Ожившая легенда о Томрис

 

О премьере балета "Раст" на сцене Театра оперы и балета

 

Поставить в течение одной недели на сцене Театра оперы и балета две блестящие премьеры – оперу “Плащ” Джуччини и балет “Раст” на музыку Ниязи – достойный пример для подражания и творческой активности отечественным театрам. Несмотря на погодные условия, воочию увидеть яркую премьеру балета “Раст” на гениальную музыку Ниязи при участии ведущих артистов балетной труппы отечественного театра собрались истинные поклонники классического театра. Да и сама постановка – первое переложение симфонического мугама на танец, как и необычная сюжетная основа балета (старинная легенда о женщине-амазонке Томрис, ставшей символом азербайджанской женщины – красивой, умной, любящей, с мечом в руках защищающей свой род, свой народ) – вызвала повышенный интерес у публики.

Создатели балета – автор либретто и известный публицист, мой коллега-”зеркалец” Аждар Гаджиев, выдающийся мастер отечественного балета Тамилла Ширалиева в содружестве с известными деятелями отечественного искусства – композитором Мусой Мирзоевым и художником Рафизом Исмайловым – сделали незабываемый, оригинальный и очень яркий спектакль, который хочется посмотреть не раз.

Раст” – это первый лад, с которого Узеир Гаджибейли начал свой фундаментальный научный труд “Основы азербайджанской музыки”, определив его строение тремя тетрахордами. Тремя оригинальными составляющими – симфоническим мугамомРаст” Ниязи, оригинальной хореографией и введением в балет эпизодов с участием классического мугамного трио в составе Гюльяз Мамедовой, Сабухи Ибаева и Эльхана Мансурова, – характеризуется и представленный балет “Раст”. Это первая и оригинальная, по своей составляющей, постановка: балет – эксперимент, балет – вызов, который оставляет неоднозначное впечатление, споры, но, без сомнения, вызывает интерес.

В основе либретто балета – историческое противостояние Томрис с персидским царем Киром II (в либретто он обозначен как шах Ирана). В день своей свадьбы с воином Атром Томрис, из-за ревности и предательства Бану, становится вдовой. Она отвергает любовные притязания шаха, поднимает народ на борьбу с иноземными захватчиками и в момент финального поединка сражает своего врага мечом.

Любовь, интриги, погони и схватки, пронизывающие произведение, в сочетании с роскошной постановкой балета, гениальной и дансантной музыкой Ниязи, высокопрофессиональной балетной труппой театра, потрясающими костюмами и восхитительными декорациями словно “вырывают” зрителей из реального мира, перенося на час с небольшим в эпоху, “когда мир был юным”.

Как подчеркивает Тамилла ханум: “Классическая музыка просто требует классической хореографии”. Весь непрерывный “ток” сценического действия на фоне великолепных декораций – скал Гобустана, шахского дворца, храма Огнепоклонников – Атешгях, шатрового походного дворца раскрываются как в хореографических номерах (“Танец Томрис”, “Танец воинов с Атром”), так и в сценах-картинах: “Охота на олененка”, “Заклинание победы и освящение мечей”, “Пир” и сцена-соревнование во дворце шаха.

И все же, несмотря на классическую составляющую, балет изобилует оригинальными и весьма эффектными сценографическими деталями: это, прежде всего, моменты резкого перехода от музыки из симфонического мугама Ниязи к классическому народному мугамному трио (своего рода использование кинематографического приема “стоп-кадр”, концентрирующих внимание зрителей на “узлах” действий, либо акцентирующих внимание зрителей на действии определенного персонажа). Благодаря данным сценографическим “переключениям”, зритель словно попадает в “мир теней”, мир внутренних страстей героев. В этом плане особенно запомнились сцена любовного дуэта Томрис с Атром, словно для влюбленных на несколько мгновений остановилось время. И мугамные импровизации певца-ханенде за сценой становятся выразителями мыслей чувств влюбленных.

Замечательно смотрелся квартет ведущих солистов балетной труппы театра – Камилла Гусейнова (Томрис), Гюльагаси Мирзоев (Атр), Елена Скоморощенко (Бану) и Анар Микаилов (шах). Впрочем, все участники постановки заслуживают добрые слова и искренние аплодисменты зрительного зала – и мужской кордебалет, великолепно проявивший себя в оригинальной сцене соперничества двух групп войска шаха (весь номер целиком построен на чередовании метро-ритмических формул в исполнении ударных инструментов), и женский кордебалет в “Танце девушек” из второго акта.

К премьере всегда предъявляются порой завышенные требования. И в этом смысле – балет “Раст”, поставленный Театром оперы и балета, безусловно, займет достойной место в постоянном репертуаре театра. Непередаваемая словами теплая атмосфера, феерический “вихрь” музыки и танца, которые царили на протяжении всего представления в зале, заставили забыть о холодном зимнем вечере. После великолепной премьеры балета каждый зритель выходил из зала немного другим – просветленным, отдохнувшим, наполненным исключительно положительными эмоциями, которых нам, порой, так не хватает.

Руководство Театра оперы и балета до конца театрального сезона обещает целый ряд интересных постановок. Бакинским меломанам остается лишь только внимательно отслеживать афиши театра, чтобы не пропустить новые интересные постановки.

 

Улькяр АЛИЕВА

Зеркало.- 2014.- 4 февраля.- С.- 8