Голос весны

Вспоминая композитора Акшина Ализаде

Голос весныМай в Баку замечательный, лучший месяц года. Легкое дуновение ветра колышет одетые в белый наряд цветущие деревья абшеронских садов, от зимней холодности просыпается древний Каспий, обретая теплый изумрудно-бирюзовый колорит, майские дожди наполняют живительной влагой степные просторы, на которых оживает зеленая растительность с яркими бликами разнообразных цветов. Природа в мае, подобно гениальному Творцу, щедро преподносит чудесные плоды своего воображения.

В мае родился и в этом же месяце на 77-м году жизни покинул наш мир выдающийся композитор, народный артист Азербайджана, лауреат Государственной премии, кавалер орденов “Шохрат” и “Шараф”, профессор Акшин Ализаде – человек, бесконечно влюбленный в свою родину, в ее природу, в народную поэзию и музыку. Акшин Алиевич любил май. Именно в этом месяце он переселялся на дачу в Шувелане – самое дорогое, милое сердцу место на всей Земле. Здесь и только здесь, в уединении, в обстановке тишины и естественных пейзажей он мог широко дышать, спокойно работать, создавать свою прекрасную музыку. Именно здесь, на широком пленэре, где открываются необозримые перспективы вокруг и ввысь, он у самой природы черпал идеи для жизни и творчества.

В пестрой разноголосице современного музыкального искусства, когда, казалось бы, уже испробованы все возможные средства на пути создания собственного, отличающегося музыкального языка, композитор сумел сотворить свой оригинальный, яркий и неповторимый стиль. Вершинное воплощение его мы видим в балете “Бабек”, кантате “Азериляр”, симфониях, хорах.

Произведения композитора уже при его жизни вошли в сокровищницу азербайджанского искусства, а имя его ставилось в один ряд с именами Кара Караева, Джевдета Гаджиева, Фикрета Амирова, Солтана Гаджибекова. Музыка А.Ализаде, выросшая на плодородной почве богатых национальных музыкальных традиций, опоэтизировавшая красоту родного края и воплотившая героический дух народа, получила достойное признание и во многих зарубежных странах.

Акшин Ализаде родился в Баку 22 мая 1937 года. Родители его не были музыкантами, но дома постоянно звучала музыка: отец прекрасно играл на гармони и пел народные песни, а мама – на фортепиано. Навсегда запечатлелся в детской памяти Акшина облик его дяди по матери – Мехти Гусейнзаде, легендарного Михайло, Героя Советского Союза. Можно с полной уверенностью предположить, что именно безграничное уважение и любовь к нему определили впоследствии генеральную линию творчества композитора – воспевание героизма, силы человеческого духа.

Музыкальное образование А.Ализаде получил сначала в специальной музыкальной школе-десятилетке, а потом – в консерватории на композиторском факультете в классе Джевдета Гаджиева, параллельно посещая уроки Кара Караева. Впоследствии он, шутя, говорил: “Я учился очно у Джевдета Исмайловича, а заочно – у Кара Абульфазовича”. Пройдя школу двух корифеев, воспитанников великого Д. Шостаковича, он воспринял от них священный завет – не искать в искусстве легкого пути.

Окончив в 1962 году консерваторию и имея за плечами несколько, хотя и студенческих, но уже получивших признание сочинений (Сонату для фортепиано, удостоенную в 1959 году 1-й премии на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов, Первую симфонию – дипломную работу, с успехом исполненную на фестивале “Закавказская весна”), Акшин решает еще раз устроить себе экзамен, провести испытание своей профессиональной состоятельности. “Для себя я совершенно точно уяснил, – вспоминал позднее А.Ализаде, – что к композитору не может быть применено понятие возраста: если ты не стал настоящим композитором в молодости, не написал до 30 лет настоящего композиторского сочинения, то не станешь им и в старости. И вот, чтобы проверить себя, я, запершись в своем дачном домике, полностью погрузился в работу над симфонией. И только тогда я понял, насколько трудный путь выбрал, и как много надо успеть. Четыре года ушли на воплощение задуманного, и в результате была написана Вторая – Камерная симфония. Первыми ее партитуру увидели мои учителя – К.Караев и Джаджиев, мнение которых было для меня самым важным, ибо я не знал других людей, более тонко и глубоко чувствующих и понимающих музыку”.

Появление Камерной симфонии стало ярким событием не только в биографии композитора, но и в музыкальной жизни 1960-х годов. Впервые исполненная под управлением дирижера Назима Рзаева, она получила высокие отзывы и прочно вошла в репертуар камерного оркестра. Именно после премьеры этой симфонии К.Караев сказал: “Есть такие композиторы, которые сразу же, только начав свой путь в искусстве, привлекают к себе пристальное внимание, об их молодости забываешь и … ловишь себя на том, что к их сочинениям прилагаешь мерку настоящего творчества”.

Требовательный к себе, не допускавший тиражирования уже найденных музыкальных идей, А.Ализаде сумел организовать свой творческий процесс таким образом, что мы не найдем в нем “перепевов” однажды услышанного. Приоткрывая тайны своей творческой лаборатории, он рассказывал: “Наверное, Бог подсказал мне, что нельзя работать подряд в одном и том же жанре, ибо в таком случае неизбежны повторения самого себя. Поэтому, закончив Камерную симфонию, я обратился к хоровой музыке и в дальнейшем продолжал подобные жанровые переключения”.

Так, вслед за Камерной симфонией в 1969 году появились “Баятылар” – 10 хоровых миниатюр на тексты народной поэзии. Проникнутые духом архаики, отличающиеся искусным претворением древних народных мотивов, необычным хоровым письмом, “Баятылар” словно вырвались из оков академизма и обрели новый уровень музыкальной выразительности. В изысканной форме представив в “Баятылар” чувство пантеистического слияния с природой, композитор воплотит его впоследствии и в других сочинениях – в “Пасторали и Ашугской”, в “Сельской” и “Детской” сюитах, “Абшеронских картинах”.

Тему героики А.Ализаде впервые масштабно раскрыл в 1976 году в кантате “Азериляр” (слова Ф.Годжи), посвященной прославлению героев, отдавших жизни за Родину. Оригинальность авторского замысла в том, что подвиги своих сынов воспевают природные явления – бурное Море, суровая Гора, светлая Весна и сама могучая Мать-Земля, непреходящая сущность которых служит залогом вечной памяти…

Много лет шел композитор к своему главному, как он сам считал, произведению – первому в азербайджанской музыке героическому балету “Бабек” (либретто и постановка Р. Ахундовой и М. Мамедова по трагедии И. Сельвинского), премьера которого состоялась в мае 1986 года. Историческая тема, отражающая события IX века, когда восстание народа против арабских завоевателей возглавил легендарный Бабек, получила в балете яркое воплощение. В его образной полифонии органично соединились жесткость мужских батальных сцен и возвышенно лирические Адажио, изощренное коварство врагов и беспредельное благородство героя, возвышенная любовь и безграничная ненависть. Все это получило блестящее воплощение в музыке композитора, отмеченной преобладающим суровым колоритом, который воссоздан путем сплетения современных средств выразительности с народными старинными, архаическими мотивами.

Своеобразную трактовку одного из самых сложных жанров музыки мы видим в пяти симфониях А.Ализаде. Здесь композитора ведет за собой неисчерпаемый для музыкальных открытий и идей богатейший источник – азербайджанский мугам. Моделируя его импровизационную стихию, композитор демонстрирует “высший пилотаж” в построении крупной симфонической формы. Чутким и безошибочным интерпретатором их (как, впрочем, и других произведений композитора) был Рауф Абдуллаев. “Свои симфонические сочинения я всегда писал с расчетом на то, что ими будет дирижировать Рауф Абдуллаев. Это тот дирижер, которого я всегда жду”,- говорил А.Ализаде.

Характерной чертой творческого облика Акшина Ализаде была неторопливость воплощения своих замыслов. Он никогда не гнался за количеством, не стремился писать много. На обдумывание замысла у него уходили месяцы, на воплощение – годы. Завершив произведение, композитор откладывал его в ящик письменного стола и на некоторое время забывал о нем. Потом вновь доставал и, по прошествии времени, как бы заново оценивал, уже со стороны. И только в том случае, если его все удовлетворяло, партитура отдавалась для исполнения. К примеру, Третья симфония появилась через 16 лет после Второй, а над балетом “Бабек” композитор работал 17 лет. Более 20 лет отделяет “Бабек” от двух других балетов – “Путешествие на Кавказ” и “Вальс надежды”. Однако это не означает, что все эти годы композитор молчал. Нет. Было написано немало сочинений, но более мелких форм и других жанров. И, как следствие, мы можем констатировать тот факт, что среди произведений А.Ализаде нет ни одного, имеющего вторую редакцию. Ни это ли является высшим мерилом ответственности художника за свое творчество!

Чувство ответственного отношения к избранной специальности прививал он и своим студентам в Бакинской музыкальной академии, где полвека преподавал композиторам и музыковедам. Оно же двигало им на посту секретаря, а затем и руководителя Союза композиторов, возглавлявшего его в сложные 1985-1990-е годы. И все же главным и любимым делом его жизни было сочинение музыки. Туда, в Шувелан, в свой любимый уголок природы, торопился он в любое время года, чтобы, вновь прикоснувшись к клавишам рояля, погрузиться в тот мир, куда уводят мечты.

Высоко эрудированным, бескомпромиссным музыкантом, нетерпимым к фальши, халтуре, бесталанности – таким запомнился Акшин Ализаде нам, всем тем, кому долгие годы довелось общаться с этим неординарным человеком и большим композитором.

Наталья ДАДАШЕВА

Зеркало.- 2014.- 24 мая.- С.- 21