Танго
втроем
На сцене Театра оперы и балета состоялась премьера нового балета
"Танго любви"
Танго втроем Один из самых ожидаемых культурных событий недели столицы – спектакль “Танго любви” на сцене Театра оперы и балета в постановке известного российского хореографа, народной артистки России Лилии Сабитовой. Слух о том, что театр будет ставить новую оригинальную постановку, которая будет целиком основана на музыке столь любимом многими жанра танго, распространился в Баку еще в начале весны, и, как результат, ни одного билета в кассах театра после выхода афиши. Интерес подогревался и тем, что балет новаторский. Если раньше отдельные танцы в стиле танго и “вкраплялись” в отдельные постановки академической балетной сцены или ставились “белые” (бессюжетные) балеты, то впервые, уже в Баку, Лилия Сабитова решила поставить первый балет с фабульной основой.
В основе сюжета – классический любовный многоугольник. Кабаре-танго, в которое случайно заходит скучающий главный герой балета – Рауль. Гипнотизирующее танцевальное соло танцовщица кабаре Лауры околдовывает его. Даже приход невесты Рауля – Терезы – и протесты хозяина кабаре Мигеля и сопровождающая его верная свита охраны-псов не могут остановить влюбленных. И только удар ножом отчаявшейся Терезы в сердце своей соперницы во время танца словно рассекает невидимую паутину “Танго втросм”, опутавшую участников разыгрываемой драмы. И после трагедийной финальной составляющей начинаешь как-то сомневаться в словах мэтра Пауло Коэльо о том, что “если даже любовь несет с собой разлуку, одиночество, печаль – все равно она стоит той цены, которую мы за нее платим”. А если цена любви – сама жизнь?
И все же, несмотря на трагическую составляющую, спектакль очаровал. Балет “Танго любви” из тех постановок, который хочется посмотреть не раз. Есть яркие, сильные эмоции, в полной мере раскрывающие драматический конфликт они обеспечивают высокую внутреннюю “температуру” спектакля. Есть знаменитые хиты танго на музыку Карлоса Гарделя, Астора Пьяццоллы, Херардо Родригеса, Консуэлы Веласкес – местами дерзкие, терпкие, а местами проникновенно лиричные. Есть прекрасная композиционная структура, близкая к принципу киномонтажа, где даже финальная составляющая с “галереей” главных персонажей напоминает эпилог старых латиноамериканских мелодрам. Есть яркая и эксцентричная сценография балета “Танго любви”, визуально воссоздающая атмосферу “золотого века танго” – 30-50-х годов прошлого столетия: тяжелые пунцовые бархатные гардины танго-кабаре в оформлении художника-постановщика Юсифа Бабаева, великолепные дамские платья с открытой спиной и строгие костюмы мужчин с неизменными, для того времени, франтоватыми шляпами. Есть и яркие “прорисованные” персонажи Рауля (Гюльагаси Мирзоев), Лауры (Камилла Гусейнова), Терезы (Вероника Аразова) и Мигеля (Самир Самедов).
Новаторские идеи всегда определяет оригинальную жанровую основу постановок. Даже сложно определить хореографическую основу данного балета – своего рода микс классической хореографии (с его обязательными элементами – фуэте, вращениями, прыжками, поддержками, шаги на пуантах), танго (с его характерным четким ритмов шагов, движениями основного шага, характерным локтевым положением, обилием левых поворотов и променадов, противопоставлением эмоционально наполненных динамичных фигур и сдержанных, но выразительных поз) с элементами пластики модерн танца.
Сольные и ансамблевые номера выше всяких похвал. Восхитительная Камилла Гусейнова блистала в технически сложной сцене первого сольного танца и в обжигающих дуэтах: в любовном Adagio на музыку знаменитого танго “Por Una Cabeza” (“Потерявший голову”) К.Гарделя и песни “Besame mucho” (“Целуй меня крепко”) К.Веласкес и финальном танго “Oblivion” А.Пьяццолло со своим замечательным партнером Гюльагаси Мирзоевым. И не менее очаровательная Вероника Аразова в своеобразной сцене-дуэли с более счастливой соперницей под тревожные пульсации великолепное танго “Addios Nonino”, а также полной тоски и нежности в сцене, когда ее героиня находит Рауля избитым охраной Мигеля, в которой Тереза-В.Аразова словно лиана “обволакивает” израненное тело своего любимого. Отметим великолепные поддержки и прыжки по кругу Гюльагаси Мирзоева и не менее замечательную технику и актерское обаяние Самира Самедова в партии франтоватого циничного хозяина кабаре Мигеля.
Весьма интересно и оригинально смотрелся мужской дуэт в исполнении Эдварда Аразова и Руслана Гасымова, возвращая зрителей во времена зарождения танца, когда танго исполнялся исключительно мужчинами, а также зажигательная сцена с участием трех пар в исполнении трех танцевальных пар – очаровательных Риммы Искандеровой, Джамили Керимовой, Юлии Ферштандт и Анара Микаилова, Мехмана Марданова, Интигама Мамедова.
Балет “Танго любви” на протяжении всего сценического действии “держал” зрительный зал в состоянии восторженности и гипнотической завороженности. Движение всех участники балета “Танго любви” – и исполнителей небольших партий – Руфата Шафиева, Орхана Исламова, Айдына Ахмедлы, Руслана Персаня в партии беспощадных охранников; Игоря Кузнецова в небольшой, но запоминающейся партии официанта и кордебалета – словно было окутано магически-гипнотизирующей властью хорошо знакомой жестовой пластики, эмоционально наполненных динамичных фигур и сдержанных, но выразительных поз. И, как следствие, море оваций и преподнесенных букетов. Отечественные премьеры – Гюльагаси Мирзоев и Самир Самедов – и на сей раз проявили галантность, пожаловав букеты своим очаровательным партнершам по сцене.
Как-то принято оставлять за “рамки” статьи кропотливый труд отечественных хореографов. На сей раз было бы грешно не отметить работу отечественных хореографов – главного балетмейстера Тамиллы ханум Ширалиевой, балетмейстеров-репетиторов – Медины Алиевой и Юрия Лобачева, которые провели большую подготовительную работу с исполнителями, сделав все возможное, чтобы донести замысел Л.Сабитовой до зрителя, в полной мере раскрыть яркую, завораживающую феерию танцевальной стихии нового и запоминающегося балета “Танго любви”.
К премьере всегда предъявляются порой завышенные требования. И в этом смысле спектакль, поставленный Театром оперы и балета, стал знаковым событием в культурной жизни страны. Нужно ли говорить, что подобные проекты требуют колоссальной организационной работы со стороны руководства театра: начиная с элементарного – с идеи сделать спектакль понятным и интересным даже для “неподготовленного” зрителя до конкретного сценического воплощения. Стоит ли говорить, что обновление театрального репертуара – дело нелегкое, а приглашение известного зарубежного хореографа не только становится ярким явлением в музыкально-театральной жизни страны, но и приносит большую пользу – и для деятелей хореографии, театральных работников и, наконец, просто для зрителей. Тут уж не стоит и повторять, что работа интересного и талантливого зарубежного хореографа дает толчок творческой мысли (и дискуссии), а один удачный обмен культурными ценностями помогает дружбе и взаимопониманию более, чем сотня декларируемых документов.
Улькяр АЛИЕВА.
Зеркало.- 2014.- 17 мая.- С.- 22