Мир – это прекрасно
О жизни, творчестве и о себе
размышляет народный артист Азербайджана Эльдар Кулиев
Вряд ли найдется в нашей стране человек, который не был бы знаком с творчеством Эльдара Кулиева. Народный артист Азербайджана, человек широкого профессионального и общественного поля деятельности – профессор Эльдар Кулиев по праву считается одним из главных творческих символов своей страны.
Наша беседа с прославленным азербайджанским кинорежиссером Эльдаром Кулиевым началась несколько непредсказуемо. Вопреки традиционно принятому повествованию о своем творческом пути Эльдар муаллим поделился профессиональным мнением по поводу сравнительно недавно показанного по телевидению фильма Джо Райта “Анна Каренина” с Кирой Найтли в главной роли. Прямо скажем, решение фильма довольно оригинальное, идущее вразрез с уже знакомыми нам постановками.
“Согласен, фильм снят совершенно иначе, и режиссер довольно интересно и умело сочетает условность кино с реальной средой. Можно, конечно, придраться, что это не Лев Николаевич, но его дух вполне ощутим.
По моему мнению, самой лучшей экранизацией романа Толстого является работа Зархи с Самойловой и Лановым в главных ролях. Когда смотрю этот фильм, с нетерпением жду сцены скачки, где в роли Бетти появляется Майя Плисецкая.
Сейчас многое осовременивают: искажают оперы, спектакли, фильмы, лишь бы сделать все наоборот. Знаете ли, путают божий дар с яичницей. А в фильме Джо Райта – решение свободное, но с уважением к первоисточнику.
Мой гуру в кинематографе – Феллини. Великий итальянец неоднократно рассказывал, что порой снимает сцены, которые предварительно видит во сне. Ни в коем случае не проводя никаких параллелей, могу сказать, что и у меня бывают такие откровения, и тогда, встав с постели, тут же записываю приснившиеся эпизоды.
Феллини удается показать мир таким, каким он его видит, но обязательно через художественное восприятие и изображение. А сейчас во всем мире больше undergraund – авторского кино с уклоном на то, что “ниже пояса”, без уважения к профессиональному кинематографу”.
Профессия
“Пикассо, если не ошибаюсь в адресате, как-то сказал, что всю жизнь шел к тому, чтобы написать картину так, как написал бы ее в детстве. Но возможно ли такое, а главное, нужно ли? Лично для меня важно, чтобы в каждом фильме ощущался обновленный Эльдар Кулиев.
Вы спрашиваете об этапах моего творческого пути? Я никогда не пытался прослеживать “поступенно” свой путь в кинематографе, но точно знаю, что в каждой моей работе, на каком-то интуитивном уровне, находят отражение мои чувства, переживания, созвучные идее фильма. Уверен, если такой взаимосвязи между режиссером и его работой нет, то и фильм не получится. Скажу вам откровенно: в каждом герое моих фильмов, будь он положительный или отрицательный персонаж, обязательно есть немного от меня самого. И это оправдано великой историей искусства. Доказательств тому много. Вспомните хотя бы Флобера, который говорил: “Мадам Бовари – это я”.
Быть режиссером
“Для этого, как и в каждом деле, необходима сумма слагаемых: хорошее образование, знание основ профессии, ее, так сказать, классической формы и, конечно же, талант.
К примеру, импрессионисты совершили революцию в живописи, но они ходили в Лувр и копировали работы великих мастеров Ренессанса, понимая, что нет лучшей школы рисунка и колорита. Приводя этот показательный пример своим студентам, я обязательно подчеркиваю: “Моя цель – научить вас азбуке кино, а слова и предложения придется складывать вам самим”.
Кинорежиссер – элитная профессия. Когда я поступал во ВГИК, на одно место приходилось 47 человек! Представляете, какой отбор! Память о ВГИКе – самая светлая, чистая. Тогда никто еще не знал, кого что ждет впереди: кто займет руководящие посты, а кто останется не у дел.
Мне посчастливилось пройти школу документального кино у Ролана Кармена, потом у Юрия Геника, а до диплома меня довел уже Сергей Герасимов”.
Творчество
“Моей дипломной работой стал фильм “Жили-были”, снятый по рассказу Салама Гадирзаде. Это печальная история о двух пожилых людях, встреча которых позволила им ненадолго скрасить свое одиночество. Но скорая смерть одного из них разрушила их позднее и короткое счастье. Ситуация, не правда ли, вполне жизненная: совершенно незнакомые люди оказываются в сложный период жизни так нужны друг другу!
В начале 1990-х годов, когда все мы были потеряны от происходящих событий, я снял фильм “Как прекрасен этот мир”, в котором больница для душевнобольных стала своеобразным макетом реальной жизни. Все мы, думающие и мыслящие люди, чувствовали себя тогда “сошедшими с рельс”. Это были трудные годы, очень трудные… Казалось, что жизнь прожита зря, что не тем занимался, не то делал…
Совершенно иные настроения царят в двухсерийном фильме “Бухта радости” (картина отмечена Государственной премией Азербайджана – Р.А.). Этот фильм – о героизме, самоотверженности азербайджанских рабочих-нефтяников, впервые в мире добывших нефть из моря. Обращение к темам из реальной жизни не было данью моде или времени: ни в одном своем фильме я не врал, всегда верил в то, что снимаю.
Меня неоднократно приглашали сниматься в кино, но согласился я на это лишь однажды, приняв приглашение Рамиза Фаталиева”.
Документальное кино
“Каждая моя работа, будь то художественный фильм или документальный, мне дорога. Но есть фильмы, которые имеют особую значимость в моей творческой биографии. К их числу, не задумываясь, могу отнести картину “Забытый герой”, в котором в качестве ведущего снялся Василий Лановой. Это фильм о Баку в годы Великой Отечественной войны. Многие, наверное, знают, что в бакинских госпиталях проходили курс лечения и восстановления полмиллиона раненых! В ходе подготовки к работе над фильмом у меня была возможность познакомиться с письмами, которые раненые (уже после выписки из госпиталей) писали нашим врачам. А как они благодарили Баку и бакинцев за сердечность, доброту и отношение!
Меня как-то спросили, что общего между документальным кино и художественным? Общее – это любовь, которую ты вкладываешь в свою работу. Без нее никак нельзя”.
Откровения
“Я не люблю самобичевания, хотя, когда смотрю уже готовый фильм, то больше других замечаю его недостатки. А иначе нельзя – не будет движения вперед. Никогда не понимал тех, кто говорит, что им удалось сделать что-то запредельно гениальное. Сегодня, к сожалению, нет Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело – вот они, действительно, были гениальными. Но в то же время я счастлив, что застал эпоху расцвета нашей культуры, представители которой восхищали своим интеллектом, эрудицией, глубиной мысли и полнотой чувств. И это наполняет меня гордостью за землю, давшую миру такие таланты.
Что же касается литературы, то все свои предпочтения отдаю Маркесу и его роману “100 лет одиночества”. Это книга на все времена. Года два-три назад прочел чудесную повесть “Долина кудесников” Кямала Абдуллы – замечательная вещь. Да, здесь много свободы, много нарушений традиционных знаний, но автор на все имеет право, если он доказателен”.
Память
“Есть память ума, а есть память сердца. И там, в сердце, глубоко-глубоко откладываются и в нужный момент дают о себе знать воспоминания.
Меня воспитывала бабушка, которую я называл “мамой”, а к маме обращался “сестра”. Бабушка была удивительной женщиной, к ней относились как к аксакалу семьи. И хотя она славилась своей строгостью, ко мне относилась всегда с большой нежностью. Когда я приезжал из Москвы на каникулы в Баку, она обязательно готовила для меня кутабы и дюшпере, которые я очень любил и люблю.
Баку – это все для меня. Мы жили в коммунальной квартире на улице Мирзы Фатали (угол Островского), недалеко от Тезе пир. До начала войны нашими соседями были немцы, благодаря которым моя мама совершенствовала свой немецкий и даже преподавала этот язык в школе.
В каждом своем фильме, в котором действие происходит в Баку, некоторые сцены я обязательно снимаю на моей родной улице, рядом с нашей парадной. Я счастлив, что до сих пор там живут люди, для которых я просто Эльдар, сосед с их двора. Их отношение ко мне для меня очень важно.
Люди, которые меняются в угоду внешним Обстоятельствам, – их жалко. Испытание временем выдерживают далеко не все, поэтому с годами круг общения сужается. Но из таких, без преувеличения, болезненных процедур я сумел извлечь для себя полезный урок: очистился в своем окружении от “шелухи”, от мелочности и… иначе взглянул на жизнь. Но менять что-то в ней я не хочу. Это моя жизнь. В ней, к счастью, есть несколько человек, которым я верю, знаю, что с их стороны точно не будет “удара в спину”. Эти люди не занимают никаких престижных постов, но у них есть талант дружить, а это большое искусство.
Послесловие
Мой последний по времени фильм – “Записки дервиша”. Картина построена в форме детектива на историческом материале. Действие в фильме, разворачивающееся в начале 19 века, перекликается с настоящим временем. Как и в предыдущих моих работах (“Стамбульский рейс”, “Заложники”), я попытался здесь ответить на некоторые волнующие вопросы сегодняшнего дня. И знаете, к пониманию чего я приблизился? Мир – это прекрасно… наверное, прекрасно. А я – неисправимый оптимист, верующий в то, что добрых людей больше, чем всяких других”.
Рая АББАСОВА
Зеркало.- 2014.- 9 мая.- С.- 21