чувством сожаления по ушедшим годам.

А.Мирзоеву не о чем сожалеть, ибо за его плечами простирается насыщенная в своей событийности и во многом знаменательная творческая жизнь. Путь в Большую музыку, как известно, никогда не бывает легким и быстротечным. Творческий путь Мирзоева оказался отнюдь не простым и даже извилистым, хотя годы его учебы, как и его последующие самостоятельные шаги в музыке, мало чем отличались от пути многих его коллег. И все-таки в жизни композитора подчас возникали какие-то неожиданности, которые можно расценить как некие предзнаменования судьбы.

Еще в начале ХХ века отец композитора переехал из Ленкорани в Баку и поселился в квартире, где жила немецкая семья. От прежних жильцов Абдулле Мирзоеву достались музыкальные инструменты и ноты. Надо же было случиться тому, что среди инструментов оказались фисгармония и клавесин, а среди нот – произведения И.С.Баха. Примечательность этих фактов очевидна, но случайными ли оказались они в последующей жизни самого композитора? Как ценитель музыки Абдулла Мирзоев хотел видеть всех своих детей музыкантами. В лице Мусы и Арифа Мирзоевых семья представила двух совершенно разных композиторов, занявших в азербайджанской музыке достойное место.

В 1951 году А.Мирзоев поступает в музыкальную школу для одаренных детей при консерватории. В третьем классе он начинает сочинять музыку. С 1961 года юный музыкант продолжает образование в музучилище им. А.Зейналлы, где учится в классе композиции у Х.Мирзазаде.

Увлеченность Мирзоева композицией привела его в консерваторию, куда он поступил в 1965 году. Так он оказался студентом знаменитого класса композиции выдающегося композитора и педагога Кара Караева. Годы, проведенные в консерватории, стали важной вехой в формировании самобытного композиторского почерка молодого автора, приобретения им глубоких и разносторонних знаний, без которых трудно представить себе становление современного композитора. Этот период жизни Мирзоева ознаменовался пробой пера в разных жанрах и разных стилях музыки.

Именно в азербайджанской музыке 1960-х годов ХХ века начался далекий от однозначности, а потому принципиально важный процесс стилевого обновления, поиска новых средств выразительности, расширения круга отражаемых тем и образов. Неудивительно, что новаторские тенденции, обозначенные в музыке К.Караева, оказались поддержанными его соратниками и молодыми композиторами. Примечательно, что студенческие работы Мирзоева подкупают взвешенностью своего стиля и характерной выверенностью письма. К сказанному добавим, что, будучи еще студентом консерватории, композитор печатался в таких престижных московских издательствах, как “Музыка” и “Советский композитор”. Сам по себе этот факт расценивался как нечто исключительное, из ряда вон выходящее событие.

По окончании в 1974 году консерватории композитор переезжает в Москву, где начинается новый и весьма плодотворный период его творчества. То были годы интенсивной и интересной в творческом плане работы, открывающие перед музыкантом новые перспективы. Его творческие искания приобретают в эти годы целенаправленный, четко очерченный характер. Мирзоев создает самую разную музыку, пробуя себя от песни до крупных циклов. Точно так же его музыка впечатляет разнообразием содержания, кругом затрагиваемых тем и жанров, наконец, своей стилевой палитрой. Все это так или иначе определяло направленность творческих исканий композитора. В этом смысле особо показательны его отношение к действительности, восприятие происходящих в мире событий. Примечательно, что в его мемориальной музыке, в произведениях, непосредственно воплощающих трагическую тему, всегда присутствует дух высокой нравственности. Композитору всегда близок поиск гармонии и прекрасного в музыке.

Полистилистика, интерес к которой композитор обнаружил еще в студенческие годы, со временем перерастает в последовательную и глубокую приверженность к полифонии. Отметим, что такие черты полифонического мышления, как использование остинато, имитационности, самый тип тематизма, складывающийся из тематического зерна и общих форм движения, присутствуют в музыке первой тетради прелюдий, относящейся к раннеконсерваторскому периоду. Разумеется, последовательная увлеченность композитора полифонией не могла быть случайной. Неудивительно, что от частных примеров преломления полифонии Мирзоев приходит к воплощению грандиозного в своем прочтении полифонического замысла.

Таким переломным сочинением для композитора стала его “Органная симфония памяти И.С.Баха”, написанная в 1984 году и приуроченная к 300-летнему юбилею великого полифониста. Произведение получило сенсационное мировое признание и стало ярким художественным открытием автора. В пятичастной органной симфонии А.Мирзоев соединил орнаментально-мугамные, хоральные и полифонические вариации. Тем самым композитору удалось представить одну из закономерностей азербайджанской музыке ХХ века, а именно – слияние традиций Востока и Запада, в принципиально новом свете. Здесь впервые композитор соединил, казалось бы, абсолютно чуждые два начала, т.е. азербайджанская музыка Мирзоева сплелась со стилевой манерой немецкой классической полифонией Баха.

Этот успешный опыт композитора был продолжен в его последующих работах. В этой связи интересной представляется исламская траурная месса “Январские пассионы”, написанная для симфонического оркестра, хора, органа и двух народных солистов (кеманча и ханенде) на стихи поэмы “ШехидлярБ.Вагабзаде. Произведение, посвященное памяти жертв январской трагедии 1990 года в Баку, по-новому представило искания помпозитора в контексте Восток-Запад. Здесь композитор сумел соединить традицию марсия как образца исламской духовной и траурной музыки с традициями духовно-религиозной музыки католических, протестантских и евангелических песнопений.

Профессор Удо Циммерман, являющийся крупнейшим музыкальным авторитетам в современной Германии, обозначает стилевые искания Мирзоева как полистилистику. При этом он отличает полистилистику последнего от полистилистических исканий А.Шнитке и Г.Канчели. У.Циммерман подчеркивает, что полистилистика Мирзоева “более уникальна, так как в ней звучат пласты разных культур и эпох: немецкой классический полифонии, немецкого и французского барокко, итальянского и английского возрождения, а с другой стороны, – восточный мугамат”. Воздавая должное совершенному стилевому мастерству азербайджанского композитора, немецкий исследователь заявляет, что “такой полистилистики еше не было. Это – неоренесансная музыка Востока и Запада. Ариф Мирзоев взял самое лучшее в мире, оставшись при этом Арифом Мирзоевым”.

Думается, тоньше и точнее сказать трудно. Всем своим творчеством, разносторонней деятельностью А.Мирзоев подтвердил обоснованность высоких слов, адресованных ему. Музыкант по отношению к себе предельно требователен и являет собой образец преданного отношения к своей профессии. Достаточно в этой связи заметить, что в 1998 году А.Мирзоев реализует свою мечту овладения профессией органиста. Он поступает на органный факультет Московской консерватории и получает диплом по специальности “концертирующий органист”. Точно так же сбылась давнишная мечта композитора побывать в Германии и поклониться могиле И.С.Баха.

А.Мирзоев встречает свой юбилей в прекрасной творческой форме. Последнюю, пятую “Ренессанс-симфонию” (2014) можно рассматривать как подарок композитору к собственному юбилею. Музыкант, как всегда, полон разных планов. Одним из таких серьсзных проектов в его жизни должно стать издание всех его органных сочинений в двух томах, которое готовят издательства Германии и России. “Себастьяну Баху Востока”, как называют А.Мирзоева на Западе, пожелаем здоровья, успехов, а главное – удачи!

  У.Иманова

Зеркалою0 2014.- 10 апреля.- С.- 8