С почтением и любовью

 

К немеркнущей звезде Азербайджана..

 

20 февраля нынешнего года исполнилось ровно 30 лет, как нет с нами Фикрета Амирова, азербайджанского композитора с мировым именем, автора первых и непревзойденных симфонических мугамов, оперы “Севиль”, балета “Тысяча и одна ночь”, “Азербайджанского каприччио” и многих других сочинений, ставших неотъемлемой частью нашего музыкального бытия.

Фикрет Амиров ушел из жизни неожиданно и скоропостижно, на пике своей славы, в возрасте 62-х лет, окрыленный успехом своего последнего гениального детища – балета “Тысяча и одна ночь” и вкушая радость от его новых постановок на разных сценах мира. Но судьба распорядилась иначе, и радость от постановок этого удивительного феерического сценического действа и вообще всего наследия выдающегося композитора вот уже 30 лет мы вкушаем без его личного присутствия. Несколько лет назад мне посчастливилось работать над сценарием документального фильма “Фикрет Амиров”, и я заново окунулась в этот волшебный мир Музыки. Мне вспомнился один эпизод из концертной жизни Баку, когда на сцене нашей филармонии в начале 80-х годов выступал приехавший на гастроли зарубежный оркестр. В конце своей обширной программы, куда входили жемчужины мировой симфонической музыки, в знак уважения к хозяевам сцены этот прекрасный коллектив с большим воодушевлением сыграл одно из знаковых сочинений нашей музыки – “Азербайджанское каприччио” Фикрета Амирова. Тогда я, студентка консерватории, впервые увидела маэстро, как говорится, живьем. Большинство присутствующих в зале были иностранцы, в том числе делегация немецких туристов, которые после исполнения именно этого сочинения встали и восторженными криками “браво” начали выражать свое восхищение автору сочинения. Фикрет Джамилевич сидел один в бельэтаже и под натиском оваций, наконец, спустился к сцене. Он был очень спокоен, и ясно было видно, что такой прием произведения для него не впервые. Один из туристов даже подбежал к нему и на русском языке с выраженным немецким акцентом лично поблагодарил маэстро за прекрасное сочинение. Помню, как Амиров в ответ пожал ему руку и сказал – “Спасибо, дорогой”. К сожалению, в зале филармонии в тот день было немало пустых мест, и этот немец все удивлялся такому положению дел. Наконец, моя близкая подруга и сокурсница Зумруд Дадашзаде не выдержала и в оправдание решилась сказать ему, что сегодня проводится интересный футбольный матч и очень многие сейчас там. Этот немец сделал еще более изумленный вид и никак не мог понять, почему же наши люди предпочли такую безумно прекрасную музыку какому-то футбольному матчу.

Эти и многие другие воспоминания буквально ожили в нашей памяти 20 февраля сего года, когда благодарные поклонники и почитатели творчества Фикрета Амирова пришли к могиле нашего корифея музыки и почтили его память. Выступившая с речью председатель Союза композиторов Азербайджана композитор Франгиз Ализаде очень живо и красноречиво говорила о немеркнущей красоте музыки Амирова, которая умеет проникать в душу любого человека, независимо от национальности и музыкальных пристрастий. Она привела один примечательный факт, доказывающий эту мысль. Несколько лет тому назад в новогодних гастролях по городам Германии, Австрии и Швейцарии одного из престижных европейских оркестров, куда был приглашен дирижировать наш соотечественник Фуад Ибрагимов, в знак уважения к дирижеру было предложено включить в концерты одно произведение азербайджанской музыки. Союз композиторов в срочном порядке выслал ноты около десяти известных наших авторов. Но выбор оркестра единодушно пал на одно сочинение. Это было “Азербайджанское каприччио” Амирова – то самое, которое покоряет и будет покорять сердца еще многих и многих слушателей всего света, неся языком музыки правду о нашем народе и его богатом духовном наследии.

А на днях на сцене Белорусского музыкального театра в Минске состоялась премьера балета “Тысяча и одна ночь” Амирова, произведения, триумф по мировым сценам которого так жаждал увидеть сам композитор. Трогательно вспоминал своего отца сын композитора Джамиль Амиров, последние годы проделавший большую работу по систематизации архива композитора, которая нашла свое отражение в его книге об отце. В книгу собрана и полная переписка композитора с такими личностями, как Шостакович, Стоковский и многое другое. Все это стало возможным благодаря поддержке Фонда Гейдара Алиева, усилиями которого готовится к изданию полное собрание сочинений композитора под общим названием “Fikret zirvesi”. Разговор о музыке и наследии композитора настолько захватил нас, что продолжился в уютном кабинете председателя Союза композиторов и объединил в едином порыве композиторов и музыковедов. Видимо и это было не случайным. Ведь долгие годы Ф.Амиров являлся одним из бессменных секретарей Союза композиторов Азербайджана, который мог одним звонком решать самые, порой, трудноразрешимые проблемы. Открытием для всех нас стало сообщение Джамиля Амирова о том, что в архиве композитора имеются также партитуры сочинений, которые никогда не исполнялись. Видимо композитор просто не успел их обнародовать. Например, среди них большой труд под названием “Симфонические портреты”. Как же интересно услышать музыку Амирова, воскрешающую перед нашим взором средствами чарующих звуков образы Гусейна Джавида, Ниязи и других выдающихся личностей.

Вспоминая Амирова, невольно перед глазами воскрешается и его уютный домашний кабинет, такой же красочный, как его музыка. Увы, все это можно увидеть только в кадрах документального кино, и, несмотря на то, что сразу же после смерти композитора вышло распоряжение об увековечении его памяти, создание музея в его квартире так и осталось на бумаге…

Но не хочется заканчивать эти краткие размышления о композиторе на грустной нотке. Ведь главное для любого творца – это жизнь его творений. Порой кажется, что именно музыка Фикрета Амирова – самая востребованная азербайджанская композиторская мысль в мире. А всем нам и будущим потомкам лишь остается повторять фразу, сказанную когда-то самим Маэстро: “Спасибо, дорогой и незабвенный Фикрет Джамилевич за этот бесценный дар, за настоящую Музыку, которая не устает покорять наши сердца”.

 

Лала ГУСЕЙНОВА

Зеркало.- 2014.- 22 февраля.- С.- 14