Его женщины”. Взгляд изнутpи

Состоялась первая премьера любительского театра "Тильда"

Спектакль “Его женщины”, представленный театром “Тильда”, – новое прочтение известной пьесы французского драматурга Робера Тома “8 любящих женщин”. Режиссер Оксана Чадаева, сохранив атмосферу “мрачной комедии”, сфокусировала свой взгляд на личной трагедии каждой героини. Их проблемы, страдания, грехи и пороки настолько реалистичны, что неважно, в какой стране все это происходит. Суть – дать им возможность выяснить отношения.

В лучших традициях Агаты Кристи, восемь очаровательных и несносных, великодушных и коварных, любящих и ненавидящих друг друга женщин изолированы от внешнего мира с единственной целью – разобраться в себе и сказать, наконец, вслух о том, что накопилось за годы. Сквозь призму трагического убийства единственного мужчины, который их объединял, героини выворачивают зрителю свои души наизнанку. “Его женщины” умеют убивать, воровать, клеветать, соблазнять чужих мужей и любовников, и, кажется, они вовсе не умеют любить…

В сегодняшней статье я бы не хотела писать просто рецензию на спектакль. Мне кажется, куда интереснее будут мнение, прочтение актрисами своих героинь и, конечно же, взгляд режиссера. Корреспондент газеты “Зеркало” после премьеры побеседовала с режиссером и актрисами театра “Тильда”.

Режиссер Оксана Чадаева этим спектаклем отправляет своеобразный мессадж обществу: “Жизнь женщины, впрочем, как и мужчины, – всегда находиться в интригах, самим собой создаваемых или вынужденно. Выход из них – это ежедневный труд. Проблема пьесы достаточно классическая. Это предупреждение. Не доводите до предела. Не доводите до трагедии. Все женщины – героини, безусловно, любят Марселя. Пользуются его заботой и материальным благополучием. Ревность. Эгоизм. И не примирение с другими, на субъективный взгляд, РОДНЫМИ… НО…не удается. Поэтому я так хотела, чтобы монолог Пьеретты о том, чтобы женщины были все за одно, четко произносился. Да! Женщины должны быть заодно. Тогда мир, даже наш маленький мир в “Тильде” будет развиваться, а не превращаться в сборище змеюк. Это противопоставление и хотелось заложить в игре актрис, и попытаться неоднозначно донести до зрителя… В финале, когда женщины кричат: “Мы все уедем с тобой” – это словно их желание, просьба на второй шанс… “Мы станем иными, более терпимыми и более любящими…”

Напомним, одну из главных ролей, роль сестры убитого хозяина дома, Пьеретты в спектакле “Его женщины” исполнила наша соотечественница, журналист и публицист Бюльбюль Алиева. “Моя героиня – эксцентричная, вульгарная женщина, сестра Марселя, враг номер один в доме, с ее появления начинается спектакль. На мой взгляд, это очень интересное решение режиссера – начать спектакль с появления яркой шумной женщины. Внимание зрителя мгновенно приковано к сцене. А эпатаж и наглость Пьеретты одновременно подталкивают остальных женщин проявлять себя менее сдержанно. Все, можно уже не притворяться. Другие героини очень быстро подхватывает эту волну обличения, и начинает литься столько грязи! Что Пьеретте остается только ликовать. Она рассорила их всех, хотя они живут вместе и усиленно ненавидят и игнорируют ее. Кстати, Оксана, режиссер, строго-настрого запретила нам смотреть постановки других режиссеров, и, конечно же, нашумевший фильм Франсуа Озона “8 женщин”, чтобы сохранить максимально индивидуальный подход. Для меня образ роковой женщины далек. И поэтому, прежде чем начать репетировать, я очень много читала о роковых женщинах из истории какую роль они играли в жизни своих мужчин – поэтов, художников, писателей, политиков. И узнала столько интересного! Но я свою героиню не буду осуждать. Ее образ жизни (она бывшая стриптизерша), ее меркантильное отношение к родному брату (она называет его “дойная корова”) – все неспроста. Возможно, она была бы лучше, сложись ее жизнь по-другому. Но все рушится…

Ее желание начать новую жизнь уважаемой леди разбито. Ее предали…” Катерина Олейникова, сыгравшая истеричную Огюстину, сестру хозяйки дома и жены Марселя (Наталья Мартынова), отнеслась к своей героине по-философски. “Готовясь к роли, я подумала о том, что каждый человек так или иначе носит маску, и представила себе женщину, которую заставляли быть несчастной, но она не хотела – и жила второй – счастливой и совершенно своей жизнью, в которой была красива и желанна.

Я жила в ситуации вранья какое-то время – так уж вышло… Сердце закрывается и перестаешь ощущать солнечный свет… Так что они там все создали сами вокруг себя террариум… и стали в нем змеюками друг для друга. Мне кажется, что эти 8 женщин – пример того, как всс высокое и чистое может погрязнуть в болоте, если заботиться только о внешнем… и лгать… Спектакль о лжи самим себе в первую очередь… Каждая из героинь глубже, чем кажется, но, когда живешь в стае, работает закон выживания. И, кстати, убийство Марселя стало не только толчком к раскрытию внутренних накопившихся обид, но еще каждая из них вздохнула облегченно – врать больше не надо, не ради чего теперь!” Но Елена Москвичева (Сюзон, старшая дочь Марселя), более категорична к своей героине: “Мне сначала казалось, что Сюзон – положительный персонаж, но потом вот эта ее лондонская жизнь, сам факт, что она в этот серпентарий приехала на пару дней и уедет обратно к своей беззаботной жизни, не заботясь ни о сестре, ни о маме, показали, что все происходящее ее не особо, в общем-то, волнует. Родные люди у нее на глазах лишаются последних человеческих качеств, а она просто приехала на это посмотреть. Вот эта ее кажущаяся легкость бытия, которая на самом деле есть не что иное, как беспринципность. Это такой персонаж, который кажется положительным, но на самом деле заслуженно занимает место среди этих 8 порочных женщин. Сложно донести до зрителей эту двойственность, поэтому я еще в работе над образом”.

Луизу, горничную, а по совместительству любовницу хозяина дома, сыграла Юлия Андгуладзе, которая главной своей задачей видела показать “необузданное желание героини быть нужной и всезнающей”: “Работая над образом, я представила себе молодую провинциальную барышню, которая всеми путями хочет заполучить свое место под солнцем”. Наталья Мартынова (Габи) решила: “Я просто представила, что я – это она, представила, какая я несчастная – на шее висит мать с сестричкой-истеричкой, мужа давно не интересуют мои чувства (как и меня его), от скуки и неудовлетворенности жизнью завела любовника, но от мужа и обеспеченной жизни уходить не хочется. В то же время ей, несмотря на все, нужно постоянно демонстрировать непоколебимую уверенность благополучной и счастливой жены, матери и хозяйки дома. Но муж неожиданно убит, в процессе разбирательства проявляется отношение ко всем домашним (довольно-таки неоднозначное), выясняется, что все, что она делала, ни у кого благодарности не вызывает. Это открытие подрывает всю ее напускную самоуверенность”.

Говорят, что если в одном месте соберутся несколько мужчин, то они будут говорить о женщинах, а если соберутся женщины в одном месте, в одно время и в пределах не более 24 часов, они будут говорить обо вссм и сразу, но в итоге все сведется к ним же любимым… Очень символично, что первым спектаклем любительского театра “Тильда” стал спектакль о женщинах. Они пришли сюда. Рассказали о том, с чем сталкиваются в своей обычной жизни. Безусловно, дальше будут новые пьесы, но всегда важно правильно начать. На мой взгляд – зрителя, журналиста, начато и сделано все было просто отлично. Стильные декорации, “говорящая музыка”, камерная, приватная обстановка. Сцены не было. Актрисы играли прямо перед зрителями, что сближало всех и показало, насколько “жизнь – театр…”

  Б.СОЛОВЬЕВА.

Зеркало.- 2014.- 24  мая.- С.- 17